Историческое исследование науки предполагает ее изучение «с самого начала». Но что следует считать таким началом? До XIX в. проблема истории науки не была предметом специального рассмотрения. В трудах основателей позитивизма осуществляются первые попытки анализа генезиса науки и ее истории. Г.Спенсер в работе «Происхождение науки» писал, что наука возникает вместе с появлением государства и развитие знания происходит путем расширения нашего практического опыта.
В XX веке появляются работы, где прослеживаются идеи взаимосвязи науки и социально-исторического развития. Дж.Бернал в работах «Социальные функции науки», «Наука в истории общества» попытался раскрыть связь научно-технического прогресса с историческими условиями развития общества. В последующем благодаря усилиям Дж.Сартона, Р.Мертона, Дж.Нидхэма и др. история науки была превращена в дисциплину, подлинно интернациональную и институционально оформленную. В 1929 г. была основана Международная академия истории науки. В историографии науки возникли два направления: экстерналистское и интерналистское.
|
|
Экстерналистскоенаправление ставило своей целью выявление связей социально-экономического развития общества и развития научных знаний. В 1931 г. на II Международном конгрессе историков науки в Лондоне советский ученый Б.М.Гессен сделал доклад о социально-экономических корнях механики И.Ньютона. До этого технические науки рассматривали как раздел естествознания, сложившийся в результате развития машинного производства. При этом проблема генезиса научно-технических знаний подменялась вопросом о возникновении механизма систематического применения естествознания в технике.
Несмотря на ограниченную источниковую базу, Б.Гессену удалось рассмотреть проблему возникновения нового знания втворчестве Ньютона. Эта проблема отражала общие закономерности исторического развития и разделение общественного груда в Англии, разбивая идеал ученого, который должен заниматься только чистой наукой. Гессен писал: «Интересно отметить, что в то время как относительно чисто научной деятельности Ньютона сохранился богатый материал, относительно его деятельности в области техники никакого материала не сохранилось».
Создавая первые программы историко-научных исследований, экстерналисты обращали внимание на систематизацию, описание механизма прогрессивных идей, изучение социально-экономического контекста. Многие работы, хотя и затрагивали исторический материал, в анализе использовали методы социологии, пытаясь все уложить в единую, универсальную для всех наук схему. Так, Р.Мертон пытался сформулировать «этнос науки», понимаемый как набор единых норм и идеалов, характерных для науки как социального института независимо от особенностей культуры и времени. Он назвал: универсум, всеобщность, незаинтересованность, организованный скептицизм. Эти безличные нормы и идеалы науки стали объектом критики для многих ученых, но в то же время заложили интерес к социальной истории науки, которая во второй половине XX в. вновь оказалась в центре научных исследований. Назовем некоторые наиболее обсуждаемые вопросы: в чем ценность и значение истории науки? Чем задается единство этой дисциплины? Как следует рассматривать само многообразие истоков и путей развития науки и техники?
|
|
Интерналистское направление (или имманентное), которое можно назвать альтернативой экстерналистского, отстаивало точку зрения, согласно которой наука развивается не благодаря социальному воздействию, а в результате своей внутренней эволюции, где главным является изменение способа мышления. Эти проблемы отражены в работах А.Койре, Дж.Агасси, Дж.Рэнделла, Дж.Прайса, Р.Холла и др.
После опубликования «Этюдов о Галилее» (1939) А.Койре стал признанным лидером интерналистского направления в историографии науки, объясняющего развитие науки исключительно интеллектуальными факторами. Он ввел понятие «структура научного мышления» и считал, что науку надо изолировать от социально-экономических, технических и других материальных факторов. «Мне кажется тщетным желание вывести греческую науку из социальной структуры городов. Афины не объясняют ни Евдокса, ни Платона. Тем более Сиракузы не объясняют Архимеда или Флоренция - Галилея». Койре полагает, что в античности большое значение имело разрушение установившихся взглядов на Космос, когда он предстал по-новому - неопределенным и бесконечным Универсумом. Койре выделяет также изменение мышления в связи с геометризацией пространства, появлением специального математического языка. Таким образом, наука в истории связана, по его мнению, с процессом мышления ученых.
Дж.Прайс в начале 1960-х гг. ввел в науковедение оппозицию «Малая наука - Большая наука», когда, но его мнению, в состав показателей «Большой науки» наряду с ростом численности научных кадров и ростом расходов на науку следует включать такой показатель, как рост числа научных публикаций. Он полагал, что необходимо теоретически осмыслить рост научного знания в условиях «Большой науки» и найти способы ответственного управления научными исследованиями самими учеными, без подключения общества.
Т.Кун пытался преодолеть противоречия экстерналистского и интерналистского направлений, считая, что для первоначального развития какой-либо области науки необходимо знать социальные потребности общества, а для зрелой науки приемлема интерналистская историография. В работе «Структура научных революций» Кун рассматривает науку как деятельность научных сообществ. Принадлежность ученого к сообществу определяется тем,что он разделяет принятую данной группой ученых парадигму. Парадигмальный характер имели, например, физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, механика Ньютона, электродинамика Максвелла, теория атома Бора. Создатели парадигм не только формулировали законы и теории, которые были источниками появления новых технических средств, но и закладывали новые мировоззренческие установки, ценности в общественной жизни.
Концепция Куна подвергалась критике за недооценку преемственности в развитии знания, возможностей рационального сравнения конкурирующих теорий и выбора между ними, и все же Куну удалось вызнать интерес к социально-психологическим аспектам научной деятельности, сблизить философию и историю науки.
|
|
Итак, представители интерналистской концепции развития науки считают, что наука развивается в силу имманентной, т.е. внутренне присущей ей, логики. Представители экстерналистской концепции полагают, что развитие науки тесно связано с социально-экономическим развитием общества, т.е. делают акцент на внешних факторах. В современных условиях необходимо учитывать основные положения обеих концепций.
В настоящее время сосуществуют три модели исторической реконструкции науки: история науки как кумулятивный поступательный прогрессивный процесс; история науки как развитие через научные революции; история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис), когда реконструируется одно событие из истории науки.