Становление науки как социального института

Наука как социокультурный феномен возникла, отвечая на потребность цивилизованного развития человечества во всех сферах, связанных с производством и использованием истинных знаний о мире. Сегодня наука расширяется до границ культуры и претендует на роль единственного устойчивого фундамента культуры. Она вплетена во все сферы человеческих отношений, во все формы человеческой деятельности, связанные с обменом, производством, распределением и потреблением вещей. Наука развивается в контексте освоения знаний, хранящихся в социальной памяти человечества, ставших общественным достижением.

Степень развития науки зависит от уровня цивилизованности общества. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, представлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить привилегию государственных приоритетов. Наука не может быть свободной от общественных интересов и потребностей, она противостоит идеологическим стереотипам, исповедующим догматизм, нетерпимость, намеренное искажение реальности, она стремится к точному и адекватному отражению объективной реальности. Но и сегодня наука вынуждена выполнять социальный заказ, служить на благо всему обществу, а не отдельным его представителям. Отсюда остро стоит моральная и социальная ответственность ученого.

Признание научной деятельности в качестве социально значимой положило основание формирования науки как социального института. Этот процесс растянулся на столетия. Но процесс институционализации науки - это объективное явление, связанное с ростом влияния науки в обществе и культуре. Очень важным эпизодом формирования науки как социального института была выработка позиции Лондонским Королевским обществом (1660), провозгласившим, что научное сообщество рассматривает вопросы естественного характера и не вмешивается в вопросы теологии, морали и политики.

По мере того, как утверждалась ценность науки, в обществе формировалось и новое отношение к ней, что в полной мере проявилось в эпоху Просвещения. Просветители, видя в невежестве и суевериях основной источник всех недостатков общества, сдерживающих его прогресс, считали распространение научных и технических знаний среди широких слоев населения решающим средством достижения социальной справедливости и разумного общественного устройства. В глазах общества занятие наукой стало восприниматься как значимое и полезное дело. Наука становилась достоянием не только избранных, но и всех. Включенная в решение проблем инновационной деятельности, стоящих перед обществом, наука выступает как особый социальный институт, функционирующий на основе специфической системы внутренних ценностей, присущих научному сообществу, «научному этосу».

Социальный институт науки первоначально формируется в Западной Европе в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать капиталистическое общество. Но фактически первые научные школы возникали еще в античности. В средние века процесс институционализации науки выразился в создании университетов как центров научной мысли. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и применение новых знаний. Она возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращения познавательной деятельности в специфический род занятий, особой (сперва, очень малочисленной) группы людей.

Рассматриваемая с позиций экстенализма, наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в обществе, научные учреждения и организации. Понятие институт предполагает действующий, вплетенный в функционирование комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих и организующих деятельность человека, это явление надындивидуального уровня. Родоначальником институционального подхода к науке считается американский социолог Р. Мертон. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает социальную закрепленность, формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование, регламентацию и координацию общих усилий.

Наука как социальный институт включает в себе следующие компоненты: совокупность социально-значимых, общепризнанных знаний и их носителей; специфические познавательные цели и задачи; определенные функции; специфические средства познания и учреждения; формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений; определенные санкции. Мы уже говорили и о том, что наука как социальный институт опирается в своем функционировании на ряд ценностных императивов: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм, рационализм и эмоциональную нейтральность.

Императив универсализма утверждает внеличностный, объективный характер научного знания. В этом, по мнению В.И. Вернадского, состоит преимущество научных истин перед остальными, которые во многом носят личностный характер. С общеобяза тельностью научных истин приходится считаться всем другим формам познавательной деятельности человека.

Императив коллективизма говорит о том, что плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом. Они всегда являются результатом коллективного научного сотворчества, так как любой ученый опирается на какие-то идеи (знания) своих предшественников и современников. С точки зрения истории права частной собственности на знания (интеллектуальная собственность) в науке не должно быть, хотя ученые, которые вносят наиболее существенный личный вклад, вправе требовать от коллег и общества справедливого материального и морального поощрения, адекватного профессионального признания. Императив бескорыстности означает, что главной целью деятельности ученых должно быть служение истине и благу. В науке истина не должна быть средством для достижения личных выгод; она может быть только общественно значимой целью.

Императив организованного скептицизмапредполагает не просто запрет на догматическое утверждение истины в науке, но, напротив, вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег, если на то имеются хотя бы малейшие основания. Соответственно и критику в свой адрес следует рассматривать как необходимое условие развития науки. Скепсис и сомнение - столь же необходимые, важнейшие и тонкие инструменты деятельности ученого, как скальпель и игла в руках хирурга. Императив рационализма утверждает, что наука стремится к доказательному, логически организованному дискурсу, высшим арбитром истинности которого выступает объективная рациональность. Императив эмоциональной нейтральности утверждает приоритетность понимания («не плакать, не смеяться, но понимать») и запрещает людям науки использовать при решении научных проблем ресурсы эмоционально-психологической сферы: эмоции, личные симпатии или антипатии, хотя и в науке имеют место пристрастия и увлечения.

Таким образом, наука, выступая как фактор социальной регуляции ,опирается на богатый ресурс знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Наука влечет за собой социальную ответственность, ее этическую и ценностную наполненность; ставит и требует решения проблемы личной ответственности каждого ученого за ближайшие и отдаленные последствия научных открытий, с учетом морального и нравственного выбора, всего складывающегося климата в научном сообществе.

Одним из важнейших открытий в области исследования науки как социального института явилось осознание того, что наука не представляет собой какую-то единую систему, а представляет собой многовекторную, конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но и просто противоречат друг другу, стимулируя постоянный поиск всего нового и передового.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: