Действия, составляющие любую деятельность могут быть усвоены с различной степенью совершенства. Мы просто можем ознакомиться с некоторым действием, знать как оно называется и где используется. Мы можем научиться исполнять действие под контролем сознания или инструктора. Действие может быть путем упражнений доведено до уровня навыка.
Отдельные действия приобретают относительную самостоятельность и могут быть включены в различные виды деятельности. Например, действие перкуссии может быть элементом различных диагностических деятельностей. Поэтому любое действие, если оно неоднократно используется в различных формах, должно быть усвоено на уровне навыка. Автоматизированное действие, исполнение которого не требует сознательного контроля каждой ее операции, ведущей к достижению цели, является навыком. Следовательно, говоря об обучении навыку, будем вести речь о достижении совершенства в исполнении действия.
Усвоение любого предмета предполагает усвоение его элементов. Из каких же элементов состоит действие? В любом действии можно выделить элементы, выполняющие следующие функции: ориентировочную, исполнительную и управляющую. Эти функции осуществляются в свою очередь некоторыми подчиненными действиями: действия ориентировки, управления, планирования.
|
|
Понимание целостного действия всегда предполагает выделение в нем некоторых подчиненных ему действий. Этого не следует забывать.
1) Ориентировочная основа действия отражает условия, в которых оно происходит, то есть определяет ситуацию, осуществляет выбор программы и его синтез, ожидаемые результаты каждого этапа исполнения и конечного результата действия. Ориентировка предполагает анализ ситуации, подбор способов достижения цели (операций), проигрывание разных вариантов и принятие решений о продолжении, корректировке или прекращении действия.
2) Исполнительная основа навыка
представляет собой реализацию программы действия, в результате чего выполняется все многообразие тех операций, исполнение которых ведет к реализации плана и к достижению цели действия.
3)Управление и регулирование
действием осуществляется посредством управленческих актов по контролю исполнения действия, в которых происходит сличение результатов каждой операции с планом и результатов всего действия с заранее поставленной целью. Процесс управления и контроля основывается на ориентировочной и исполнительной сторонах действия. Усвоение действия идет по пути совершенствования всех ее сторон: ориентировочной, исполнительной и управляющей.