ТЕМА первая 4 страница

4. Степень такого хадиса

Мы уже отмечали, что наихудшими из слабых хадисов явля­ются хадисы, относящиеся к категории “мауду‘”, более высо­кое положение занимают хадисы, относящиеся к категории “матрук”, затем – категории “мункар”, затем – категории “му‘алляль”, затем – категории “мудрадж”, затем – категории “маклюб”, а затем – категории “мудтариб”. В таком порядке их расположил хафиз Ибн Хаджар.[106]

المُنْكَر Мункар

Если причиной отвода передатчика является грубая ошиб­ка, или частое проявление небрежности, или порочность, пе­редаваемый им хадис именуется “мункар”.

1. Определение

а) Слово “мункар” является причастием страдательного за­лога от глагола “анкара” (не признавать).

б) Слово “мункар” как термин. Улемы давали хадисам, от­носящимся к этой категории, различные определения. Ниже приводятся два наиболее известных.

1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявше­го небрежность или известного своим нечестием.

2. Это такой хадис, который передавал слабый передат­чик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия.

2. Примеры

а) Примером, относящимся к первому определению, может служить хадис, который ан-Наса’и и Ибн Маджа передают со слов Абу Зукайра Йахйи бин Мухаммада бин Кайса, передавше­го со слов Хишама бин Урвы, передавшего со слов своего отца, слышавшего от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте свежие финики вместе с сушеными, ибо, поистине, когда сын Адама ест их, шайтан гневается».

Ан-Наса`и сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, и его передавал только Абу Зукайр. Сам он являлся праведным шейхом, со слов которого передавал хадисы Мус­лим в “Аль-Мутаба‘ат“, однако он не достиг степени таких пе­редатчиков, хадисы которых предположительно являются дос­товерными в тех случаях, когда никто другой их не переда­вал».[107]

б) Примером, относящимся ко второму определению, мо­жет служить хадис, который передал Ибн Абу Хатим со слов Хубаййиба бин Хабиба аз-Заййата, слышавшего со слов Абу Исхака, слышавшего со слов аль-‘Айзара бин Хурайса, слы­шавшего со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Войдет в рай тот, кто станет совершать молитвы, и выплачивать закят, и совершит хаджж к Дому, и будет соблюдать пост, и будет оказывать хо­роший прием гостю».

Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к катего­рии “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нем со­общается, что эти слова произнес сподвижник, и это известно».

3. Степень такого хадиса

Из двух приводимых нами определений хадисов, относя­щихся к категории “мункар”, следует, что такой хадис относит­ся к виду очень слабых хадисов.

المَعْروف Ма‘руф[108]

1. Определение

а) Слово “ма‘руф” является причастием страдательного залога от глагола “‘арафа” (узнавать).

б) В качестве термина слово “ма`руф” используется в каче­стве обозначения хадиса, передаваемого достойным доверия лицом и противоречащего тому, что передает слабый передат­чик.

2. Пример

Примером может служить хадис, который был приведен в качестве примера ко второму определению хадисов категории “мункар”, однако он должен передаваться со слов достойных доверия лиц и заканчиваться именем Ибн Аббаса, да будет до­волен Аллах ими обоими, поскольку, приведя хадис, передава­емый со слов Хубаййиба и возводимый к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (хадис марфу‘) Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исха­ка, и в нем сообщается, что эти слова произнес сподвижник, и этот хадис относится к категории “ма‘руф”».

المُعَلَّل Му‘алляль

Если причиной отвода передатчика послужила ошибка, его хадис именуется “му‘алляль”, и это является шестой из вышеу­помянутых причин.

1. Определение

а) Слово “му‘алляль” является причастием страдательного залога от глагола “‘алляля” (делать дефектным).

б) В качестве термина слово “му‘алляль” используется для обозначения такого хадиса, в котором выявлен недостаток, в результате чего достоверным его признать уже нельзя, несмотря на то что внешне он представляется свободным от недостатков.

2. Определение недостатка (‘илля)

Недостатком называется такая скрытая причина, которая делает невозможным признание хадиса достоверным.

Из данного определения недостатка (‘илля) следует, что знатоки хадисов считали, что недостаток должен удовлетво­рять двум условиям:

а) Он должен отличаться неясным и скрытым характером.

б) Он должен умалять достоинство достоверного хадиса.

Если же одно из двух условий не будет соблюдено, напри­мер, если недостаток является очевидным или если, несмотря на наличие этого недостатка, хадис все же является достовер­ным, тогда такой хадис не относится к категории “му‘алляль”.

3. Важность и тонкость знания о недостатках

Знание о недостатках хадисов относится к числу важней­щих и наиболее тонких областей науки о хадисах, так как оно требует умения распознавать такие неясные и скрытые недос­татки, что делать это могут только настоящие знатоки, отлича­ющиеся хорошей памятью, опытом и глубоким пониманием. Вот почему глубины этой науки смогли постичь лишь немногие выдающиеся имамы, такие, как Ибн аль-Мадини, Ахмад, аль-Бухари, Абу Хатим и ад-Даракутни.

4. В каком иснаде может быть выявлен недостаток?

Речь идет о таких иснадах, которые внешне удовлетворяют всем необходимым условиям достоверности, поскольку в сла­бом хадисе искать недостатки не нужно в силу того, что он яв­ляется отвергаемым и в практических целях не применяется.

5. Что может помочь в определении недостатков?

Определению недостатков способствуют нижеперечислен­ные признаки.

а) Передача хадиса единственным передатчиком.

б) Расхождения с ним других передатчиков.

в) Другие полученные в результате исследования данные, ко­торые присоединяются к тому, о чем говорится в пунктах а) и б).

Для знающего наличие вышеупомянутых признаков служит указанием на ошибку передатчика хадиса. Это достигается ли­бо в результате выявления пропуска после имени последовате­ля в конце иснада такого хадиса, который передатчик переда­ет как непрерывный, либо в результатет установления того, что иснад доходит только до имени последователя, тогда как передатчик возводит иснад до имени пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо в результате обнаружения того, что он ввел один хадис в дру­гой, либо вследствие выявления каких-нибудь других ошибок, что заставляет знающего вынести суждение о том, что данный хадис не является достоверным.

6. Как можно распознать хадис, относящийся к категории “му‘алляль”?

Это можно сделать путем сопоставления путей передачи данного хадиса, изучения различий между его передатчиками и сличения уровня их точности, после чего выносится сужде­ние о том, в какой именно версии имеется дефект.

7. Где находится дефект?

а) Чаще всего дефекты обнаруживаются в иснаде и имеют отношение к неправильному определению того, к кому именно восходит иснад, а также к таким иснадам, в которых после имени последователя имеется пропуск.

б) Меньшее количество дефектов обнаруживается в матнах хадисов. В пример можно привести тот хадис, где отрицается необходимость произнесения слов «С именем Аллаха» во время молитвы.

8. Умаляет ли дефект иснада значение матна?

а) Подобный дефект может умалять значение матна, как умаляет он и значение иснада. Примером могут служить такие хадисы, которые считаются дефективными по той причине, что в конце их иснадов после имени последователя имеется пропуск.

б) Дефект может умалять значение одного только иснада, тогда как матн такого хадиса продолжает считаться достовер­ным. Примером может служить хадис, который Йа‘ля бин ‘Убайд передает со слов ас-Саури, передавшего со слов Амра бин Динара, передавшего со слов Ибн Умара, да будет дово­лен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ الْبَيِّعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا ]

«Покупатель и продавец остаются свободными в своем вы­боре до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом». В данном случае Йа‘ля указывает, что Суфйан ас-Саури переда­ет хадис со слов Амра бин Динара, но это ошибка, так как на самом деле речь идет об Абдуллахе бин Динаре. Что же каса­ется матна этого хадиса, то он остается достоверным, несмот­ря на дефект иснада, выражающийся в подобной ошибке, по­скольку достойными доверия являются и Амр бин Динар, и Абдуллах бин Динар, а замена одного достойного доверия пе­редатчика на другого не оказывает отрицательного воздейст­вия на достоверность матна, даже если в иснаде имеется ошибка.

9. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “му‘алляль”:

а) “Китаб аль-‘иляль” Ибн аль-Мадини.

б) “‘Иляль аль-хадис” Ибн Абу Хатима.

в) “Аль-‘иляль ва ма‘рифат ар-риджаль” Ахмада бин Ханбаля.

г) “Аль-‘иляль аль-кабир ва-ль-‘иляль ас-сагир” ат-Тирмизи.

д) “Аль-‘иляль аль-варида фи-ль-ахадис ан-набавийа” ад-Да­ракутни. Это сочинение является наиболее полным.

Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц

Если причина отвода передатчика состоит в том, что его со­общение противоречит сообщениям достойных доверия лиц, что является седьмой из вышеупомянутых причин, то такие со­общения подразделяются на пять видов, а именно хадисы, от­носящиеся к категориям “мудрадж”, “маклюб”, “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”, “мудтариб” и “мусаххаф”.

1. Если несоответствие заключается в изменении формы иснада или включении хадиса, иснад которого доходит до име­ни сподвижника, в тот хадис, где приводится ссылка на проро­ка, да благословит его Аллах и приветствует, то такой хадис называется المُدْرَج “мудрадж”.

2. Если несоответствие заключается в изменении порядка слов в матне, такой хадис называется المَقْلوب “маклюб”.

3. Если несоответствие заключается в добавлении имени лиш­него передатчика, хадис называется المَزِيدِ في متَّصِلِِ الأسانِيد “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”.

4. Если несоответствие заключается в замене одного пере­датчика другим или в противоречии матна данного хадиса мат­ну хадиса, переданного достойным доверия лицом, в результа­те чего ни одному из них невозможно отдать предпочтение, такой хадис называется المُضْطَّرِب “мудтариб”.

5. Если несоответствие заключается в изменении фраз мат­на по форме без изменения их смысла, когда порядок пере­числения имен в иснаде остается неизменным, такой хадис называется المُصحَّف “мусаххаф”.[109]

Ниже каждая из вышеупомянутых категорий хадисов разби­рается более подробно.

Мудрадж

1. Определение

а) Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола “адраджа” (включать что-либо во что-то).

б) В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относя­щееся и никак от него не отделенное.

2. Виды хадисов категории “мудрадж”

Хадисы категории “мудрадж” подразделяются на две груп­пы: хадисы с посторонними включениями в иснад и хадисы с посторонними включениями в матн.

а) Хадисы с посторонними включениями в иснад

1. Определение: так именуется хадис, в котором измене­на форма иснада.

2. Формы таких хадисов: речь идет о таких случаях, ко­гда во время передачи иснада передатчик по какой-то причи­не начинал произносить слова от себя, а кто-либо из слушав­ших его решал, что сказанное им относилось к иснаду, и в дальнейшем передавал его слова в таком виде.

3. Пример: В пример можно привести рассказ о том, как Сабит бин Муса, известный своим аскетизмом, передавал сле­дующее сообщение: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем».[110] Причиной этого послужило то, что однажды Сабит бин Муса пришел к кади Шарику бин Аб­дуллаху, который диктовал иснад одного хадиса, говоря: «Пе­редал нам аль-А‘маш, слышавший со слов Абу Суфйана, слы­шавшего со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…» Произнеся эти слова, Ша­рик бин Абдуллах умолк, чтобы дать возможность каждому за­писать его слова, но тут он увидел Сабита и сказал: «Лицо то­го, кто много молится по ночам, становится красивым днем», – имея в виду самого Сабита, известного своим аскетизмом и благочестием, Сабит же подумал, что эти слова являются мат­ном данного иснада, и в дальнейшем передавал эти слова как хадис.

б) Хадисы с посторонними включениями в матн

1. Определение: так называется хадис, в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделенное.

2. Такие хадисы подразделяются на три группы:

а) Хадисы, в которых включение относится к началу. Та­ких хадисов насчитывается немного, но все же больше, чем ха­дисов с включениями в середине.

б) Хадисы, в которых включение относится к середине. Их насчитывается меньше, чем хадисов первой группы.

в) Хадисы, в которых включение относится к концу. Та­ких хадисов насчитывается больше всего.

3. Примеры таких хадисов

а) Пример хадиса, в котором включение относится к нача­лу. Причиной подобного включения могло послужить то, что передатчик говорил нечто такое, доказательством чему должен был послужить хадис, приводимый передатчиком, который не отделил одного от другого, в результате чего тот, кто слышал его слова, решил, что все сказанное передатчиком является матном хадиса. Примером может служить сообщение, переда­ваемое аль-Хатибом со слов Абу Катана и Шабабы, которых он отделял друг от друга и которые слышали со слов Шу‘бы, слышавшего со слов Мухаммада бин Зийада, слышавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[-أسبغو الوضوء - وَيْلٌ لِلأعْقَابِ مِنْ النَّارِ]

«Совершайте омовение тщательно. Горе пяткам от мук ог­ня!» Его слова «Совершайте омовение тщательно» являются включением, поскольку принадлежат они Абу Хурайре, да бу­дет доволен им Аллах. Это становится ясным из той версии этого хадиса, котрую приводит аль-Бухари, передавший со слов Адама, передававшего со слов Шу‘бы, передававшего со слов Мухаммада бин Зийада, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте омовение тща­тельно, ибо, поистине, Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Горе пяткам от мук огня!”»

б) Пример хадиса, в котором включение относится к сере­дине. В пример можно привести хадис, который со слов Аи­ши, да будет доволен ею Аллах, приводится в “Книге о начале откровений”. В этом хадисе сообщается, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал часто уединяться в пещере на горе Хи­ра,[111] занимаясь там делами благочестия», под чем поразумева­ется поклонение (Аллаху) «в течение многих ночей…»[112]

Здесь слова «под чем поразумевается поклонение (Аллаху)» яв­ляются включением и относятся к словам передатчика аз-Зухри.

в) Пример хадиса, в котором включение относится к концу. В пример можно привести хадис Ибн Мас‘уда, да будет дово­лен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ الطِّيَرَةُ شِرْكٌ وَمَا مِنَّا إِلاَّ وَلَكِنَّ اللَّهَ يُذْهِبُهُ بِالتَّوَكُّلِ]

«Гадание по полету птиц (есть проявление) многобожия, и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим), однако Ал­лах устраняет это посредством упования».

Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хоро­ший достоверный хадис». Он также сказал: «Я слышал, как о словах “и нет среди нас (такого, кто бы не занимался этим)” Мухаммад сказал: “Я считаю, что эти слова принадлежат Ибн Мас‘уду, да будет доволен им Аллах”».

4. Возможные причины включений (идрадж)

Таких причин насчитывается много, но наиболее известны­ми из них являются нижеследующие:

а) Разъяснение того или иного установления шариата.

б) Извлечение из какого-нибудь хадиса установления шари­ата еще до завершения его передачи.

в) Разъяснение какой-нибудь непонятной фразы, которая имеется в матне хадиса.

5. Как можно распознать включение?

Указанием на включение служат нижеперечисленные при­знаки:

а) Цитирование включения отдельно в другой версии этого хадиса.

б) Цитирование его отдельно кем-либо из осведомленных имамов.

в) Признание самого передатчика, что он включил те или иные слова в текст хадиса.

г) Невозможность произнесения тех или иных слов проро­ком, да благословит его Аллах и приветствует.

5. Суждение о включении

По общему мнению улемов из числа мухаддисов, факихов и прочих авторитетных религиозных деятелей, включать что-ли­бо в хадисы запретно. Исключением являются такие включе­ния, цель которых состоит в толковании какой-нибудь непо­нятной фразы, имеющейся в матне хадиса, в силу чего к ним прибегал аз-Зухри и другие имамы.

6. Наиболее известные сочинения на эту тему

а) “Аль-фасль ли-ль-васль аль-мудрадж фи-н-накль” аль-Ха­тиба аль-Багдади.

б) “Такриб аль-манхадж би-тартиб аль-мудрадж” Ибн Хаджа­ра. Это сочинение представляет собой краткое изложение труда аль-Хатиба аль-Багдади с некоторыми дополнениями к нему.

Маклюб

1. Определение

а) Слово “маклюб” является причастием страдательного зало­га от глагола “каляба” в значении “выворачивать наизнанку”.

б) В качестве термина слово “маклюб” используется для об­означения такого хадиса, в матне или иснаде которого одно слово заменяется другим, например, когда начало иснада или матна переставлено в конец, или когда конец иснада или мат­на переставлен в начало, или когда имеются еще какие-либо перестановки.

2. Классификация таких хадисов

Хадисы, относящиеся к категории “маклюб” подразделяют­ся на две основные группы: хадисы с перестановками в иснаде и хадисы с перестановками в матне.

а) Хадисы с перестановками в иснаде бывают двух видов.

1. Когда передатчик переставляет вперед или назад имя другого передатчика и имя его отца, например, когда хадис, передаваемый со слов Ка‘ба бин Мурры, передатчик в резуль­тате такой перестановки передает со слов Мурры бин Ка‘ба.

2. Когда передатчик заменяет одного из передатчиков на другого с целью превращения передаваемого им хадиса в не­известный (гариб) хадис. Примером может служить тот слу­чай, когда известный хадис обычно передающийся со слов Са­лима, передается со слов Нафи‘а.

Одним из передатчиков, поступавших подобным образом, был Хаммад бин Амр ан-Насиби. Так, например, он передал, что аль-А‘маш передал со слов Абу Салиха, что тот передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]فَإِذَا لَقِيتُمْ الْمُشْرِكِينَ فِي الطَّرِيقِ فَلا تَبْدَءُوهُمْ بِالسَّلامِ [

«Если встретите в пути многобожников, не приветствуйте их первыми». Этот хадис относится к категории “маклюб”, поскольку Хаммад произвел в его иснаде перестановку, пере­дав его со слов аль-А‘маша, тогда как он известен в передаче Сухайля бин Абу Салиха, передавшего его со слов своего отца, передавшего его со слов Абу Хурайры, да будет дово­лен им Аллах, и в таком виде Муслим приводит его в своем “Сахихе”.

Когда имеет место такой вид перестановки, о передатчике хадиса говорят, что он украл хадис.

б) Хадисы с перестановками в матне, которые также бы­вают двух видов.

1. Когда передатчик переставляет что-нибудь назад или вперед в одной из частей матна.

Примером может служить передаваемый со слов Абу Ху­райры, да будет доволен им Аллах, и приводимый Муслимом хадис, в котором говорится о тех семерых, которых Аллах ук­роет в Своей тени в тот День, когда иной тени, кроме тени Его. не будет. В этом хадисе среди прочего сказано: «…того, кто подает милостыню (настолько) тайно, что его правая рука не ведает, сколько тратит левая…» Некоторые передатчики передавали это место так, а на самом деле он выглядит следу­ющим образом: «…что его левая рука не ведает, сколько тра­тит правая…»[113]

2. Когда передатчик приставляет матн одного хадиса к ис­наду другого или же иснад одного хадиса к матну другого, де­лая это с целью проверки или же с иными целями. В пример можно привести случай с имамом аль-Бухари и жителями Баг­дада, которые сделали перестановки в ста хадисах, после чего стали задавать ему вопросы о них с целью проверки его памя­ти, он же привел их в первоначальный вид, не допустив ни од­ной ошибки.[114]

3. О причинах, побуждающих к совершению перестановок

Некоторые передатчики могли прибегать к перестановкам по разным причинам. Среди них можно выделить нижеследующие причины.

а) Желание придать матну хадиса необычный вид, чтобы внушить людям желание передавать его со слов именно этого передатчика.

б) Желание устроить проверку и убедиться в хорошей па­мяти и точности мухаддиса.

в) Непреднамеренные ошибочные действия.

4. Суждение о перестановке

а) Если перестановка совершается с целью придания нео­бычного вида матну хадиса, поступать так, безусловно, непоз­волительно, поскольку это вносит изменения в хадис и так по­ступали фальсификаторы.

б) Допускается перестановка с целью проверки, так как это позволяет убедиться в памяти и способностях мухаддиса. При этом обязательным условием является указание на то, что яв­ляется правильным, до того, как собравшиеся для слушания хадисов люди разойдутся.

в) Если кто-либо совершает перестановку по ошибке или по невнимательности, это, несомненно, является проститель­ным, однако если подобных ошибок совершается много, это значит, что точность такого передатчика должна быть призна­на неудовлетворительной, а сам он – слабым.

Как известно, хадисы категории “маклюб”, относятся к од­ному из видов слабых и отвергаемых хадисов.

5. Наиболее известные сочинения о таких хадисах

а) Книга под названием “Рафи‘ аль-иртийаб фи-ль-маклюб мин аль-асма’ ва-ль-алькаб” аль-Хатиба аль-Багдади. Из назва­ния этой книги ясно, что темой ее являются перестановки только в иснадах.

Аль-мазид фи муттасиль аль-асанид

1. Определение

а) Слово “мазид” (добавленный) является причастием страдательного залога от глагола “зада” (увеличивать); “аса­нид” – множественное число от “иснад”.

б) В качестве термина это словосочетание используется для обозначения добавления еще одного передатчика к такому ис­наду, который явно является непрерывным.

2. Пример

Примером может являться хадис, переданный Ибн аль-Му­бараком, который сказал:

– Передал нам Суфйан, слышавший как Абд ар-Рахман бин Йазид сказал: передал мне Буср бин Убайдуллах, сказавший: я слышал, как Абу Идрис сказал: я слышал, как Василя сказал: я слышал, как Абу Марсад, да будет доволен им Аллах, сказал: я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]لا تَجْلِسُوا عَلَى الْقُبُورِ وَلا تُصَلُّوا إِلَيْهَا[

«Не садитесь на могилы и не молитесь (, повернувшись) к ним».[115]

3. О добавлении в данном примере

В данном примере имеется два добавления: имя Суфйан и кунья Абу Идрис, а причиной этих добавлений в обоих случа­ях является ошибка.

а) Имя Суфйан было добавлено по ошибке тех, кто переда­вал этот хадис после Ибн аль-Мубарака, так как несколько до­стойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Ибн аль-Мубарака, который слышал его от ‘Абд ар-Рахмана бин Йазида, прямо указывали на это.

б) Кунья “Абу Идрис”, быда добавлена по ошибке Ибн аль-Мубарака, о чем говорит тот факт, что никто из целого ряда достойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Абд ар-Рахмана бин Йазида, не упоминал Абу Идриса, а некото­рые из них прямо заявляли, что Буср слышал этот хадис от Ва­силя.

4. Условия неприемлемости добавления

Отвергать добавление и считать его ошибкой передатчика можно лишь тогда, когда такое суждение удовлетворяет двум необходимым требованиям.

а) Передатчик, ничего не добавлявший к иснаду, должен отличаться большей точностью, чем тот, кто добавил к нему что-то.

б) В том месте, где есть добавление, должно быть ясное указание на то, что передатчик сам слышал это.

Если же не соблюдены оба этих условия или одно из них, то правильность добавления считается наиболее вероятной и оно принимается, тогда как иснад, в котором нет этого добав­ления, считается имеющим скрытый разрыв и относится к ка­тегории “мурсаль хафи”.

5. Возражения против утверждения о наличии добавления

Против подобного утверждения могут быть выдвинуты два возражения:

а) Если в том месте иснада, где должно находиться добав­ление, добавления нет, но говорится «передают со слов», это значит, что его следует считать прерванным (мункати‘).

б) Если передатчик ясно указывает на то, что он слышал данный хадис от какого-либо шейха, возможно, что сначала он слышал это от какого-нибудь человека, слышавшего хадис от этого шейха, а потом слышал его непосредственно от этого шейха. В связи с этим можно сказать следующее

а) Что касается первого возражения, то все обстоит так, как говорит возражающий.

б) Что касается второго возражения, то оно может соот­ветствовать истине, однако улемы выносят суждение об оши­бочности добавления только в том случае, когда имеются сви­детельствующие об этом и полученные в результате исследова­ния данные.

6. Наиболее известные сочинения на эту тему

К их числу относится книга “Тамййиз аль-мазид фи мутта­силь аль-асанид” аль-Хатиба аль-Багдади.

المضطرب Мудтариб

1. Определение

а) Слово “мудтариб” является причастием действительного залога от глагола “идтараба” – “быть неясным; приходить в беспорядок”.

б) В качестве термина это слово используется для обозначе­ния такого хадиса, который передается различными, но рав­ными по силе путями.

2. Объяснение определения

Имеется в виду хадис, передающийся в разных и противоре­чащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованных критериев предпочтения.

3. При каких условиях хадис следует относить к категории хадисов “мудтариб”

Из приводимого выше определения и его объяснения следует, что хадис именуется “мудтариб” только в том случае, если он удовлетворяет двум нижеследующим условиям:

а) Если версии данного хадиса отличаются друг от друга настолько, что совместить их друг с другом невозможно.

б) Если степень равенства по силе различных версий этого хадиса такова, что ни одной из этих версий нельзя отдать предпочтение перед другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: