Из жизни пылинок

Пылинка в солнечном луче была похожа на снежинку. Во всяком случае, так ей говорил солнечный луч. А вот в темноте ее никто не видел. Да и она сама-то не могла себя увидеть. Но это было не так важно, как то, что сквозняком и ветром ее заносило в разные интересные места. Правда, иногда, в настолько неожиданные, что дух захватывало. Иногда она садилась на экран телевизора, и его начинало искрить, так что она то отлетала, то опять намертво приклеивалась к экрану. Шум и грохот стоял такой, что ничего понять было невозможно, а вспышки света слепили. Ничего хорошего не было на экране телевизора. Гораздо приятнее было попасть на диван, где сидела хозяйкина кошка. Если кошка ложилась прямо сверху, то пылинка перекочевывала на ее шкурку, а потом вместе с ней отправлялась гулять.

Вот так однажды отправилась пылинка на кошке гулять на улицу. Как здорово было пройтись по свежему воздуху, сиять в солнечных лучах, вместе с кошкой принимать приветствия ее знакомых кошек и котов, а также хозяйкиных соседок!. Пылинка чувствовала себя очень важной персоной. Кроме того, ей просто-напросто было очень интересно путешествовать с кошкой – то взлетать на дерево, на самую верхушку, то перемахнуть через забор, то просто блестеть бриллиантом в ее шкурке. Одним словом, такая жизнь очень нравилась пылинке. До тех пор, пока кошка не отправилась охотиться в подвал. О, сколько же там было других пылинок! Ни в каком другом месте она не встречала столько своих товарок. Кошка осторожно кралась, выслеживая мышь, и вдруг чихнула. И наша пылинка вылетела из ее шкурки и осела на полу, в огромной толпе своих родственников. А кошка побежала дальше.

Пылинке было очень мягко лежать среди других в почти полной темноте, но сначала она очень скучала по привычной жизни, путешествиям. И сделать ничего не могла. В подвал никто не приходил, и не приключалось никаких сквозняков. Она затосковала, пробовала подольше спать, потом изучила комплекс какой-то особенной гимнастики для пылинок. Ее соседки смеялись над ней, они-то уже давно привыкли к такой размеренной жизни. Прошло время – и она тоже стала привыкать так жить, в тишине подвала.

И вот однажды в подвале прорвало трубу с горячей водой. И – о, ужас! – вода хлынула на пол, и затопила весь пол, смешав с собой все-все пылинки, которые сейчас понесло в неведомое, крутя и подбрасывая. У нашей пылинки захватило дух, но она решила внимательно смотреть на все происходящее – авось что-то интересное подвернется. Их вынесло на улицу в потоке воды и прибило к обочине. К вечеру лужа высохла, и пылинку подхватил ветер. Она неслась в пыльном смерчике в голубой лунной дорожке, и осела на крыше. А там гуляла ее знакомая кошка, и опять всосала своей шкурой нашу пылинку. «Вот так дела, - подумала пылинка, - и стоило столько путешествовать, чтобы попасть в ту же шкуру?» На что кошка ей резонно возразила: «А что же ты, дорогая, могла поделать с этим? Хочешь ты или не хочешь, а ветер или я сильнее тебя. Лучше скажи, было ли интересным твое путешествие?» На что пылинка и рассказала ей о подвальной жизни и самых мышиных норах. За что кошка поблагодарила ее. И тут же чихнула, отчего пылинка взметнулась и снова оказалась на голубой лунной дорожке.

Ключевые слова: «дорога», «путешествие», «колесо мирового порядка». Происходят от позднего скандинавского, означавшего «дорога», британского Rad (дорога), готского Raida (путешествие).

Райдо – руна прибоя, возвращения домой в самом широком смысле, поиск своего истинного дома, своего места в мире. Руну персонифицируют все путешествующие боги – и в реальном и духовном плане. Один и Локи, Гермес и Меркурий, Осирис, бродящий по земле и делящийся с людьми секретами возделывания земли и выращивания зерна, Дионис, путешествующий со своими виноградными лозами и вином, заражающий своим безумием (разрушением старого ума) людей. Каждое путешествие приносило новые знания, приближало к состоянию обновленной ясности (по определению Ральфа Блюма), что характерно для следующей руны, Кано. Путешествие разрушало также отжившие иллюзии и оставляло героев лишь с необходимым и самым важным.

Однажды Тор решил совершить путешествие в Утгард, к великанам, чтобы помериться с ними силой. В спутники он взял Локи, который рад был нескучно провести время. Путь их лежал к Утгарду-Локи, властелину страны великанов. По пути они переночевали в одном доме, где жил отец с двумя взрослыми детьми – сыном Тьяльви и дочерью Ресквой. В доме совсем не было еды, и Тор сказал, что это не беда. Он зарезал обоих козлов, что везли его повозку, и велел их приготовить. Только, предупредил он, все кости надо аккуратно сложить на шкуры и не повредить ни одну из них. Локи же шепнул так, чтобы слышал только Тьяльви, что самое вкусное находится как раз внутри кости. Тьяльви не удержался и расколол бедренную кость одного из козлов, чтобы отведать костный мозг. Утром Тор встал и освятил шкуры с костями своим Мьёлльниром. Встали козлы, только один из них захромал на заднюю ногу. Понял все Тор и нахмурил грозно свои брови. Хотел наказать сурово хозяев, да сменил гнев на милость и простил с одним условием, что хозяин отдаст своих детей ему в услужение. Так дальнейший путь Тор и Локи совершали уже с Тьяльви и Ресквой. Путь их пролегал через лес, спускалась ночь, и надо было искать место для ночлега. В темнеющем лесу увидели они постройку, в которой были три стены и потолок, и еще маленькая пристройка сбоку. Там они и укрылись на ночь. Утром они встретили в лесу великана, который назвался Скрюмиром и вызвался помочь им добраться до Утгарда-Локи. Он только спросил, не видели ли они его рукавицы, которую он обронил в лесу. Когда дошли до постройки, в которой ночевали путники, оказалось, что это и есть рукавица великана, а малая пристройка – палец ее. Смутились путники, увидев свою малость рядом с великаном. Но решимость Тора двигаться дальше не ослабела. Вскоре Скрюмир распрощался с ними, показав направление пути и предупредив, что в Утгарде он не самый большой великан. Придя в Утгард и во дворец Утгарда-Локи, Тор и его спутники были приняты повелителем. Тот им предложил испытания, чтобы увидеть, чего стоят его гости. Он спросил, есть ли у них такие умения, в которых они хотели бы помериться силами. Тогда Локи выступил вперед и сказал, что он берется очень быстро съесть любую пищу. Утгарда-Локи позвал человека по имени Логи. Обоих посадили за корыто с жареным мясом, и они начали очень быстро есть. Локи съел половину мяса, но Логи съел за это время не только мясо, но и кости, и свою часть корыта. Он и был объявлен победителем, а Локи был смущен. Дальше испытанию подвергся Тьяльви, который славился умением очень быстро бегать. К нему позвали парнишку по имени Хуги, и они побежали. Трижды Хуги обогнал Тьяльви и был признан победителем. Дальше выступил сам Аса-Тор. Он сказал, что готов соревноваться в питье. Тогда ему принесли узкий и очень длинный рог с водой. Утгарда-Локи сказал, что доблестно выпить его в один присест, что в два приема его уже выпивали, а в три - немало найдется уже свершивших этот подвиг. Тор сделал огромный глоток и посмотрел на рог – жидкость почти не убавилась. Второй глоток тоже почти ничего не изменил, и только после третьего Тор увидел, что воды в роге стало заметно меньше. Все это смутило бога, привыкшего быть могучим. Следующим испытанием была кошка, которую нужно было поднять. Тор взял ее под живот и стал поднимать, но кошка выгибалась и становилась все длиннее и длиннее, так что Тору удалось только оторвать от пола одну ее лапу. Великаны смеялись над Тором, и ему стоило больших трудов не терять мужества. Потом Утгарда-Локи предложил ему померяться силами с кем-нибудь, и поскольку Тор не проявил большой силы, его соперницей была назначена старая нянька Элли. Старуха вышла и едва не положила Тора на лопатки. Он с большим трудом удержался на ногах, упав на одно колено.

Когда расстроенные гости готовились уезжать, хозяин сказал им правду о том, что произошло. Оказывается, соперником Локи был сам Огонь (Логи), и победить его было невозможно в таком соревновании. Соперником Тьяльви была Мысль (Хуги) самого Утгарда-Локи, а Тору в первом испытании был предложен рог, соединенный с морем. Поэтому третий глоток Тора на самом деле напугал великанов, т.к. он был столь велик, что вызвал отливы в море. Кошка была мировым змеем Ёрмунгандом, и Тору удалось сделать с ним то, что от него никак не ожидали великаны. Но особенно велик был на самом деле третий проигрыш Тора, ведь старуха Элли оказалась самой Старостью (интересно, что имя Элли родственно Хелен-Хель – хозяйке царства мертвых), а Тор всего лишь упал перед ней на одно колено. Поэтому, сказал Утгарда-Локи, мы не желаем, чтобы вы еще у нас бывали. Интересна в данной истории игра слов-имен. Локи мира людей встретил во внешнем мире своего дикого аналога и предтечу, Локи Утгарда, и померился с ним силами. На всякого Локи найдется Логи- олицетворение самой стихии огня.

Как видите, дорога многое расставила на свои места: люди и антропоморфные боги не могут быть могущественнее стихийных, природных сил, которые олицетворяет Утгард, и все же возможности человека могут быть очень большими. Для меня удивительно, что рукописи, найденные в XIII веке (это касается и младшей и старшей Эдды), могли содержать столь провиденциальные притчи. Ведь достижения цивилизации и убедительные свидетельства обуздания человеком природных сил в основном произошли гораздо позже. Не было еще электричества, динамита, плотин, пара и телевидения, не было открыто свойство радиоактивности, но, видимо, уже заключение огня в очаги и воды в акведуки, изобретение пороха и солнечных часов помогли людям провидеть могущество и потенциальную опасность человеческого контроля над силами природы.

Райдо, возможно, имеет важный философский аспект: соотношение между целью, результатом и путем, процессом движения к цели. «Цель порождает страх, страх не достигнуть цели. Этот страх никогда не исчезнет, пока мы не утратим цель. Цель так же важна, как и утрата ее, она нужна нам для того, чтобы иметь, испугаться и после отказаться от нее, обретя бесстрашие» (Сидоренко А.А. «Заяабари»). Дорога может неожиданно для нас изменить прежние представления о смысле жизни, о той цели, к которой стремится человек. Пылинка из сказки недоумевает по поводу целесообразности своего возвращения в ту же самую «шкуру», мудрая кошка ставит ее на место, подсказывая о существовании обстоятельств, несравненно более сильных, нежели желания какой-то пылинки. Руна дороги, таким образом, постоянно возвращает нас к мыслям о божественной, все определяющей сущности, закрепляя достижения Ансуз. Она еще раз возвращает нас к мысли о законной обусловленности всего происходящего в мире.

Существует Восток и Запад, и соответственно, восточный и западный подходы к рассмотрению дихотомии Путь-Цель. Если современный Запад четко нацелен на достижение цели, результата, требует гарантий успеха, то Восток издревле был настроен на сам процесс Пути, ибо как нам, несовершенным людям, может быть сразу, в начале Пути, известно, что впереди и к чему мы на самом деле предназначены? Райдо помогает нам выяснить в своем процессе, кто мы и какие мы. Она помогает сформировать картину изменяющегося мира с постоянно расширяющимися границами, соединить известное ранее с только что узнанным.

С точки зрения психологии прямая Райдо это процесс интеграции, «ход», а обратная – «уход», все виды ухода от своей реальности, от своего Пути – в болезнь, работу, секс, алкоголь, наркотики, иллюзии...

С точки зрения возрастной периодизации Райдо соответствует периоду нового поиска после выполнения основных биологических и социальных функций: бытового обустройства и рождения детей. Теперь самым важным для человека становится обретение своего пути, своего уникального места в мире. Хочется не просто работать, а работать интересно, с удовольствием, общаться с теми, кто нравится, а не с теми, с кем нужно. В календаре года это время примерно с 23 августа по 6 сентября, в гороскопе Дева.

Мантика и магия. Прямое положение руны: вам предстоит путь, а фактически вы уже стоите на пути. Важно доверять ходу событий, полотну дороги, которая у вас под ногами. Все дороги ведут в Рим, как было сказано. Ваш путь будет совпадать с путями нужных вам по-настоящему людей. Именно в пути вы узнаете, с кем вам надлежит быть. Знак символизирует процесс синтеза, гармонизации происходящего. Обратное положение: вместо синтеза, гармонизации, встреч возможны расставания, разрывы отношений, расхождение путей, заблуждения, сомнения витязя на распутье дороги. Значит, путь где-то рядом, надо нащупать твердую почву под ногами, внимательно прислушаться к журчанию источника воды, к которому всегда ведет тропа, спросить свое сердце, куда оно вас ведет. Это путь сердца (если вспомнить П. Коэльо), а не мысли. В магическом плане руна способствует удачному и безопасному путешествию, как вполне физическому, так и шаманскому путешествию духа. Ее изображение очень близко к традиционному изображению буквы «R» латинского алфавита, напоминает о ключевом слове «дорога».

6. Кано. Руна Демиурга, воплощения и раскрытия, обновленной ясности

  «Неважно, что ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником. Первый пройдет, и его как ни бывало, но садовник будет жить не одно поколение» (Р. Бредбери).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow