Косы принцессы

(мое продолжение сказки Мити Соколова)

Хорошо жила принцесса со своим прекрасным принцем, всего было у них в достатке – любви, восхищения друзей и зависти врагов. Принц успешно воевал с зарвавшимися соседями, границы его владений расширялись. Вот только одно огорчало счастливую пару - детей у них не было.

Принцесса стала чаще похаживать в лес, и, прячась за деревьями и затаив дыхание, следила за легкими и грациозными движениями козы - подруги Пана. Иногда она видела и самого Пана, к которому коза подбегала и ласково терлась о его косматые ноги. Принцесса содрогалась от отвращения, но не могла оторваться от этого зрелища. Потом она убегала к себе во дворец, но продолжала видеть козу с Паном. Она смотрела на своего принца, но это не помогало ей. Молодой принц заметил ее отлучки. "У принцессы тайна, - подумал он, - и она не хочет поделиться со мной. Так я узнаю ее сам". И принц выследил принцессу во время очередной отлучки, и вслед за ней пришел в лес. Принцесса уже нашла подругу Пана и как завороженная смотрела на нее. Тогда принц вскинул ружье и выстрелил в козу. Раздался стон раненого животного и почти одновременно крик принцессы. Принцесса в ужасе взглянула на принца, метнувшись было к нему, но тут же кинулась к раненой козе, и опять к принцу. Он стоял молча и ждал. В конце концов принцесса, бросив на него прощальный взгляд, подбежала к козе и упала на нее. Принц видел только вспышку света, ослепившую его. Когда он смог снова видеть, коза уносилась прочь, и ее золотые косы развевались по ветру. Косы принцессы…

Прошел год со дня исчезновения принцессы, но принц так и не смог ее забыть. Ни одна женщина не смогла надолго увлечь его, и, глядя на них, он видел косы убегающей козы. Тогда он решил найти ее. И отправился в лес. Долго ему пришлось идти одному через чащобы и болота, через буреломы и земляничные полянки. Иногда он видел пасущихся коз, но ни у одной из них не было кос принцессы. Он привык спать на земле, подстилая лишь траву, питаться кореньями и ягодами, оброс и редко мылся. Одежда его истрепалась, повисла лохмотьями и однажды, взглянув в чистый ручей, он увидел там незнакомое одичавшее существо. Из его груди вырвался крик боли. Он вскочил и побежал, что было силы и куда глаза глядят. Когда его силы стали иссякать, впереди что-то знакомое золотом мелькнуло. Косы принцессы…Силы принца от этого возросли троекратно. Он стремительно побежал и вскоре догнал козу с золотыми косами. Она забежала в синий сумрак глубокой пещеры, остановилась наконец и, обернувшись, ждала его.

Они жили душа в душу в синей пещере. У него выросли рожки и копыта на ногах, он любил перебирать длинные золотые волосы принцессы-козы и заплетать их в косы. Там родился их сын, чудесный маленький козленок с золотистыми завитками на крутом лобике. И все бы хорошо, да только иной раз одолевала принца-фавна и принцессу-козу тоска по миру людей, откуда оба они были родом. Увидел как-то принц черного ворона, который грянулся оземь и превратился в добра молодца. Принц-фавн спросил его:

- Научи, сделай милость, как ты это делаешь.

Ответил ворон:

- Нет ничего сложного. Ты просто думаешь о том, кем хочешь стать и больно стукаешься о землю. Так, чтобы искры из глаз посыпались. Тебе легче – ты и так наполовину уже такой, как надо.

Поблагодарил его принц-фавн и пошел к принцессе-козе. Он рассказал ей о том, что они смогут стать снова людьми, если захотят. Она обрадовалась, и они вместе с козленочком своим грянулись о землю, аж искры из глаз посыпались. А когда глаза открылись, они увидели друг друга. Принцесса была как прежде прекрасна, принц силен и суров, а их сынишка походил на прежнего козленочка только золотистыми завитками на крутом лобике.

Во дворце их никто не узнал, там уже были новые принц с принцессой. И они пошли бродить по свету, нашли себе небольшую деревушку возле леса, принц построил домик, в котором они стали жить. Вокруг дома у них росли красные розы (очень красивые) и зеленая капуста (очень вкусная). Сын в детстве предпочитал капусту.

Ключевые слова: поиск, Непознаваемое (то, что скрыто). Происходят от готского Painthra – «то, что скрыто». Скрытое непознаваемо до тех пор, пока не откроется миру и свету, не родится в него.

Перт – целящая руна. В ее утробе совершаются чудеса преобразования и появления новой жизни. Принцесса, будучи несчастной в качестве человека, обретает запретное прежде счастье в образе козы, и не просто счастье, а возможность стать матерью, т.е. соединиться со своей животной, природной сущностью, отвергнутой ранее в силу предрассудка (врожденной антипатии к «козлам»). В теплом мраке синей пещеры совершилось таинство рождения ребенка и выхода в мир людей.

Литературные соответствия Перт многочисленны. В сказке Ершова «Конек-горбунок» Иван-дурак выходит из чана с кипящим молоком красавцем писаным, а старый, зарвавшийся царь сварился. Такая же участь ждет и царя Додона из сказки Пушкина о золотом петушке. Это сказки о тех, кто жаждет изменений, не вложив предварительных усилий, не имея достаточных оснований, мечтающих о великой халяве (в этом коварство Перт). А вот в истории о волшебнике Изумрудного города (страны Оз) совсем другой расклад. Там герои достигают своих желаемых целей, вложив в их достижение труд пути и интуитивно чувствуя в себе семя будущих изменений. Лев изначально царь зверей, а Страшила соображал всегда неплохо - хоть соломой, хоть иголками с булавками.

Метафорически это также возрождения птицы Феникс из пепла, возможность глобальной трансформации. Вместо с тем Перт считают руной достаточно коварной, не дающей гарантии однозначного изменения. Ведь родила же нимфа Дриопа от Гермеса страшненького рогатого-бородатого и копытного Пана, и в ужасе бежала от него, Персефона родила от Зевса рогатого младенца Загрея, которой впоследствии через перерождение Семелой и Зевсом оказался Дионисом. Но, как сказано, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Кроме того, откуда нам знать, что есть «хорошо» на самом деле?

Традиционно многие исследователи рун видели в Перт нечто вроде сосуда-стаканчика, в котором перемешивают игральные кости перед тем, как вытащить жребий. А из эддического наследия мы знаем, что асы на своем Идавёлль-поле в Асгарде забавлялись игрой в золотые тавлеи (игра, подобная шахматам). Игра – модель жизни, фигурки-тавлеи потом обретают реальную плоть. Поэтому считается, что Перт покровительствует игре, азартным игрокам, риску.

Перт это последний всплеск царства Нави, исторгающей из своего лона юного бога, в каком бы обличье он не появился. Роды. Рождество. Утроба, печь, древний обряд перепекания неполноценного ребенка. Лабиринт Минотавра, поглощающий многих, выпускающий героев. Иона в чреве кита, Красная Шапочка в чреве Волка. Рождение спасителя, Иисуса Христа. В каком-то смысле Перт это чаша Святого Грааля, в ее соотнесении с котлом смерти и рождения (Антон Платов), Изначальной Бездной. А так же это Святой Грааль для психологов и психотерапевтов, вожделеющих второе рождение.

Особенности христианской символики состоят в том, что Христос подчеркнуто антропоморфен уже с момента рождения. Однако Аниэла Яффе в статье «Символы в изобразительном искусстве» рассказывает нам о том, что образы животных все же играли в христианстве немалую роль. Так, евангелисты Святой Лука, Святой Марк и Святой Иоанн символизируются соответственно следующими животными: быком, львом, орлом. Только Святой Матфей имеет облик человека либо ангела. Сам Христос упоминается в священном писании как агнец божий, а так же символически предстает в виде рыбы (у ранних христиан), змеи, вознесенной на крест, льва, изредка, единорога. В рождественском сюжете Христос находится в яслях рядом с ягнятами. А. Яффе пишет: «Мы чувствуем, что дочеловеческое, как и сверхчеловеческое, должно относиться к божественному…».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что обновленный мир начинается предельно просто, примитивно, ведь у него еще так много времени впереди, чтобы вырасти, пройти поочередно все этапы становления. И козленок лишь символ этой простоты по сравнению с таким сложным микрокосмом как человек.

В данном сюжете «козлиная» тема странным образом перекликается с андерсоновскими сказками «Девочка со спичками», «Ангел», да и «Русалочка», в которых герои не выдерживают борьбы за свое существование (растворяются в глубине Перт), но Андерсен верил, и вслед за ним хочется верить в то, что их путешествие не закончилось. В этих сказках трансформация на материальном уровне произошла необратимая, но исполненная возвышенной и щемящей одухотворенности, ни с чем не сравнимого света и тепла, которого жаждет каждая живая душа. Русалочка превращается в одну из дочерей воздуха, и через некоторое время сможет обрести бессмертную душу. Души девочки со спичками и умершего ребенка из сказки «Ангел» отлетают к богу, к душам тех, кто любил их при жизни.

В дальнейшем мы увидим, как наш герой будет постепенно терять зооморфные черты, по мере своего роста и развития, и становиться все более антропоморфным и удаляющимся от своей животной природы - до следующего периода трансформации, когда ему понадобится такое свойство, как плодородность.

Чтобы осуществить Перт, нужно не бояться умереть в символической форме. Это не имеет ничего общего с суицидом, как полным уходом из жизни. Напротив, если дети воспитаны в канонах инициатической культуры, зная о возможности символического, психического перерождения, то они защищены от рокового исхода. Перт символизирует разницу между синей Бездной, в недрах которой теплится новая жизнь и черной дырой гравитиционной ловушки, в которую обваливаются безвозвратно. Хотя и последняя имеет шанс однажды вспыхнуть сверхновой.

В рунической возрастной периодизации это рождение человека или его духовное перерождение. Что же касается календарных параллелей, то в представленном рунном календаре период Перт начинается примерно 7 января и длится по 22 января. В гороскопе – Козерог. Дж. Фрезер в «Золотой ветви» сообщает следующее. Ранние христиане Рождество не отмечали, и в Евангелиях нигде не упоминалось о дате рождения Христа. Потом египетские христиане стали отмечать этот праздник шестого января, и этот обычай к четвертому столетию распространился на весь тогдашний христианский мир. Однако Западная церковь отказывалась принять и узаконить этот обычай. Взамен этого она установила в качестве подлинной даты 25 декабря, что позднее приняла и Восточная церковь. Почему именно так? Фрезер цитирует одного сирийского автора христианского вероисповедания: "Отцы церкви перенесли празднование с 6 января на 25 декабря вот почему. У язычников был обычай того же 25 декабря праздновать день рождения солнца, в честь которого они зажигали огни. Христиане также принимали участие в этих торжествах. Когда церковные власти поняли, что христиане сохраняют пристрастие к этому празднику, они посоветовались и решили, что настоящее Рождество должно отмечаться 25 декабря, а 6 января - праздник богоявления (эпифании). Вот почему сохранился также обычай жечь свечи до 6 января".

Блаженный Августин увещевал братьев и сестер во Христе праздновать этот день не как языческий праздник рождения солнца, т.е. не ради самого солнца, а ради Того, кто сотворил солнце.

Мантика и магия. В прямом положении руна говорит о возможности обновления после стряхивания с себя родовых оболочек, это может соответствовать в своих крайних проявлениях психической смерти-возрождению, второму рождению личности. Но руна может выпасть и по поводу гибели одной из иллюзий, одного аспекта кармического хвоста. Масштабы ее могут быть различными. Но в любом случае она способствует приведению нас к очень простой форме, с которой хорошо начинать новый процесс развития. Это похоже на то, как человек прозревает после операции замены хрусталика, мир представляется ему потрясающе ясным и как бы новым, никогда не виданным. Человек заново учится ходить после инсульта. В динамической медитации или во время холотропного дыхания нередки переживания приземленности, отождествления себя с кем-то ползающим, даже доисторическим; после этого странно подниматься вновь на ноги.

«Шагни, и еще раз», - твердил мне инстинкт

И вел меня мудро, как старый схоластик

Чрез девственный, непроходимый тростник

Нагретых деревьев, сирени и страсти.

«Научишься шагом, а после хоть в бег,» -

Твердил он, и новое солнце с зенита

Смотрело, как сызнова учат ходьбе

Туземца планеты на новой планиде. (Б. Пастернак)

Обратное положение руны наиболее вероятно связано с проблемой появления нового из-под груды старых заблуждений, страхов. Но как бы мы не упирались, прошлое уже не вернуть, не заключить цыпленка обратно в яйцо, а дитя живым задержать в утробе. Оно неумолимо просится наружу, к солнцу, к свету, к воздуху, жизни. Так стоит ли находиться у него на пути ценой собственной жизни?

Использование руны в магии (по А. Платову) связано с ее способностью вызывать акт психической смерти и перерождения. Однако автор предупреждает, что Перт дает фактор риска и непредсказуемости в результатах волшбы. Вообще практика призывания больших сил связана с большим риском. В этом нужно отдавать себе отчет. Но если в результате гадания Перт все же досталась вам, то вряд ли стоит идти на попятный. Так же Перт может помочь в ситуациях, связанных с риском, игрой (в древней традицией), нахождением потерянных вещей. Стоит предупредить игроманов – Перт может показать свою спину, если попробовать ее эксплуатировать как свою собственность. Она быстро покажет, кто в доме хозяин. Это снова фактор трикстера – Локи.

15. Альгиз. Руна высшей защиты. Призывание богов. Начало Прави

  «Береженого бог бережет.» (рус. посл.)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: