Первоначальное накопление капитала и его последствия.
Первоначальное накопление капитала – процесс отделения непосредственного производителя от средств производства. Этот процесс не являлся результатом трудолюбия и бережливости одних людей и нерадивости других. Первоначальное накопление капитала осуществлялось методами жестокого насилия над ремесленниками и крестьянами. В результате первоначального накопления капитала образовалась масса неимущих людей, юридически свободных, но лишенных средств существования и средств производства и поэтому вынужденных продавать свою рабочую силу.
Методы осуществления первоначального накопления капитала.
Первоначальное накопление капитала осуществлялось следующими методами?
- насильственное отделение работников от средств производства;
- изгнание крестьян с земли;
- превращение общинных земель в частную собственность;
- ограбление колоний, неэквивалентный обмен с колониями, превращение рабов в бесплатную рабочую силу;
- открытие золотых и серебряных приисков в Америке;
- завоевание и разграбление Ост-Индии.
Источники первоначального накопления капитала.
Источниками накопления капитала были следующие:
- ограбление колоний, вывоз оттуда золота и серебра;
- работорговля;
- пиратство;
- развитие пищевой промышленности (В Голандии);
- ссуды государству под высокие проценты (в Англии, Франции);
- протекционистские меры правительства (в Англии);
4.Главные направления приложения капитала.
Главными направлениями приложения капитала были внешняя торговля и морские перевозки (в Голандии). В Англии развитие мануфактурного строительства. Во Франции ростовщичество и откупные платежи.
Причины потери Галандией своего торгового первенства.
В конце ХУП Голандия стала терять свое торговое первенство по сравнению с Англией, которая превосходила ее в промышленном производстве, так как вкладывала свои капиталы в развитие промышленности, а не в сферу обращения. Принятием в 1651 г. «Навигационного акта» Англия устранила самого сильного своего конкурента в судоходстве – Галандию. В соответствии с «навигационным актом» внешнеторговые перевозки могли совершаться лишь на кораблях Англии или на кораблях стран импортеров.