Научной деятельности. Научные сообщества и научные школы

Важной формой организации современной науки является научное сообщество. Научное сообщество может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как научная шк о ла и т.п. Роль научного сообщества заключается, как мы уже говорили выше, в том, что представители данного сообщества, прежде всего, едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области. Тем самым они упорядочивают систему представлений о предмете и развитии той или иной науки. Для них характерен универсализм, при котором ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания. Понятие научного сообщества фиксирует коллективный характер накопления знания. Все члены научного сообщества придерживаются сложившихся парадигм, подходов, моделей, схем, идеалов, образцов в деле постановки и решения научных проблем.

Сообщество неоднородно, оно состоит из множества специализированных по дисциплинам сообществ различающихся специальностью и сходной научной подготовкой. Само понятие «научное сообщество» ввел в обиход Майкл Полани, хотя его аналоги - «республика ученых», «научная школа», «невидимый колледж» и другие имели давнее происхождение. Научное сообщество представляет «гранулированную среду», как некую сплоченную научную группу, которая создает новый элемент знания, а затем его утверждает. Внутри науки существуют научные школы, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая личностью выдающегося ученого.

Наука развивается сообществом ученых. Как отмечал Ф.Бэкон, совершенствование науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга. Ученый - всегда представитель той или иной социокультурной среды. «Силовое» воздействие всего социокультурного поля на имеющийся научно-творческий потенциал показывает степень «чистоты» и независимости науки.

Век энциклопедистов постепенно уходил в прошлое и чтобы профессионально владеть научной информацией, необходимо было ограничить сферы дисциплинарного исследования и организовать знания в соответствии с возможностями «информационной вместимости» индивида. Все это с неизбежностью вело к специализации знания. Исследователь постепенно становился специалистом в одной, порой достаточно узкой, области знания, становясь «сторонним наблюдателем» в других сферах исследования и не претендуя на всеобъемлющее знание. Нарастающая специализация способствовала оформлению предметных областей науки, приводила к дифференциации наук, каждая из которых не претендовала на исследование мира в целом и построение некой обобщенной картины мира, а стремилась вычленить свой предмет исследования, отражающий особый фрагмент или аспект реальности.

Ученые уже не ограничивались только перепиской между собой и публикацией книг-фолиантов как основного продукта их научной деятельности. Место частных писем, выступающих как научное сообщение, занимает статья в научном журнале. Статья приобретает особую значимость: в отличие от книги она меньше по объему, в ней не требуемся излагать всю систему взглядов, поэтому время появления ее в свет сокращается. Но в ней не просто фиксируется то или иное знание, она становится необходимой формой закрепления и трансляции новою научного результата, определяющего приоритет исследователя. Научные журналы становились своеобразными центрами кристаллизации новых типов научных сообществ, формирующих виртуализацию научной школы.

В конце XVIII – первой половине XIX веков, в связи с увеличением объема научной, научно-технической информации, наряду с академическими учреждениями, возникшими в XVII-начале XVIII столетия (Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, Берлинская академия наук, Петербургская академия и др.), начинают складываться различного рода новые ассоциации ученых, такие, как «Французская консерватория (хранилище) технических искусств и ремесел» (1795), «Собрание немецких естествоиспытателей» (1822), «Британская ассоциация содействия прогрессу» (1831), «Географическое королевское общество Великобритании» и др.

Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в научные общества (физическое, химическое, биологическое и т.п.). Новые формы организации науки порождали и новые формы научных коммуникаций. Все чаще в качестве главной формы трансляции знания выступают научные журналы, вокруг которых ученые объединялись по интересам.

Ситуация, связанная с ростом объема научной информации и пределами «информационной вместимости» субъекта, не только существенно трансформировала формы трансляции знания, но и обострила проблему воспроизводства субъекта науки. Возникала необходимость в специальной подготовке ученых. Не случайно в данный период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учреждения, в том числе и университеты.

Растущий объем научной информации привел к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно-организованного обучения. В свою очередь это оказало обратное влияние на развитие науки, в частности на ее дифференциацию и становление конкретных научных дисциплин.

Процесс институционализации науки был тесно связан с процессом получения автономности, т.е. независимости и самостоятельности. В силу того что теология претендовала на роль высшей инстанции в решении мировоззренческих проблем, а науке отводились вопросы частного характера, острые конфликты разгорелись между наукой и церковью (например, в связи с созданием гелиоцентрической системы Н. Коперником). Наука заявила о своей способности независимо от теологии решать сложнейшие вопросы основ мироздания.

Уже во второй половине XVIII столетия постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов, часто поддерживаемые общественным мнением и государством. Примером может служить сообщество немецких химиков - одно из первых национальных дисциплинарно ориентированных объединений исследователей, сложившееся в Германии к концу XVIII столетия.

Вторая половина XIX-начало XX в. - следующий ключевой этап институционализации науки. В этот период происходит осознание научным сообществом и обществом в целом экономической эффективности научных исследований и соответственно дальнейшей профессионализации научной деятельности. Если раньше оценка результативности научных исследований осуществлялась по готовому теоретическому продукту, то в новых условиях вопрос стоял и о применении научных достижений для создания новых материальных ценностей. Во второй половине XIX в. развернулось крупномасштабное производство продуктов органической химии, удобрений, взрывчатых веществ, лекарств, электротехнических изделий. В самой науке также произошли крупнейшие изменения: наряду с фундаментальными исследованиями возникает сфера прикладных исследований, которая интенсивно расширялась под действием экономических факторов.

Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Междисциплинарность утверждает установку на синтез знания, содержит механизм открывания дисциплин друг для друга, их взаимодополнения, интеграции и обогащения всего комплекса человеческих знаний.

В современной социологии знания выделяют эпистемические сообщества. Они представляют собой коллективы и группы людей, работающих во вненаучных специализированных областях. Промышленные лаборатории – это организации, где осуществляется синтез фундаментальных и прикладных моментов развития науки, интеграция специалистов, призванных решить единую задачу. Наука как социальный институт призвана стимулировать рост научного знания и обеспечивать объективную оценку вклада ученого. Она отвечает за принятие или отвержение тем или иным научным сообществом всех полученных результатов.

XX век принес новые перемены в институциональном статусе науки. В эту эпоху возникает так называемая Большая наука. Резко возрастает число занятых в науке профессиональных исследователей, усиливается специализация научной деятельности. В Большой науке возникает разнообразие типов научных сообществ. Официально функционирующие коллективы сочетаются с неформальными. Последние возникают и действуют как «незримые колледжи» (термин, введенный американским историком науки Д. Прайсом), в которых исследователи, работающие над определенной проблемой по интересам, поддерживают информационные контакты, обмениваются результатами и обсуждают их.

Научное сообщество характеризуется как форма совместной организации деятельности ученых, при которой регулирующие взаимоотношения и нормы между учеными, вырабатываются и поддерживаются ими самими. Это позволяет научному сообществу выступать в качестве целого единого во взаимодействиях социального института науки с другими национальными институтами, с государством и обществом. Признаком полной принадлежности к профессиональному научному сообществу является научная деятельность, идентифицированная и квалифицированная в виде ученой степени и ученого звания. Членами сообщества могут быть как ученые, посвятившие себя чисто исследовательской деятельности, так и ученые, сочетающие в себе научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность, а также ученые, работающие в промышленности и осуществляющие прикладные исследования и разработки.

В середине XX века формой организации науки в нашей стране становятся НИИ, на базе которых создаются научные центры, научные советы по комплексным проблемам - неформальные объединения ученых - научные школы, в которых разрабатываются научные идеи, сформулированные лидером школы (школа Королева, Иоффе, Дандау и т. п.).

В дальнейшем развитии науки изменяется характер умственного труда, который связан с процессами информатизации всех сфер жизни общества. В результате глобализации и информатизации современного общества произошло изменение не только содержания наших знаний о мире, но и способов их получения, воспроизведения, хранения и передачи. Многие современные исследователи проблем личности отмечают, что человек, сформировавшийся в старой школе и вузе старого типа, по своим внутренним психологическим характеристикам отличается от того, который уже в детском саду играл в компьютерные игры, занимался в школьном компьютерном классе, работает на компьютеризованном рабочем месте и общается с друзьями через спутниковую связь. Под воздействием новых информационных технологий меняются стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки. Весьма актуальной становится проблема компьютерной зависимости человека.

Появление и распространение интернета ставит вопрос о том, что в ближайшие годы основными источниками информации для человека станут средства массовой информации, компьютерная сеть, электронный документооборот. Интернет объединяет в единое целое множество компьютерных сетей, работающих по единым правилам, и соединяет пользователей практически во всех странах мира, в связи с чем актуализируется проблема информационной безопасности.

Тем не менее, бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. В соответствии с концепцией 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой многими учеными, информационное общество - это разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как смену стадий, сторонники этой концепции связывают становление информационного общества с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью, экономикой услуг. При этом капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

Но в этих условиях, наряду с информационной открытостью следует учитывать и некоторые опасные тенденции глобальной информатизации, среди которых особо выделяются: усиление влияния средств массовой информации на общество; возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий; усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: