1. Возрастные и индивидуальные различия памяти / под ред. А.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967. – 299 с.
2. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Психофизиологическое исследование. - М.: Педагогика, 1980. – С. 30- 42, 62-70, 78-91.
3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. - М.: МГУ, 1968. – С. 8-47, 62-87.
4. Ильюченко Р.В. Память хорошая, память плохая. - Новосибирск: Наука; Сибирское Отделение, 1991. – С. 12–180.
Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.
1. Бэддели А. Ваша память: Руководство по тренировке и развитию. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 281-306.
2. Как сохранить и улучшить память: практ. рекомендации и упражнения / ред.-сост. В.Н. Бакланов. - М.: Воскресенье, 2002. – С. 63–129.
3. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М.: Эйдос, 1995. – С. 44-151.
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Аннотирование книг, статей:
1. Солсо Р. Когнитивная психология. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – С. 25-250.
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача № 1.
Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
|
|
1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.
2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.
Задача № 2.
Ниже описаны действия человека, характеризующие процессы памяти. Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях:
а) запечатление, б) сохранение, в) воспроизведение, г) узнавание.
1. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись жаркие споры в редакции журнала «Современник». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году».
2. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое.
3. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70 % содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45 %.
4. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».
|
|
Задача № 3.
Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие ‑ особенностям памяти машин.
A. Весь объем материала никогда не запоминается целиком.
Б. Информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации.
B. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях.
Г. Весь объем материала может запомниться целиком.
Д. Сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству.
Е. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах.
Ж. Процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер.
3. Запоминает нестандартизированную информацию.
И. Запоминает строго стандартизированную информацию.
Задача № 4.