Поскольку «веховцы» острие своей критики направляли против революционной интеллигенции и вообще термины «интеллигент», «интеллигенция» используют в негативном смысле, следует внести ясность в существо этого термина.
Энциклопедия Брокгауза приводит следующее определение: «Интеллигенция в России с середины 19 в. - общественная группа образованных людей, не принадлежащих к духовенству - впоследствии только ангажированные, по большей части враждебные государству интеллектуалы» (государственное отщепенство выделяет в качестве родовой черты российской интеллигенции и П.Струве).
Министр внутренних дел Плеве писал: «Интеллигенция - это тот слой нашего образованного общества, который с восторгом подхватывает всякую новость или даже слух, клонящийся к дискредитированию правительственной или духовно-православной власти; ко всему же остальному относится с равнодушием»[6].
Т.е. интеллигент - это не всякий интеллектуал «специалист, образованный человек, а «явление чуждое обществу, не огранично ощущающее собственную неорганичность и мечущееся от судорожной деятельности к отрешенности, от реформаторских порывов к апатии».
|
|
Есть 2 типа интеллигента:
1) «Интеллигент - европейски образованный человек в неевропейской стране, усвоивший европейские представления о прогрессе и возмущенный порядком в своем Отечестве». Так было в России и во всех вестернезированных странах.
2) Интеллигент - интеллектуал, захваченный кризисом.
Кризис на западе привел к появлению интеллигентов (мятущихся образованных людей) и там.
Интеллигент - всегда социальный критик, приверженный гуманизму и опирающийся на непосредственное чувство, жажду «говорить истину».
Т.о., ХХ век расширил границы термина и показал, что интеллигенция как симптом общественного кризиса не есть чисто русское явление. Тем интереснее и значительнее размышления «веховцев» о духовных основах российской интеллигенции.
Интеллектуал отождествляет себя со средним классом, он ограничен, воплощает в себя культуру как нормально функционирующую систему. Интеллигент - носитель кризиса культуры, разрушения и смены ее форм. Революционные интеллигенты России были обращены вовне, вся их энергия растрачивалась на решение внешних задач и борьбу разных внешних систем (народничество и марксизм).
«Веховцы» поставили во главу угла» внутреннее самоусовершенствование, деидеологизацию и опору на личную интуицию. Главным видовым отличием интеллигенции (для «веховцев») являлось мировоззрение (а не образование, происхождение и т.п.).
Основные черты мировоззрения революционного интеллигента:
|
|
- главная его характеристика (по Струве) - противостояние государству (после поражения пугачевщины, антигосударственность перешла от казачества к интеллигенции) - с середины 18 века.
Марксизм - есть вершина интеллигентского противогосударственного отщепенства.
- основой интеллигентского мировоззрения является ложная религия - народничество или «народобожие», которое Булгаков называет «духовным идолопоклонством».
Высшая цель - служение народу (пролетариату - у социал-демократов), ради нее интеллигент готов пожертвовать всем - благополучием, научными и художественными интересами, покоем и жизнью.
- жертвенность порождает психологию героизма и самоотречение.
Это дает повод характеризовать сознание радикальной интеллигенции как религиозное, однако, место Бога в нем занимает народ (пролетариат).
«Если под религиозностью разуметь фанатизм, страстную преданность излюбленной идее, граничащую с idee fixe и доводящую человека, с одной стороны, до самопожертвования и величайших подвигов и, с другой стороны, до уродливого искажения всей жизненной перспективы и нетерпимого истребления всего несогласного с данной идеей - то конечно русская интеллигенция религиозна в высочайшей степени». С.Франк.
В христианском сознании Бог триедин - Бог-Отец, Бог-Дух, (Бог-творец, которому поклоняются) и Бог-сын, который жертвуя собой спасает человечество (и ему также поклоняются).
Радикальная интеллигенция поклонялась народу и жертвовала собой ради его спасения.
Булгаков писал: «... Русская интеллигенция развивалась и росла в атмосфере непрерывного мученичества, и нельзя не преклоняться перед святыней страданий русской интеллигенции. Но и преклонение... не заставит молчать о том, что все-таки остается истиной».
А именно, героизм радикального интеллигента есть героизм самообожения (С.Булгаков).
Интеллигент видит в себе спасителя русского народа или даже всего человечества.
Как Христос спас жертвой на кресте человечество, так и русский интеллигент, идя в революцию, полагал, что своей жертвенностью спасает человечество, отсюда вседозволенность и «аморальность».
Итак, «народобожие» и самобожие - вот два столпа мировоззрения радикальной интеллигенции.