4. Степень такого хадиса
Мы уже отмечали, что наихудшими из слабых хадисов являются хадисы, относящиеся к категории “мауду‘”, более высокое положение занимают хадисы, относящиеся к категории “матрук”, затем – категории “мункар”, затем – категории “му‘алляль”, затем – категории “мудрадж”, затем – категории “маклюб”, а затем – категории “мудтариб”. В таком порядке их расположил хафиз Ибн Хаджар.[106]
المُنْكَر Мункар
Если причиной отвода передатчика является грубая ошибка, или частое проявление небрежности, или порочность, передаваемый им хадис именуется “мункар”.
1. Определение
а) Слово “мункар” является причастием страдательного залога от глагола “анкара” (не признавать).
б) Слово “мункар” как термин. Улемы давали хадисам, относящимся к этой категории, различные определения. Ниже приводятся два наиболее известных.
1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявшего небрежность или известного своим нечестием.
|
|
2. Это такой хадис, который передавал слабый передатчик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия.
2. Примеры
а) Примером, относящимся к первому определению, может служить хадис, который ан-Наса’и и Ибн Маджа передают со слов Абу Зукайра Йахйи бин Мухаммада бин Кайса, передавшего со слов Хишама бин Урвы, передавшего со слов своего отца, слышавшего от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте свежие финики вместе с сушеными, ибо, поистине, когда сын Адама ест их, шайтан гневается».
Ан-Наса`и сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, и его передавал только Абу Зукайр. Сам он являлся праведным шейхом, со слов которого передавал хадисы Муслим в “Аль-Мутаба‘ат“, однако он не достиг степени таких передатчиков, хадисы которых предположительно являются достоверными в тех случаях, когда никто другой их не передавал».[107]
б) Примером, относящимся ко второму определению, может служить хадис, который передал Ибн Абу Хатим со слов Хубаййиба бин Хабиба аз-Заййата, слышавшего со слов Абу Исхака, слышавшего со слов аль-‘Айзара бин Хурайса, слышавшего со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Войдет в рай тот, кто станет совершать молитвы, и выплачивать закят, и совершит хаджж к Дому, и будет соблюдать пост, и будет оказывать хороший прием гостю».
Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нем сообщается, что эти слова произнес сподвижник, и это известно».
|
|
3. Степень такого хадиса
Из двух приводимых нами определений хадисов, относящихся к категории “мункар”, следует, что такой хадис относится к виду очень слабых хадисов.
المَعْروف Ма‘руф[108]
1. Определение
а) Слово “ма‘руф” является причастием страдательного залога от глагола “‘арафа” (узнавать).
б) В качестве термина слово “ма`руф” используется в качестве обозначения хадиса, передаваемого достойным доверия лицом и противоречащего тому, что передает слабый передатчик.
2. Пример
Примером может служить хадис, который был приведен в качестве примера ко второму определению хадисов категории “мункар”, однако он должен передаваться со слов достойных доверия лиц и заканчиваться именем Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, поскольку, приведя хадис, передаваемый со слов Хубаййиба и возводимый к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (хадис марфу‘) Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нем сообщается, что эти слова произнес сподвижник, и этот хадис относится к категории “ма‘руф”».
المُعَلَّل Му‘алляль
Если причиной отвода передатчика послужила ошибка, его хадис именуется “му‘алляль”, и это является шестой из вышеупомянутых причин.
1. Определение
а) Слово “му‘алляль” является причастием страдательного залога от глагола “‘алляля” (делать дефектным).
б) В качестве термина слово “му‘алляль” используется для обозначения такого хадиса, в котором выявлен недостаток, в результате чего достоверным его признать уже нельзя, несмотря на то что внешне он представляется свободным от недостатков.
2. Определение недостатка (‘илля)
Недостатком называется такая скрытая причина, которая делает невозможным признание хадиса достоверным.
Из данного определения недостатка (‘илля) следует, что знатоки хадисов считали, что недостаток должен удовлетворять двум условиям:
а) Он должен отличаться неясным и скрытым характером.
б) Он должен умалять достоинство достоверного хадиса.
Если же одно из двух условий не будет соблюдено, например, если недостаток является очевидным или если, несмотря на наличие этого недостатка, хадис все же является достоверным, тогда такой хадис не относится к категории “му‘алляль”.
3. Важность и тонкость знания о недостатках
Знание о недостатках хадисов относится к числу важнейщих и наиболее тонких областей науки о хадисах, так как оно требует умения распознавать такие неясные и скрытые недостатки, что делать это могут только настоящие знатоки, отличающиеся хорошей памятью, опытом и глубоким пониманием. Вот почему глубины этой науки смогли постичь лишь немногие выдающиеся имамы, такие, как Ибн аль-Мадини, Ахмад, аль-Бухари, Абу Хатим и ад-Даракутни.
4. В каком иснаде может быть выявлен недостаток?
Речь идет о таких иснадах, которые внешне удовлетворяют всем необходимым условиям достоверности, поскольку в слабом хадисе искать недостатки не нужно в силу того, что он является отвергаемым и в практических целях не применяется.
5. Что может помочь в определении недостатков?
Определению недостатков способствуют нижеперечисленные признаки.
а) Передача хадиса единственным передатчиком.
б) Расхождения с ним других передатчиков.
в) Другие полученные в результате исследования данные, которые присоединяются к тому, о чем говорится в пунктах а) и б).
Для знающего наличие вышеупомянутых признаков служит указанием на ошибку передатчика хадиса. Это достигается либо в результате выявления пропуска после имени последователя в конце иснада такого хадиса, который передатчик передает как непрерывный, либо в результатет установления того, что иснад доходит только до имени последователя, тогда как передатчик возводит иснад до имени пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо в результате обнаружения того, что он ввел один хадис в другой, либо вследствие выявления каких-нибудь других ошибок, что заставляет знающего вынести суждение о том, что данный хадис не является достоверным.
|
|
6. Как можно распознать хадис, относящийся к категории “му‘алляль”?
Это можно сделать путем сопоставления путей передачи данного хадиса, изучения различий между его передатчиками и сличения уровня их точности, после чего выносится суждение о том, в какой именно версии имеется дефект.
7. Где находится дефект?
а) Чаще всего дефекты обнаруживаются в иснаде и имеют отношение к неправильному определению того, к кому именно восходит иснад, а также к таким иснадам, в которых после имени последователя имеется пропуск.
б) Меньшее количество дефектов обнаруживается в матнах хадисов. В пример можно привести тот хадис, где отрицается необходимость произнесения слов «С именем Аллаха» во время молитвы.
8. Умаляет ли дефект иснада значение матна?
а) Подобный дефект может умалять значение матна, как умаляет он и значение иснада. Примером могут служить такие хадисы, которые считаются дефективными по той причине, что в конце их иснадов после имени последователя имеется пропуск.
б) Дефект может умалять значение одного только иснада, тогда как матн такого хадиса продолжает считаться достоверным. Примером может служить хадис, который Йа‘ля бин ‘Убайд передает со слов ас-Саури, передавшего со слов Амра бин Динара, передавшего со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ الْبَيِّعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا ]
|
|
«Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом». В данном случае Йа‘ля указывает, что Суфйан ас-Саури передает хадис со слов Амра бин Динара, но это ошибка, так как на самом деле речь идет об Абдуллахе бин Динаре. Что же касается матна этого хадиса, то он остается достоверным, несмотря на дефект иснада, выражающийся в подобной ошибке, поскольку достойными доверия являются и Амр бин Динар, и Абдуллах бин Динар, а замена одного достойного доверия передатчика на другого не оказывает отрицательного воздействия на достоверность матна, даже если в иснаде имеется ошибка.
9. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “му‘алляль”:
а) “Китаб аль-‘иляль” Ибн аль-Мадини.
б) “‘Иляль аль-хадис” Ибн Абу Хатима.
в) “Аль-‘иляль ва ма‘рифат ар-риджаль” Ахмада бин Ханбаля.
г) “Аль-‘иляль аль-кабир ва-ль-‘иляль ас-сагир” ат-Тирмизи.
д) “Аль-‘иляль аль-варида фи-ль-ахадис ан-набавийа” ад-Даракутни. Это сочинение является наиболее полным.
Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц
Если причина отвода передатчика состоит в том, что его сообщение противоречит сообщениям достойных доверия лиц, что является седьмой из вышеупомянутых причин, то такие сообщения подразделяются на пять видов, а именно хадисы, относящиеся к категориям “мудрадж”, “маклюб”, “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”, “мудтариб” и “мусаххаф”.
1. Если несоответствие заключается в изменении формы иснада или включении хадиса, иснад которого доходит до имени сподвижника, в тот хадис, где приводится ссылка на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то такой хадис называется المُدْرَج “мудрадж”.
2. Если несоответствие заключается в изменении порядка слов в матне, такой хадис называется المَقْلوب “маклюб”.
3. Если несоответствие заключается в добавлении имени лишнего передатчика, хадис называется المَزِيدِ في متَّصِلِِ الأسانِيد “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”.
4. Если несоответствие заключается в замене одного передатчика другим или в противоречии матна данного хадиса матну хадиса, переданного достойным доверия лицом, в результате чего ни одному из них невозможно отдать предпочтение, такой хадис называется المُضْطَّرِب “мудтариб”.
5. Если несоответствие заключается в изменении фраз матна по форме без изменения их смысла, когда порядок перечисления имен в иснаде остается неизменным, такой хадис называется المُصحَّف “мусаххаф”.[109]
Ниже каждая из вышеупомянутых категорий хадисов разбирается более подробно.
Мудрадж
1. Определение
а) Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола “адраджа” (включать что-либо во что-то).
б) В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное.
2. Виды хадисов категории “мудрадж”
Хадисы категории “мудрадж” подразделяются на две группы: хадисы с посторонними включениями в иснад и хадисы с посторонними включениями в матн.
а) Хадисы с посторонними включениями в иснад
1. Определение: так именуется хадис, в котором изменена форма иснада.
2. Формы таких хадисов: речь идет о таких случаях, когда во время передачи иснада передатчик по какой-то причине начинал произносить слова от себя, а кто-либо из слушавших его решал, что сказанное им относилось к иснаду, и в дальнейшем передавал его слова в таком виде.
3. Пример: В пример можно привести рассказ о том, как Сабит бин Муса, известный своим аскетизмом, передавал следующее сообщение: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем».[110] Причиной этого послужило то, что однажды Сабит бин Муса пришел к кади Шарику бин Абдуллаху, который диктовал иснад одного хадиса, говоря: «Передал нам аль-А‘маш, слышавший со слов Абу Суфйана, слышавшего со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…» Произнеся эти слова, Шарик бин Абдуллах умолк, чтобы дать возможность каждому записать его слова, но тут он увидел Сабита и сказал: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем», – имея в виду самого Сабита, известного своим аскетизмом и благочестием, Сабит же подумал, что эти слова являются матном данного иснада, и в дальнейшем передавал эти слова как хадис.
б) Хадисы с посторонними включениями в матн
1. Определение: так называется хадис, в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное.
2. Такие хадисы подразделяются на три группы:
а) Хадисы, в которых включение относится к началу. Таких хадисов насчитывается немного, но все же больше, чем хадисов с включениями в середине.
б) Хадисы, в которых включение относится к середине. Их насчитывается меньше, чем хадисов первой группы.
в) Хадисы, в которых включение относится к концу. Таких хадисов насчитывается больше всего.
3. Примеры таких хадисов
а) Пример хадиса, в котором включение относится к началу. Причиной подобного включения могло послужить то, что передатчик говорил нечто такое, доказательством чему должен был послужить хадис, приводимый передатчиком, который не отделил одного от другого, в результате чего тот, кто слышал его слова, решил, что все сказанное передатчиком является матном хадиса. Примером может служить сообщение, передаваемое аль-Хатибом со слов Абу Катана и Шабабы, которых он отделял друг от друга и которые слышали со слов Шу‘бы, слышавшего со слов Мухаммада бин Зийада, слышавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[-أسبغو الوضوء - وَيْلٌ لِلأعْقَابِ مِنْ النَّارِ]
«Совершайте омовение тщательно. Горе пяткам от мук огня!» Его слова «Совершайте омовение тщательно» являются включением, поскольку принадлежат они Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах. Это становится ясным из той версии этого хадиса, котрую приводит аль-Бухари, передавший со слов Адама, передававшего со слов Шу‘бы, передававшего со слов Мухаммада бин Зийада, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте омовение тщательно, ибо, поистине, Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Горе пяткам от мук огня!”»
б) Пример хадиса, в котором включение относится к середине. В пример можно привести хадис, который со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводится в “Книге о начале откровений”. В этом хадисе сообщается, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал часто уединяться в пещере на горе Хира,[111] занимаясь там делами благочестия», под чем поразумевается поклонение (Аллаху) «в течение многих ночей…»[112]
Здесь слова «под чем поразумевается поклонение (Аллаху)» являются включением и относятся к словам передатчика аз-Зухри.
в) Пример хадиса, в котором включение относится к концу. В пример можно привести хадис Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ الطِّيَرَةُ شِرْكٌ وَمَا مِنَّا إِلاَّ وَلَكِنَّ اللَّهَ يُذْهِبُهُ بِالتَّوَكُّلِ]
«Гадание по полету птиц (есть проявление) многобожия, и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим), однако Аллах устраняет это посредством упования».
Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Он также сказал: «Я слышал, как о словах “и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим)” Мухаммад сказал: “Я считаю, что эти слова принадлежат Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах”».
4. Возможные причины включений (идрадж)
Таких причин насчитывается много, но наиболее известными из них являются нижеследующие:
а) Разъяснение того или иного установления шариата.
б) Извлечение из какого-нибудь хадиса установления шариата еще до завершения его передачи.
в) Разъяснение какой-нибудь непонятной фразы, которая имеется в матне хадиса.
5. Как можно распознать включение?
Указанием на включение служат нижеперечисленные признаки:
а) Цитирование включения отдельно в другой версии этого хадиса.
б) Цитирование его отдельно кем-либо из осведомленных имамов.
в) Признание самого передатчика, что он включил те или иные слова в текст хадиса.
г) Невозможность произнесения тех или иных слов пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
5. Суждение о включении
По общему мнению улемов из числа мухаддисов, факихов и прочих авторитетных религиозных деятелей, включать что-либо в хадисы запретно. Исключением являются такие включения, цель которых состоит в толковании какой-нибудь непонятной фразы, имеющейся в матне хадиса, в силу чего к ним прибегал аз-Зухри и другие имамы.
6. Наиболее известные сочинения на эту тему
а) “Аль-фасль ли-ль-васль аль-мудрадж фи-н-накль” аль-Хатиба аль-Багдади.
б) “Такриб аль-манхадж би-тартиб аль-мудрадж” Ибн Хаджара. Это сочинение представляет собой краткое изложение труда аль-Хатиба аль-Багдади с некоторыми дополнениями к нему.
Маклюб
1. Определение
а) Слово “маклюб” является причастием страдательного залога от глагола “каляба” в значении “выворачивать наизнанку”.
б) В качестве термина слово “маклюб” используется для обозначения такого хадиса, в матне или иснаде которого одно слово заменяется другим, например, когда начало иснада или матна переставлено в конец, или когда конец иснада или матна переставлен в начало, или когда имеются еще какие-либо перестановки.
2. Классификация таких хадисов
Хадисы, относящиеся к категории “маклюб” подразделяются на две основные группы: хадисы с перестановками в иснаде и хадисы с перестановками в матне.
а) Хадисы с перестановками в иснаде бывают двух видов.
1. Когда передатчик переставляет вперед или назад имя другого передатчика и имя его отца, например, когда хадис, передаваемый со слов Ка‘ба бин Мурры, передатчик в результате такой перестановки передает со слов Мурры бин Ка‘ба.
2. Когда передатчик заменяет одного из передатчиков на другого с целью превращения передаваемого им хадиса в неизвестный (гариб) хадис. Примером может служить тот случай, когда известный хадис обычно передающийся со слов Салима, передается со слов Нафи‘а.
Одним из передатчиков, поступавших подобным образом, был Хаммад бин Амр ан-Насиби. Так, например, он передал, что аль-А‘маш передал со слов Абу Салиха, что тот передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
]فَإِذَا لَقِيتُمْ الْمُشْرِكِينَ فِي الطَّرِيقِ فَلا تَبْدَءُوهُمْ بِالسَّلامِ [
«Если встретите в пути многобожников, не приветствуйте их первыми». Этот хадис относится к категории “маклюб”, поскольку Хаммад произвел в его иснаде перестановку, передав его со слов аль-А‘маша, тогда как он известен в передаче Сухайля бин Абу Салиха, передавшего его со слов своего отца, передавшего его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и в таком виде Муслим приводит его в своем “Сахихе”.
Когда имеет место такой вид перестановки, о передатчике хадиса говорят, что он украл хадис.
б) Хадисы с перестановками в матне, которые также бывают двух видов.
1. Когда передатчик переставляет что-нибудь назад или вперед в одной из частей матна.
Примером может служить передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, и приводимый Муслимом хадис, в котором говорится о тех семерых, которых Аллах укроет в Своей тени в тот День, когда иной тени, кроме тени Его. не будет. В этом хадисе среди прочего сказано: «…того, кто подает милостыню (настолько) тайно, что его правая рука не ведает, сколько тратит левая…» Некоторые передатчики передавали это место так, а на самом деле он выглядит следующим образом: «…что его левая рука не ведает, сколько тратит правая…»[113]
2. Когда передатчик приставляет матн одного хадиса к иснаду другого или же иснад одного хадиса к матну другого, делая это с целью проверки или же с иными целями. В пример можно привести случай с имамом аль-Бухари и жителями Багдада, которые сделали перестановки в ста хадисах, после чего стали задавать ему вопросы о них с целью проверки его памяти, он же привел их в первоначальный вид, не допустив ни одной ошибки.[114]
3. О причинах, побуждающих к совершению перестановок
Некоторые передатчики могли прибегать к перестановкам по разным причинам. Среди них можно выделить нижеследующие причины.
а) Желание придать матну хадиса необычный вид, чтобы внушить людям желание передавать его со слов именно этого передатчика.
б) Желание устроить проверку и убедиться в хорошей памяти и точности мухаддиса.
в) Непреднамеренные ошибочные действия.
4. Суждение о перестановке
а) Если перестановка совершается с целью придания необычного вида матну хадиса, поступать так, безусловно, непозволительно, поскольку это вносит изменения в хадис и так поступали фальсификаторы.
б) Допускается перестановка с целью проверки, так как это позволяет убедиться в памяти и способностях мухаддиса. При этом обязательным условием является указание на то, что является правильным, до того, как собравшиеся для слушания хадисов люди разойдутся.
в) Если кто-либо совершает перестановку по ошибке или по невнимательности, это, несомненно, является простительным, однако если подобных ошибок совершается много, это значит, что точность такого передатчика должна быть признана неудовлетворительной, а сам он – слабым.
Как известно, хадисы категории “маклюб”, относятся к одному из видов слабых и отвергаемых хадисов.
5. Наиболее известные сочинения о таких хадисах
а) Книга под названием “Рафи‘ аль-иртийаб фи-ль-маклюб мин аль-асма’ ва-ль-алькаб” аль-Хатиба аль-Багдади. Из названия этой книги ясно, что темой ее являются перестановки только в иснадах.
Аль-мазид фи муттасиль аль-асанид
1. Определение
а) Слово “мазид” (добавленный) является причастием страдательного залога от глагола “зада” (увеличивать); “асанид” – множественное число от “иснад”.
б) В качестве термина это словосочетание используется для обозначения добавления еще одного передатчика к такому иснаду, который явно является непрерывным.
2. Пример
Примером может являться хадис, переданный Ибн аль-Мубараком, который сказал:
– Передал нам Суфйан, слышавший как Абд ар-Рахман бин Йазид сказал: передал мне Буср бин Убайдуллах, сказавший: я слышал, как Абу Идрис сказал: я слышал, как Василя сказал: я слышал, как Абу Марсад, да будет доволен им Аллах, сказал: я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
]لا تَجْلِسُوا عَلَى الْقُبُورِ وَلا تُصَلُّوا إِلَيْهَا[
«Не садитесь на могилы и не молитесь (, повернувшись) к ним».[115]
3. О добавлении в данном примере
В данном примере имеется два добавления: имя Суфйан и кунья Абу Идрис, а причиной этих добавлений в обоих случаях является ошибка.
а) Имя Суфйан было добавлено по ошибке тех, кто передавал этот хадис после Ибн аль-Мубарака, так как несколько достойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Ибн аль-Мубарака, который слышал его от ‘Абд ар-Рахмана бин Йазида, прямо указывали на это.
б) Кунья “Абу Идрис”, быда добавлена по ошибке Ибн аль-Мубарака, о чем говорит тот факт, что никто из целого ряда достойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Абд ар-Рахмана бин Йазида, не упоминал Абу Идриса, а некоторые из них прямо заявляли, что Буср слышал этот хадис от Василя.
4. Условия неприемлемости добавления
Отвергать добавление и считать его ошибкой передатчика можно лишь тогда, когда такое суждение удовлетворяет двум необходимым требованиям.
а) Передатчик, ничего не добавлявший к иснаду, должен отличаться большей точностью, чем тот, кто добавил к нему что-то.
б) В том месте, где есть добавление, должно быть ясное указание на то, что передатчик сам слышал это.
Если же не соблюдены оба этих условия или одно из них, то правильность добавления считается наиболее вероятной и оно принимается, тогда как иснад, в котором нет этого добавления, считается имеющим скрытый разрыв и относится к категории “мурсаль хафи”.
5. Возражения против утверждения о наличии добавления
Против подобного утверждения могут быть выдвинуты два возражения:
а) Если в том месте иснада, где должно находиться добавление, добавления нет, но говорится «передают со слов», это значит, что его следует считать прерванным (мункати‘).
б) Если передатчик ясно указывает на то, что он слышал данный хадис от какого-либо шейха, возможно, что сначала он слышал это от какого-нибудь человека, слышавшего хадис от этого шейха, а потом слышал его непосредственно от этого шейха. В связи с этим можно сказать следующее
а) Что касается первого возражения, то все обстоит так, как говорит возражающий.
б) Что касается второго возражения, то оно может соответствовать истине, однако улемы выносят суждение об ошибочности добавления только в том случае, когда имеются свидетельствующие об этом и полученные в результате исследования данные.
6. Наиболее известные сочинения на эту тему
К их числу относится книга “Тамййиз аль-мазид фи муттасиль аль-асанид” аль-Хатиба аль-Багдади.
المضطرب Мудтариб
1. Определение
а) Слово “мудтариб” является причастием действительного залога от глагола “идтараба” – “быть неясным; приходить в беспорядок”.
б) В качестве термина это слово используется для обозначения такого хадиса, который передается различными, но равными по силе путями.
2. Объяснение определения
Имеется в виду хадис, передающийся в разных и противоречащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованных критериев предпочтения.
3. При каких условиях хадис следует относить к категории хадисов “мудтариб”
Из приводимого выше определения и его объяснения следует, что хадис именуется “мудтариб” только в том случае, если он удовлетворяет двум нижеследующим условиям:
а) Если версии данного хадиса отличаются друг от друга настолько, что совместить их друг с другом невозможно.
б) Если степень равенства по силе различных версий этого хадиса такова, что ни одной из этих версий нельзя отдать предпочтение перед другой.