Статья С.Н.Булгакова «Героизм и подвижничество»

(из размышления о религиозной природе русской интеллигенции)

С.Булгаков вскрывает исторические истоки русской интеллигенции и характеризует основные черты ее мировоззрения и поведения. По Булгакову, 2 главных фактора породили интеллигенцию: внешний - давление полицейского пресса и внутренний - мировоззрение, определяющим стержнем которого является отношение к религии. Полицейские преследования вызвали к жизни такие черты русской интеллигенции, как самочувствие мученичества и исповедничества, готовность к жертвенности и стремление к ранней смерти, и в итоге, самообожение и ощущение собственной мессианской роли в истории - интеллигенция спасет народ и все человечество.

Героическая экзальтация, опьянение борьбой, героический авантюризм составляют основу интеллигентской «революционности», но «пафос революции есть ненависть и разрушение».

Еще Бакунин сформировал мысль о том, что «дух разрушающий есть вместе с тем и дух созидающий», этот тезис является одним из догматов атеистической религии интеллигентов-героев и крайне упрощает задачу исторического строительства. «Кружковый» образ жизни интеллигенции, необходимость скрываться от полицейских преследований приводит к оторванности от жизни, утопизму, недостаточному чувству действительности, мечтательности.

Атеизм, являющийся стержнем интеллигентского мировоззрения и в то же время усвоенный «на веру» (как религия наоборот), освобождает интеллигента от понятия греха, он впадает в самогипноз и фанатизм, осознание собственной исключительности приводит к максимализму средств и целей, а это, в свою очередь, приводит в аморализму, вседозволенности и беспринципности; среди интеллигентов крайне ослаблены осознание обязанностей и личной ответственности, крайне непопулярны понятия нравственности и самоусовершенствования.

«Интеллигенция не хочет допустить, что в личности заключена живая творческая энергия и остается глуха ко всему, что к этой проблеме приближается».

Булгаков считает, что именно в отсутствии правильного учения о личности заключается главная слабость интеллигенции; ей «нужно выправляться не извне, но изнутри». Он пишет о «подделке интеллигентского героизма под христианство» и противопоставляет интеллигентскому типу личности тип христианского подвижника, живущего в смирении и нравственном созидании личности.

Автор показывает, что, отойдя от христианства, интеллигенция стала совсем чужда народу, ибо отношение к религии является основным различием между интеллигенцией и народом[9], разрушая народную религию, интеллигенция разлагает народную душу, сдвигает ее с незыблемых доселе вековых оснований, раскрепощает в нем темные анархические силы, с которыми не могло полностью справиться и деспотическое самодержавие.

Интеллигенции свойственно народнопоклонство и в то же время духовный аристократизм, высокомерие. Космополитизм, отказ от здоровой национальной идеи так же отвращает интеллигенцию от народа и лишает перспектив развития.

С.Булгаков призывал интеллигенцию к покаянию, основанному на самопознании и самооценке, и предрекал рождение новой души, нового внутреннего человека, он писал, что российской интеллигенции предстоит медленный и трудный путь перевоспитания личности, на котором нет скачков, на котором побеждает лишь упорная самодисциплина.

«Из противоречий соткана душа русской интеллигенции, как и вся русская жизнь, и противоречивые чувства к себе возбуждает. Нельзя ее не любить, и нельзя от нее не отталкиваться. Наряду с чертами отрицательными, представляющими собою симптом некультурности, исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции, в страдальческом ее облике просвечивают черты духовной красоты, которые делают ее похожей на какой-то совсем особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой историей»...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: