Подготовка к защите, порядок защиты и критерии оценки бакалаврской выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)

Защита бакалаврской выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)производится на заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК). Председатель ГАК назначается из числа руководящих работников и главных специалистов организаций, объединений и научно-исследовательских организаций. В состав ГАК, кроме председателя включаются ведущие преподаватели вуза, выпускающей кафедры.

На заседания ГАК приглашаются профессорско-преподавательский состав, студенты, а также работники организаций и объединений, по материалам которых выполнялась выпускная работа и другие представители работодателей.

Расписание работы ГАК доводится до общего сведения студентов не позднее, чем за месяц до начала защиты ВКР. Явка студентов на защиту определяется по заранее составленному списку. Перед защитой секретарь ГАК передает работу и другие документы ее председателю, после чего выпускник получает время для презентации бакалаврской выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и результатов исследования, регламент которого 10-15 минут.

В своем выступлении на заседании ГАК выпускник должен отразить актуальность темы; теоретические и методические положения, на которых базируется работа; результаты проведенного анализа; элементы новизны, конкретные предложения по решению проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обоснованием возможности их реализации в условиях конкретной организации (предприятия, учреждения).

Предмет защиты могут составлять следующие положения: новые научные направления в области бухгалтерского учета, анализа и аудита; рекомендованные способы и приемы аудита деятельности организаций; предложенные приемы и методы экономического анализа; методики учета, аудита и анализа для исследуемого хозяйствующего субъекта; современная постановка существующих проблем в системе учета, аудита и анализа; обоснова­нные экономические показатели оценки организации; направления совершенствования аудиторской деятельности; выявленные резервы повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности; предложения по устранению выявленных выпускником недостатков в осуществлении действующих поло­жений по учету и аудиту (таблица 4).

Таблица 4

Возможные формы и виды элементов новизны в работе студента

Формы работы студента Результаты
Работы, связанные с будущей практической деятельностью студента, выполненные на основе действующих в организации методик и инструкций - анализ с выводами и рекомендациями; - расчеты планов, прогнозов, норм, нормативов; - вскрытие резервов производства; - расчет экономического эффекта;
Разработки и рекомендации, связанные с внедрением в производство передового опыта и предлагаемых методик учета, анализа и аудита - апробирование новой для организации методики; - корректировка типовой методики к конкретным условиям функционирования организации; - распространение методики на новую сферу применения с учетом специфики организации;
Выводы и рекомендации теоретического характера, связанные с решением исследуемых в работе проблем, в том числе выводы, полученные студентом самостоятельно - постановка новых проблем с основными направлениями их решения; - познание сущности, функций, противоречий, механизмов экономических категорий или их форм; - разработка или уточнение методологии решения исследуемых проблем установлением задач, требований, принципов и т.д.; - систематизация и классификация методов, форм, точек зрения и т. п.;
Предложения практического характера, связанные с решением исследуемых в работе проблем в области учета, анализа и аудита, в том числе новые для практики предложения, самостоятельно разработанные студентом - совершенствование методики учета, анализа и аудита имущества, обязательств и капитала организации; - рекомендация методики на основе оригинального методологического подхода, используемого по исследуемой проблематике; - разработка оптимального варианта методик на основе анализа действующих и предлагаемых автором; - корректировка содержания учетной политики с учетом требований МСФО; - совершенствование первичных документов и учетных регистров.

По завершении презентации проведенного исследования выпускник отвечает на заданные ему вопросы председателя и членов ГАК, а также присутствующих на защите.

По окончании публичной защиты ГАК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты работы, оценивает их с учетом сдачи государственных экзаменов, принимает решение о присвоении студенту соответствующей степени бакалавра.

Государственная аттестационная комиссия принимает также решения о выдаче диплома с отличием и рекомендации для осуществления образования в магистратуре.

Студент, не защитивший выпускную работу, допускается к повторной защите только один раз, как правило, в течение трех лет после окончания учебного заведения.

Для студентов, не защитивших выпускную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, председателем ГАК может быть назначена специальная защита, но только в дни заседания комиссии по графику расписания.

Защищенные бакалаврские выпускные квалификационные работы (бакалаврские работы) сдаются для регистрации и хранения в архиве в течение пяти лет.

Принципы оценки качества, представленных к защите выпускных квалификационных работ, членами ГАК включают:

¾ системность означает, что принимается во внимание уровень знаний студента, полученных, в процессе всего срока обучения, и степень профессиональной реализации компетенций в написании и защите работы;

¾ дискуссионность – обсуждение результатов работы в режиме «вопрос-ответ»;

¾ публичность - участие всех партнерских групп образовательного процесса и других заинтересованных лиц;

¾ объективность предполагает, что профессиональное суждение, выводы и оценка членов ГАК основывается, на представленной студентом работе, без предвзятости, предубеждений и рекомендаций других лиц;

¾ независимость - члены ГАК являются суверенными в своем мнении при вынесении оценки по отношению, как к студентам, так и к своим коллегам, членам ГАК.

Каждый член ГАК выставляет свою оценку, руководствуясь своим профессиональным суждением. Окончательная итоговая оценка определяется в ходе обсуждения членами ГАК, где заслушиваются мнение каждого члена ГАК и в результате выносится общая единая оценка. В основу выводов ГАК об окончательной оценке выпускной работы принимаются шкала, показатели и критерии оценивания, обобщенные в таблицах 5, 6.

Таблица 5

Шкала распределения баллов по формируемым компетенциям в ходе выполнения и защиты бакалаврской выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)

Код компетенций Шкала оценивания
     
  ОК-1  
  ОК-5  
  ОК-6  
  ПК-1  
  ПК-2  
  ПК-3  
  ПК-4  
  ПК-5  
  ПК-6  
  ПК-7  
  ПК-8  
  ПК-9  
  ПК-10  
  Итого  

Таблица 6

Показатели и критерии оценивания компетенций в ходе выполнения и защиты бакалаврской выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы)

Код компетенций Показатель Критерии оценивания компетенций Шкала оценивания
         
  ОК-1 глава 1, глава 2, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрированы владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения 4 - 5
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрированы владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения 1 – 3
      компетенция не сформирована, не продемонстрированы владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения  
  ОК-5 глава 1, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрировано умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 8 - 10
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрировано умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 1 – 7
      компетенция не сформирована, не продемонстрировано умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности  
  ОК-6 глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь 4 - 5
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность аргументировано и ясно строить письменную речь 1 – 3
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь  
  ПК-1 глава 1, глава 2, глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов 1 – 6
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов  
  ПК-2 глава 1, глава 2, глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов 1 – 6
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов  
  ПК-3 глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами 1 – 6
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами  
  ПК-4 глава 2, глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач 1 – 6
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач  
  ПК-5 глава 1, глава 2, глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы 1 – 6
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы  
  ПК-6 глава 2, глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты 1 – 6
      компетенция не сформирована, не на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты  
  ПК-7 глава 1, глава 2, глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений 1 – 6
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений  
  ПК-8 глава 1, глава 2, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей 1 – 6
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей  
  ПК-9 глава 1, глава 2, глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет 1 – 6
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет  
  ПК-10 глава 2, глава 3, заключение, защита компетенция сформирована полностью, продемонстрирована способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии 7 - 8
      компетенция сформирована не полностью, не в полном объеме продемонстрирована способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии 1 – 6
      компетенция не сформирована, не продемонстрирована способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии  

Перевод в пятибалльную систему оценивания результатов освоения образовательной программы происходит с учетом градации, предусмотренной Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов», утвержденным в вузе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: