Навык образуется в упражнениях. В доведении действия до уровня навыка можно выделить следующие этапы: 1) усвоение ориентировочной основы действия, 2) исполнение отдельных элементов действия, 3) исполнение действия в целом; 4) достижение стадии полного навыка.
1) Усвоение ориентировочной основы действия, ООД, состоит в создании представления о функциональной структуре изучаемого действия. При этом создается особое представление о цели действия, планах его достижения, об орудиях, материальных и психических, необходимых для исполнения действия. Усвоение ООД предполагает наличие знания особенностей различных ситуаций и обстоятельств, а также разных способов исполнения данного действия. В ООД включено представление об операциях, которые включаются в достижение цели и об операциях по управлению и регулированию действием (обратная связь).
Психологи, изучавшие ориентировочную основу деятельности (П.Я.Гальлерин, Н.Ф.Талызина, Ильясов Р.И. и др.) показали, что при отсутствии специально построенной ООД человек пытается действовать методом проб и ошибок и тем самым не использует всех своих возможностей. При традиционном способе обучения ООД формируется у студента путем показа действия, подражания исполнителю.
|
|
Словесное разъяснение действия и его структуры дает возможность построить более эффективную ООД, что давно использовалось педагогами, которые заметили, что при подробном разъяснении структуры действия усвоение происходит быстрее. При наличии полной ООД, в которой отражена вся функциональная структура действия, усвоение происходит эффективно, как правило, без усвоения ошибочных приемов. Поэтому методы построения ООД являются эффективным путем обучения, которым в настоящее время начинает пользоваться высшее медицинское образование. Усвоение студентом элементов ООД является фактором, ускоряющим обучение.
Студенты, научившиеся самостоятельно строить ориентировочную основу действия, быстрее усваивают учебный материал, они более успешны в своей работе, приобретают творческий импульс к учению.
2) Этап аналитический.
Продолжение подготовительной стадии. На данном этапе студент отрабатывает исполнительные и контрольные операции, составляющие содержание действия. В процессе обучения всегда имеется Некоторая исходная основа. Некоторые операции хорошо известны и доведены до уровня навыка, некоторые же операции могут встречаться впервые.
Простое повторение действия без оценки его в соответствии с некоторыми критериями, не является упражнением. В обучении важно создать у исполнителя представления о критериях качества исполнения. Наилучшим способом обучения является упражнение под контролем специалиста. Однако часто преподаватель не в состоянии проконтролировать упражнения группы студентов. Тогда целесообразно студентам учить друг друга путем взаимной проверки и контроля правильности исполнения. При этом резко возрастает качество исполнения.
|
|
3) Исполнение действия в целом.
На данной стадии упражнение имеет целью доведение исполнения до уровня действия в целом.
После того, как действие доведено до автоматизма, его следует включать в более обширный контакт профессиональной деятельности.
С самого начала нужно учиться исполнять действие наилучшим способом. Это требует изучения опыта мастеров, достигших совершенства в исполнении изучаемых действий. Поэтому студенту нужно научиться видеть, как работают мастера своего дела.
4) Стадия полного навыка.
После того, как действие отработано и доведено до уровня навыка, возникает возможность высшего регулирования действия с учетом ситуации и человеческих отношений. Здесь упражнения организуются так, чтобы освободить сознание от контроля и предоставить этот контроль самому навыку. Для врача эта стадия предполагает:
а) вовлечение пациента в исполняемое действие с тем, чтобы его реакция и поведение помогало, а не мешало исполнению манипуляции; вопрос о том, что сказать пациенту, в каких выражениях вовлекать его в действие, имеет немаловажное значение;
б) оказание помощи пациенту в приспособлении к исполняемому действию, которое состоит в ответах на вопрос, почему исполняется данная манипуляция, каков прогноз, будет ли больно, что должно быть в результате;
в) при необходимости отвлечение больного от проделываемой манипуляции или применение средств обезболивании т. д.;
г) исполнение действия предусматривает учет всевозможных его последствий, в частности, возможностей попутного научения, которые могут привести к ятрогении. Это предполагает понимание психологии больного, внутренней картины болезни и учет индивидуальных особенностей личности. Кроме исполнения процедуры студент должен знать что говорить, отрабатывать мимику, пантомимику, приемы обращения с больным.
Обучение будет происходить эффективнее, если есть следующие условия.
1) Понимание смысла усваиваемого действия, его назначения.
2) Практика. Важно избегать избыточных упражнений и своевременно включить действие в практику.
3) Важно также учитывать эффект само подкрепления, когда само успешно выполненное действие создает удовольствие.
4) Учитывать эффект переноса.
5) В упражнениях нужно принимать во внимание, что лучше усваивается начало и конец действия.
6) Быть внимательным.
7) Требуется полное сосредоточение на предмете действия. Помните, что сосредоточенное внимание способствует оздоровлению и снижению эмоционального стресса. Студент должен соблюдать правило: "Что бы ни делать, делать с полной сосредоточенностью и никогда не делать два дела сразу".
8) Распределять внимание.
9) Способность к распределению внимания развивается при полной сосредоточенности на одном деле, когда другое исполняется автоматически. Следует помнить, что сознание может быть полностью сосредоточено только на одной деятельности.
Примечание:
Она достигнет своей цели. если читатель постарается понять написанное, а также внимательно прочитает мои книги: Структура и закономерности поведения, Мотивация поведения. Общение, Основные -умственные операции. Восхождение к индивидуальности и другие, укачанные на последней странице.
Более детальное изложение закономерностей научения читатель найдет в моей книге "Научение'', М.. 1997.
Латентным является научение, которое происходит непреднамеренно, попутно и часто с непредсказуемыми последствиями. Демократический и деликатный родитель, заставляя подростка угрозами готовить уроки, вырабатывает у него обращение к учению и черты авторитарности, о которых он и не подозревает.
|
|
Читатель, знакомый с закономерностями научения, познанным им из моей книги "Научение" может заметить, что формирование личности и способности к сдерживанию и обусловленные этим сила-Я как раз происходит в процессе латентного научения.
Второй сигнальной системой по инициативе Павлова в психологии принято называть слово. В отличие от первых сигналов, обозначающих нечто, например, пищевой объект, слово является сигналом первого сигнала может по произволу человека использоваться для описания первых сигналов. Слово ''Огурец" - второй сигнал обозначающий некоторый объект, имеющий пищевое значение.
Под фрустрацией понимают психическое состояние, которое возникает вследствие блокировки поведения, направленного на удовлетворение потребности. Одной из реакций на фрустрацию является агрессия.
Агрессия в основном защитное поведение. Однако в тех случаях, когда она подкрепляется положительно, агрессия приводит к деформации характера, в результате которой агрессия становится потребностью. В этом случае агрессия приобретает садистический характер, Она становится способом получения наслаждения.
Различают респондентную и инструментальную агрессию. Первая направлена против членов своего сообщества, а инструментальная против препятствия к удовлетворению, против неодушевленных предметов.
Под облечением в психологии принято понимать уменьшение усилий в исполнении отдельного действия или поведения. Развитие навыка или привычки ведет к облегчению. Облегчение также возникает при уменьшении эмоциональной напряженности. Освобождение той энергии, которая связанна в психических структурах эмоции, ведет к ее облегчению. Агрессия облегчает гнев Часто психологи слово "облегчение" заменяют словами: удовлетворение, утоление, насыщение, которые придают различный оттенок понятию облегчения.
|
|
Понятие конверсии в психологию ввел Фрейд. Ему нужен был термин для обозначения перехода переживаний человека в его телесные реакции. Конверсия может идти не только в направлении от эмоции к соматической реакции, но и в направлении замены одной эмоции другой, например, стыда гневом. Когда говоря'!, что стыд-это гнев, направленный против самого себя (Маркс) совершают ошибку. Гнев и стыд совершенно различные эмоции и стыд нем может обратиться в гнев от смены направления гнева на другого или на самого себя
Здесь и ниже приведены методы рационализации более детально описанные мною в книге "Психодинамика здоровья и болезни". М., 1996 г.
Психодинамика болезни нами детально описана в книге "Философия болезни". М., 1997 г.
В любой профессиональной деятельности нужны знания психологии. Ученая степень кандидата психологических наук - нечто большее, чем дополнительное университетское образование по психологии. Врач, психолог, адвокат, финансист, менеджер, если он кандидат психологии - это нечто большее чем просто врач или юрист.
Вы можете стать соискателем ученой степени кандидата психологических наук Заочного отделения подготовки кадров высшей квалификации Института.
В брошюре популярно излагается с позиций общей теории научения и социального научения процесс становления человека, формирования личности, ее черт, а также внутренней структуры личности, механизмов психической защиты. В ней излагаются закономерности научения наблюдаемому поведению, научения подражанием и путем переноса. В книге содержится описание в терминах научения закономерностей развития человека. Читатель, интересующийся педагогикой с пользой для себя ознакомится с закономерностями обучения, становления навыков и привычек, а интересующийся медициной получит сведения о научении психосоматическим отношениям, которые лежат в основе многих болезней. Книга может быть полезной для педагогов, целителей, врачей и родителей, а также для лиц, самостоятельно изучающих саногенное мышление.