Ценность научной рациональности

До ХХ века у человечества по существу не было общего исторического опыта, общей судьбы. Разные цивилизации жили, мало зная друг друга. Именно в ХХ веке берет свое начало всеобщая, всемирная история, объединившая все живые цивилизации на основе единой научно-технической рациональности.

Мир имеет общую судьбу, общие проблемы: угрозу насилия, голода, несправедливости. В такой ситуации человечество должно подумать не только о возможностях и перспективах общей истории, но и о возможностях диалога в деле формирования общецивилизованной культуры. Становится актуальным диалог всех культур в целях выработки такой концепции мира и согласия людей, которая могла бы сохранить общепринятые, высшие, базисные ценности, накопленные человечеством за всю историю. И не только сохранить, но и воспроизвести эти базисные ценности в поколениях, преумножить их, обогатить новыми формами и содержанием.

Мир, в котором есть такие ценности как истина, добро, красота, свобода, равенство, невозможен без участия в нем самого человека, ничем не заменимого его живого участия. Поэтому никакая социально-гуманитарная дисциплина невозможна без базисной, приоритетной ценности самого человека как свободной, самостоятельной личности, имеющей равные возможности в своем развитии среди других людей, независимо от национальной, религиозно-конфессиональной, партийно-политической, экономической и прочей принадлежности. Именно этим базисным ценностным приоритетом современная цивилизация отличается от всех предшествующих этапов развития общества.

Две базисные основы, как всегда, продолжают волновать всех людей – «звездное небо над головой» и «нравственный закон жизни». Природа и нравственность всегда будут нуждаться не только в защите от широких шагов нашей истории, но и в спасении от ее безоглядных рывков вперед. Без природы и без нравственности человеку и человечеству не выжить. Если экологические беды как-то могут обговариваться и в чем-то преодолеваться, хотя и здесь действия несоизмеримы пока с масштабами бедствия, то нравственность похожа на безродное дитя, до которого нет никому дела.

Идеал нравственности, понимаемой через человеческое совершенство, практически никогда не был достигнут - на то он и идеал умозрительной рефлексии. Но никогда жизненные устремления и поступки не оказывались так далеки от императивов добра, правды, бескорыстия, человеколюбия, как в последнее время. Кажется, сам разговор об идеале нравственной жизни становится почти невозможным.

Проблемы общечеловеческого духа и индивидуально-личной души неуничтожимы, пока не исчез человек и пока живет в нем сила постигнуть себя, понять вечность, смерть, бессмертие. Философия, как и религия, должна взять на себя смелость ответить на духовно-нравственные стремления современников, она обязана выйти из метафизических ограждений своего маргинально-нравственного заповедника и стать живой нравственной проповедью. Философия должна обрести способность прямого обращения к человеку, она должна вернуть утраченное доверие только своим искренним словом духовной правды и чистоты.

Что же лежит в основе базисных ценностей современной цивилизации. В качестве такой основы могут выступать простые нормы нравственности, которые веками складывались и проверялись в человеческой истории с самых древних времен. Уместно вспомнить известный «Манифест Рассела-Эйнштейна», в котором звучит актуальный призыв всегда рассматривать всех людей просто как представителей рода человеческого, просто как людей в первую очередь, а уж потом как представителей какой-то национальной, религиозной, идейно-политической или социально-исторической системы.

Биполярные модели, исходящие из принципа «кто не с нами, тот против нас» показали наименьшую жизнеспособность в условиях современной цивилизации. Многополярная модель сосуществования народов и государств тоже распыляет социально-гуманитарную сущность современной цивилизации. Сам принцип полярности должен сойти с исторической сцены и этим ознаменовать переход от неизбежной судьбы апокалипсиса на творческий гений человека как космического существа.

Глобальная, общепланетарная ситуация такова, что перед человечеством встала проблема выживания. Только эта стратегия может объединить различные народы и культуры. Жизнь как абсолютная базисная ценность, постепенно должна вытеснить и сменить другие традиционно связанные с ней ценности, связанные со стремлением к абсолютному богатству, к абсолютной роскоши, к абсолютной власти, которые не просто мешают, а препятствуют дальнейшему развитию цивилизации. Власть, если она не считается с законами биосферы, выступает во вред народу.

Гуманизация общества означает внесение существенных корректив в экологические законодательства различных стран, их определенную унификацию с учетом приоритета проблем выживания всего человеческого рода. Богатство и роскошь, если они утверждаются вопреки справедливости и гуманности, становятся социальными болезнями цивилизации. От этих болезней трудно будет излечиться, если власть будет оставаться, как прежде, в абсолютно бесконтрольном «самоопределении».

При всей важности экономической деятельности экономика тоже не может быть самоцелью ни для отдельного человека, ни для всего человечества. Современный экономический человек в рамках только экономики навсегда обречен остаться односторонним и неполноценным. Человек будущего - это экологический человек, гармонично сочетающий свои экономические стремления с экологическими возможностями природы. Экологическое переосмысление прежней истории, культуры и морали поможет осознать ограниченность устаревших представлений о прогрессе, когда уровень развития жестко связывался с возможностями технологических, производительных сил. Природа является абсолютная базисной ценностью не только потому, что она приносит пользу, а потому что она - основа жизни и без нее человек немыслим, и о гуманизме говорить бесполезно. Осознание принципиальной значимости этого комплекса проблем - важное условие выживания.

Современная наука меняет свой облик. Теперь она включает свыше 15 тыс. дисциплин, каждая из которых по-своему рационализирует различные сферы познания и преобразования мира. Превращение научно-рациональной деятельности в особую профессию стало важнейшей тенденцией развития цивилизации. В ХХ веке появилось понятие «научный работник». Нормой становится выполнение функций консультанта, эксперта, советника, их участие в определении общественных проблем, в выработке и принятии решений по самым разнообразным вопросам жизни общества.

Наука должна стать полноценным приоритетным направлением в деятельности государства. Вместе с тем, без научной рациональности государство теперь тоже не может стать полноценным цивилизованным соучастником мирового сообщества. Финансовые масштабы научной деятельности все больше свидетельствуют о том, что развитие науки теперь невозможно без помощи государства. Однако, став богатой, наука потеряла прежнюю, наивную свободу, оказавшись перед угрозой превратиться в прислугу «желтого дьявола». Поэтому, одной из важнейших проблем современной науки является вопрос об ответственности ученых перед обществом. Необходимо построить такое общество, в котором у людей была бы потребность и возможность при решении всех вопросов опираться на научную рациональность и учитывать мнение ученых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: