Глобальные проблемы современности

Во второй половине XX в. человечество столкнулось с острыми глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и планете Земля. Понятие «глобальные проблемы» получило распространение в научной литературе в 1960–70 гг. Глобальными являются проблемы, которые носят общепланетарный характер, затрагивают жизненные интересы каждого народа и государства, определяют судьбу всего человечества, требуют для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества. Таким образом, к вечным философским проблемам (бытия, сознания, смысла жизни и др.) современная эпоха добавила принципиально новую, никогда не существовавшую ранее тему – единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.

Глобальные проблемы выступают результатом всего предшествующего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Они – продукт многовековых изменений в системе «общество–природа» и в самом развитии человечества. В то же время они есть специфическое порождение современной эпохи, закономерное следствие всей социально-исторической ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX в. Причины их появления корнями своими уходят в историю становления современной цивилизации, породившей глубокий кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры в целом. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом, природой и затронул жизненные интересы всего мирового сообщества. Итогом такого развития стала деградация окружающей среды, обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека, т.к. его поведение, представления и образ мышления оказались не в состоянии своевременно изменяться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов явился сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая все новыми и новыми достижениями в области науки и техники.

К числу главных причин глобальных проблем можно отнести:

· возрастающую интернационализацию всей общественной деятельности на планете, которая выражается в расширении объективных политических, экономических и культурных связей между частями мирового сообщества;

· многократное усиление степени технического воздействия общества на природу (включая и природу самого человека), масштабов его хозяйственной деятельности, ставшей сравнимой с планетарными природными процессами;

· крайне обострившуюся и всепроникающую неравномерность развития отдельных стран и народов, в первую очередь, неравномерность развития различных сфер жизни внутри этих стран, различных сторон жизнедеятельности человека, что приводит к своеобразному сочетанию в его сознании и поведении пластов различных исторических эпох и культур.

Совокупность глобальных проблем – взаимосвязанная и взаимообусловленная комплексная система реальных противоречий современной эпохи. Глобальные проблемы имеют объективную иерархию, которая свидетельствует о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности. Иерархия глобальных проблем не сводится к их формальной научной классификации, а предусматривает выявление причинно-следственной связи между ними, объективной значимости их решения для человечества. Она диктует определенную последовательность как в теоретическом анализе глобальных проблем, так и в поиске путей их практического разрешения. Глобальные проблемы можно условно разделить на три группы.

Первая группа глобальных проблем включает интерсоциальные проблемы. В их число входит предотвращение мировой термоядерной войны, конфликтов с применением обычных видов вооружений, создание ненасильственного мира как главного условия для решения всего спектра глобальных проблем. По данным Международного института исследования проблем войны и мира, только за последние 10 лет XX в. произошло 120 вооруженных конфликтов. Они затронули 80 стран и унесли жизни более 6 млн. человек, а около 300 млн. мирных жителей превратили в беженцев. Распространение оружия массового поражения, прежде всего, появление ядерного оружия у стран Азии в 1999 г., делает современную международную ситуацию взрывоопасной.

Особую остроту приобрела проблема преодоления прогрессирующего социокультурного отставания слаборазвитых государств от высокоразвитых стран Запада, миграция бедного населения в развитые капиталистические регионы, создание нового международного экономического и политико-правового порядка. Сегодня уже невозможно игнорировать неравенство богатого Севера и бедного Юга. Согласно расчетам ООН, в 1960 г. состояние 20% наиболее богатой части мирового населения в 30 раз превосходило имущество 20% наиболее бедных слоёв населения, в конце XX в. это соотношение стало критическим – 78:1. Состояние 475 миллиардеров превосходило доход половины мирового населения. Более 2 млрд. мирового населения вообще не пользуются электричеством. Более 1,3 млрд. людей в мире живут менее чем на один доллар в день. В начале XXI в. на пятую (богатую) часть населения планеты приходится 86% мирового валового продукта, 82% мирового экспортного рынка, 68% иностранных инвестиций, 74% мировых телефонных линий, 84% мировых исследований и разработок.

Именно социально-экономическая и информационная зависимость стран «третьего мира», в первую очередь, порождает проблему насилия и международного терроризма. Развернувшийся процесс глобализации играет важную роль в росте неравенства в мире, увеличении пропасти между богатыми и бедными, усиливает у значительной части населения планеты ощущение несправедливости глобального миропорядка.

Вторая группа глобальных проблем – это проблемы взаимодействия общества и природы. К ним относятся глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, нехватка продовольствия и пресной воды, истощаемость и нерациональное использование природных ресурсов, обеспечение людей энергией и рост энергозатрат, освоение Мирового океана и космического пространства и др. Речь идет о надвигающейся угрозе экологической катастрофы в ее различных формах. Так, за последние сто лет урожайность с одного гектара полей удалось повысить в 3 раза, а энергозатраты при этом возросли в 100 раз.

По данным экспертов ООН более 3 млрд. человек страдают от недоедания (5 млн. детей ежегодно умирает), в том числе и по причине резкого сокращения посевных площадей по зерновым с 0,23 га на душу населения (1958 г.) до 0,12 га (1998 г.). 8 млн. человек ежегодно умирает от загрязненности воды и атмосферы.

Третья группа глобальных проблем затрагивает взаимоотношения человека и общества. Это демографическая проблема (выживание человека, резкий прирост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки и «нулевой рост», старение населения в развитых государствах Западной Европы). Серьезную опасность для человеческой телесности представляют различные заболевания (сердечно-сосудистые, рак, диабет, СПИД, генные мутации, психические расстройства и т.д.). Так, к концу 2000 г. на планете насчитывалась более 40 млн. больных СПИДом и более
16 млн. умерших. Особую угрозу несут «социальные болезни» цивилизации – рост преступности, наркомании, алкоголизма, проституции, неграмотности и др. Более 150 млн. человек в мире никогда не посещало школу. По официальной информации ООН общая сумма имущества организованной преступности в начале XX в. достигла 1,5 трлн. долларов.

4. Предпосылки и пути преодоления
кризиса человечества

Глобальные проблемы и поиск средств их разрешения стали предметом пристального внимания различных международных исследовательских центров. Широкую известность приобрел Римский клуб – межправительственная общественная организация, созданная в 1968 г. и объединяющая более 130 ученых различных стран. На протяжении 1970–1990 гг. Римский клуб опубликовал более 20 докладов, в которых анализируются границы экономического развития мирового сообщества и человеческое измерение глобальных проблем.

В докладе Дж. Форрестера и Д. Медоуза «Пределы роста» (1972 г.) ставится вопрос о необходимости ограничения развития современной цивилизации, что обеспечит достижение «глобального равновесия» природы и обществ. В докладе М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество на перепутье» (1974 г.) разрабатывается концепция «органического роста», где мировое сообщество рассматривается как многоуровневое и взаимосвязанное целое. Отсюда обосновывается необходимость перехода к сбалансированному развитию всех частей планетарной системы с учетом их особенностей, четкой координации целей для обеспечения совместного развития, концентрации внимания на качестве процесса развития (улучшение условий существования и благосостояния людей).

В докладе Я. Тинбергена «Перестройка международного порядка» (1984 г.) выдвигается идея создания нового экономического порядка как условия преодоления глобальных кризисных тенденций цивилизационного развития. В докладе А. Кинга и Б. Шнайдера «Первая глобальная революция» (1991 г.) делается вывод об уникальных исторических возможностях для решения глобальных проблем, которые получило человечество в результате прекращения «холодной войны» и гонки вооружений.

Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к появлению различных концепций. Представители технократического подхода (Д. Белл, У. Дайзард, Дж. Мартин, О. Тоффлер и др.) в решении глобальных проблем уповают на всесилие науки и техники. Они прочно придерживаются формулы, согласно которой счастье, свобода, материальное благополучие возможны только на основе технического прогресса как цели мировой истории. Например, в работе Ф. Фукуямы «Конец истории» утверждается, так как идеологическое противостояние двух мировых систем завершено в результате распада социалистического блока во главе с СССР, то можно говорить об универсальности западной либеральной демократии как цивилизационной модели будущего развития человечества.

В рамках технократического подхода кризис современного общества предстает как разрыв между принципами рациональной организации экономи­ки и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхода из кризиса должен стать переход от производства капитала (индустриальное общество) с господством корпораций к производству знаний (постиндустриальному, информационному обществу). Технократические теории подвергаются критике, в первую очередь, за апологию капитализма и абсолютизацию научно-технического потенциала и его влияния на жизнь общества.

Альтернативный подход предлагается в гуманистических концепциях общества, в которых современные технологии рассматриваются как средства углубляющегося самоотчуждения человека от своей сущности, угрожающие самореализации личности. С точки зрения Э. Фромма, основой социальных преобразований должна стать не технологическая, а персоналистическая революция, революция в человеческих отношениях – ценностная переориентация общества с установки на «обладание» («иметь») на установку «быть», реализацию сущностных качества человеческой природы.

А. Швейцер утверждает, что технократизм привел к гибели идеалов культуры и выдвигает принцип благоговения перед жизнью как ведущий ориентир новой общечеловеческой культуры. Этот принцип экологии духа, сохранения и взаимоуважения культур означает переход от технократической модели развития мировой цивилизации к новой общепланетарной культуре. В трансформации индивидуальной культуры, обретающей свои силы в «новом гуманизме», усматривает единственную возможность решения глобальных проблем А. Печчеи. Культурные изменения должны стать органической основой мировоззрения самых широких масс населения, а не отдельных элит и слоев общества. Культурная революция включает совершенствование качеств и способностей всего человечества. Новый гуманизм, который позволяет воссоздать гармонию непрерывно изменяющегося мира, характеризуют три компонента: чувство глобальности, любви к справедливости и нетерпимость к насилию.

Многие мыслители XX в. (М. Ганди, М. Кинг, Ж. Госс и др.) считают, что универсальной и транскультурной идей, способной объединить различные страны и народы мира, является идея ненасилия. Ненасилие – это отказ от насилия как способа разрешения общественных конфликтов, борьбы за социальную справедливость. По мнению А.А. Гуссейнова, насилие не может быть моральным, поэтому ненасилие рассматривается в качестве альтернативы насилию как единственное средство, способное искоренить зло насилия, как гуманистический проект и новая ближайшая высота, которую предстоит взять объединенными усилиями всего человечества. В различных регионах современного мира постепенно растет понимание необходимости объединения усилий всех людей, стран и народов для преодоления планетарного кризиса, наблюдаются попытки идейно-духовного сближения в ходе поиска взаимоприемлемых решений глобальных проблем. Показательно, что 1999 г. был объявлен ООН годом, посвященным толерантности (терпимости).

Важный вклад в решение глобальных проблем вносит Организация Объединенных Наций и ее учреждения: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. Сегодня деятельность мирового сообщества в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в сфере защиты природной среды, координации национальных экологических программ и обмена информацией по этим вопросам. Интеллектуальная и политическая элита мирового сообщества стремится осознать глобальный вызов современности. Международные конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Каире (1994 г.), Копенгагене (1995 г.) и др. представляют собой ступени осмысления этого вызова человечеством и практических шагов в ближайшей перспективе. В конце XX в. в Нью-Йорке под эгидой ООН прошла масштабная встреча лидеров более 150 государств («Саммит тысячелетия»), продемонстрировавшая готовность мирового сообщества адекватно и серьезно реагировать на острые глобальные проблемы. Форум завершился принятием «Декларации тысячелетия», в которой было заявлено о решимости мировых лидеров избавить человечество от угрозы уничтожения, поддерживать демократию и права человека во всех странах, необходимости реформирования ООН с целью повышения ее эффективности (механизмы деятельности, расширение Совета Безопасности и т.д.).

В целом можно указать определенные предпосылки преодоления глобальных кризисных ситуаций, которые оформляются в виде набирающих силу объективных тенденций:

1) информационная (компьютерная) революция как технологический фундамент возможной интеграции человечества перед лицом глобальных угроз, создающая объективную предметную основу нового видения Вселенной, возникновения новой человеческой цивилизации;

2) утверждение в качестве преобладающего типа хозяйственных связей смешанной рыночной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей гармонизацию хозяйственных связей и интересов различных экономических субъектов, оптимальный баланс экономической эффективности и социальной справедливости;

3) становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных взаимодействиях, превращение его из идеала в практический регулятор подлинных человеческих отношений;

4) процессы сближения и консолидации различных религиозных и светских течений духовной жизни общества, расширение многообразных связей между индивидами, социальными группами и народами, межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении самобытности каждого этноса и каждой культуры.

О практической трудности реализации данных тенденций свидетельствует неспособность мирового сообщества справиться с глобальными угрозами в начале XXI в. Так, глобализация является сильнейшим испытанием для культурной идентичности – осознанием индивидом принадлежности к определенной культуре при ответе на вопрос «кто я такой?». Вызов глобализации заключается в росте конфликта между людьми, ощущающими, что живут в глобальном мире, и людьми национальной культуры. Основным средством преодоления данного конфликта считаются толерантность (терпимость) и диалог культур. Однако в условиях кризиса культурной идентичности, как считает Н.Н. Федотова, толерантность и диалог культур сталкиваются с серьезными препятствиями. Как показывает опыт западных стран, которые захлестнула волна иммигрантов из Азии и Африки, признание культурного многообразия (мультикультурализм) само собой не обеспечивает толерантность. Прибытие мигрантов из бедных стран создает опасные культурные противоречия, формирует ощущение кризиса (в развитых странах) и ксенофобию (в развивающихся странах).

Ряд современных исследователей убежден, что человечество в XXI в. ждут новые конфликты. Так, по мнению американского политолога С. Хантингтона, в зарождающемся глобальном мире на смену идеологическим и другим формам конфронтации придет борьба между цивилизациями в качестве преобладающей формы глобального конфликта. Быстрые и радикальные изменения в мире заставляют людей обратиться к своим культурным корням и традиционным ценностям, определяющим отношение к жизни, смерти, другим людям и т.д. Фундаментальные различия между культурами, возрастание национального самосознания стран и народов незападного мира в условиях глобализации стимулируют резкое противостояние цивилизаций.

Столкновение цивилизаций разворачивается как на уровне групп, обитающих вдоль линий разломов между цивилизациями, так и на уровне стран, относящихся к разным цивилизациям и стремящихся утвердить свои культурные ценности в ходе борьбы за влияние и контроль в регионах и в мире в целом. Сегодня элемент противостояния мировых цивилизаций стал очевиден. Об этом свидетельствуют конфликты, возникшие на границах богатого и бедного мира, мировых цивилизаций – на Балканах (Югославия), Ближнем Востоке (Палестина, Сирия, Ливан), Кавказе (Чечня, Грузия), в Ираке и Афганистане, Африке (Руанда, Нигерия, Мали, Судан), Центральной Азии (Таджикистан), Юго-Восточной Азии (Шри-Ланка, Кашмир). Цивилизационные различия стали одним из ключевых факторов современной мировой политики, дальнейшее игнорирование которого способно вызвать массовый террор и насилие на основе жестокого противостояния цивилизаций. Как полагает С. Хантингтон, чтобы избежать в будущем цивилизационных войн, стержневые страны цивилизаций должны воздерживаться от вмешательства в конфликты, происходящие в других цивилизациях, должны научиться договариваться между собой с целью предотвращения или прекращения войн по линиям разлома между государствами или группой государств, принадлежащих к их цивилизациям.

В современном мире культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают главное место, а культурные сходства и различия формируют союзы и конфликты государств. Однако, многие политические деятели Запада, в первую очередь, США, отказываются признать и принять реальность глобального культурного многообразия и сотрудничать для его поддержания и по-прежнему стремятся изменить другие цивилизации по образу и подобию Запада. В этой связи известный российский философ А.Н. Чумаков отмечает, что главное противоречие современной эпохи состоит в том, что политическая глобализация не соответствует экономической. Сложившееся единое экономическое, информационное, коммуникационное и экологическое пространство не привели к появлению адекватных глобальному миру интеграционных процессов в сфере политики. Существующие в настоящее время международные структуры, прежде всего ООН, не в состоянии выполнить функцию управления глобальным миром. Эффективное глобальное управление должно иметь общую систему базисных ценностей и планетарную этику, которые составят основу глобального мировоззрения, а также дееспособное глобальное право.

В настоящее время созданы важные предпосылки для формирования общепланетарной Цивилизации при сохранении ее культурных различий. В полицивилизационном мире курс на созидание состоит в отказе от утверждения ценностей одной из цивилизаций в качестве универсальных, признании разнообразия и в поиске истинно общего, того что есть в большинстве цивилизаций. Во всех культурах можно найти нравственные принципы добра, правды и справедливости, запрещающие убийства, обман, пытки, угнетение и тиранию. Именном в этом смысле культуры относительны, а мораль – абсолютна. Человеческое общество универсально, потому что оно – человеческое, а особенно потому, что оно – общество. Конечно, любая культура изначально самодостаточна и стремится к сохранению своей идентичности, вступая, как правило, в противоборство с другими культурами. Поэтому диалог культур имеет свои пределы, которые касаются мировоззренческих оснований культуры. Он затруднен в силу жесткости сплава общечеловеческих ценностей и их интерпретаций, выражающих специфику той или иной религиозно-культурной традиции. Вместе с тем, в глобализирующемся мире диалог культур не имеет разумной альтернативы, а представляет собой длительный и многоплановый процесс взаимного узнавания и понимания культур, их сближения и обогащения. Для сохранения мира в полицивилизационном пространстве людям всех цивилизаций необходимо искать и стремиться распространять ценности, институты и практики, которые являются общими и для них, и для людей, принадлежащих другим цивилизациям.

Осознание общечеловеческой солидарности началось еще в древности, нашло свое воплощение в заповедях универсальных мировых религий (буддизм, христианство, ислам и др.). Несмотря на все цивилизационные и мировоззренческие противоречия, оно сохранялось и развивалось вплоть до нашего времени. Социальные потрясения XX в. потребовали формирования всеобщего взгляда на неотъемлемость политических и экономических прав и свобод человека, решительного осуждения расовых, религиозных и этнических войн, а также преступлений против человечности. Именно соблюдение всех этих требований является гарантией самосохранения человечества как носителя социальных и моральных ценностей.

Мировому сообществу предстоит выработать в XXI в. стратегию развития, которая бы обеспечила выживание человечества и его устойчивое движение в будущем. Подобная стратегия требует принципиально нового типа мышления, органически сочетающего глобализацию, гуманизацию и экологизацию человеческого развития. При этом экологические ценности в нем будут иметь приоритетное значение, а требования универсализации человеческого сознания сопрягаться с его дальнейшей индивидуализацией. Осуществить новую парадигму развития возможно только совместными усилиями всего мирового сообщества посредством расширения международных связей, активного обмена научно-техническими, экономическими, экологическими и другими достижениями культурно-цивилизационного диалога.

Стержнем глобального развития должна стать гуманистическая составляющая. Современный гуманизм предусматривает реальную реализацию прав каждого человека на Земле, социальную направленность в условиях информационной цивилизации, решение главных проблем человека, обеспечение его физического и духовного совершенствования. Поиск путей конструктивного диалога стран и народов мира на основе понимания и уважения культурно-цивилизационных различий и с учетом уровня их цивилизационного развития, ведущих тенденций глобализации является одним из главных способов решения глобальных проблем в современном мире. Формирование планетарного сознания, общечеловеческой этики, системы универсальных нравственных принципов, укрепляющих солидарность всех людей и народов, – магистральный путь выхода из глобального кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: