Интонация

Речевая интонация как фонетическое явление представляет собой сложное и неразрывное единство ряда взаимосвязанных компонентов: мелодики (speech melody), акцентуации (sentence stress), темпа (speech tempo), тембра (timbre ['tæmbə]) голоса. Варьирование и взаимодействие этих компонентов помогает передать цель, смысловое содержание речи, отношение говорящего к сообщаемым фактам, к собеседнику.

Под мелодикой понимается движение частоты основного тона голоса (pitch of the voice). Различают три высотных уровня диапазона голоса: верхний (high), средний (medium) и нижний (low). В пределах этих уровней происходит изменение основного тона: он падает и поднимается. В целом нисходящие тоны выражают законченность мысли и категоричность суждения, а восходящие - незаконченность мысли и некатегоричность.

На начальном этапе обучения целесообразно различать семь основных типов тонов:

1) Низкий нисходящий тон (Low Fall) употребляется в эмоционально нейтральных утвердительных предложениях, приказаниях, восклицаниях, специальных вопросах.

 

No

2) Высокий нисходящий тон (High Fall) передает личную заинтересованность говорящего, дружелюбность, выражает его эмоциональное отношение к происходящему. Употребляется в эмоциональных высказываниях, альтернативных и разделительных вопросах, в искренних благодарностях.

 

No

3) Низкий восходящий тон (Low Rise) передает незаконченность, некатегоричность суждения. Употребляется в неуверенных ответах на вопросы, просьбах, советах или рекомендациях, в общих и разделительных вопросах, перечислениях, в формально вежливых извинениях и благодарностях, в приветствиях, прощаниях.

No

4) Высокий восходящий тон (High Rise) употребляется в переспросах.

No

5) Нисходяще-восходящий тон (Fall-Rise) употребляется в некатегоричных утверждениях с импликацией контраста, в вежливых поправках, искренних извинениях с импликацией сопереживания, сожаления.

ˇNo

6) Восходяще-нисходящий тон (Rise-Fall) передает определенность и законченность суждений, отличающихся сильной эмоциональной окрашенностью: удивление, сильное впечатление.

^No

7) Ровный тон (Midlevel) передает неопределенность высказывания; часто употребляется при декламации поэзии.

No

Тесно связанный с мелодикой тембр голоса может передавать не только эмоции, но и тончайшие оттенки отношения говорящего к высказыванию, к другому лицу, собственные переживания: уверенность/неуверенность, сомнение, нерешительность, побудительность, волеизъявление, запрещение и пр.

Под темпом речи понимается относительная скорость, с которой мы произносим одно высказывание на фоне другого. Темп бывает средний (нормальный), убыстренный или замедленный, равномерный или неравномерный. Изменение нормального темпа служит одним из средств выразительности речи. Тесно связанный с ритмом, темп выполняет регулирующую функцию в процессе формирования механизма ритмических групп в чтении или речи.

Ритм представляет собой регулярное появление во времени ударных слогов. Его основной функцией является объединение более мелких ритмических групп в более крупные синтагмы, фразы и, в конечном итоге, целый речевой контекст. Особенностью английского ритма является то, что ударные слоги появляются в речи через относительно равные временные промежутки, при этом количество безударных слогов между ними может быть любым.

Фразовая акцентуация представляет собой выделение важных по смыслу слов в потоке речи (см. также Unit 20 “Фразовое и логическое ударение”).

Ex. 1

Сравните произношение слов, употребляя различные типы тонов.

ˎYes ˋYes ˏYes ˊYes ˇYes ^Yes

ˎGood ˋGood ˏGood ˊGood ˇGood ^Good

ˎWait ˋWait ˏWait ˊWait ˇWait ^Wait

ˎPull ˋ Pull ˏPull ˊPull ˇPull ^Pull

ˎMine ˋMine ˏMine ˊMine ˇMine ^Mine

ˎWrite ˋWrite ˏWrite ˊWrite ˇWrite ^Write

Ex. 2

Произнесите следующие предложения, обращая внимание на фразовую акцентуацию. Помните, что при этом изменяется значение предложения.

1. ˈDo you ˈwant to ˈstay ˏ here?

ˈDo you ˈwant to ˏ stay here?

ˈDo you ˏ want to stay here?

ˈDo ˏ you want to stay here?

2. ˈCan you ˈbreak an ˈapple in ˏ two?

ˈCan you ˈbreak an ˏ apple in two?

ˈCan you ˏ break an apple in two?

ˈCan ˏ you break an apple in two?

3. ˈHave you ˈmet my ˈwife beˏ fore?

ˈHave you ˈmet myˏ wife before?

ˈHave you ˈmetˏ my wife before?

Have you ˏ met my wife before?

Have ˏ you met my wife before?

4. ˈDo you ˈknow the ˈshortest ˏ way?

ˈDo you ˈknow the ˏ short est way?

ˈDo ˏ you know the shortest way?

5. ˈMust you ˈgo ˏ now?

ˈMust you ˏ go now?

ˈMust ˏ you go now?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: