Представление списка использованной литературы

Список литературы требует особого внимания, вместе с тем, именно в этой части работы магистрантами часто допускают небрежность, неточности, грубые ошибки при написании фамилий, инициалов авторов, названии источников, тем самым, портят впечатление о своей работе.

Список литературы включает все источники (публикации), на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте (и упоминание, и цитирование). И, наоборот, на все источники, представленные в списке литературы, обязательно должны быть ссылки в тексте, по крайней мере, один раз.

Список литературы помещается в конце работы, начинается с новой страницы. Сначала печатается посередине строки жирным шрифтом в 14 пт слово «Литература» и через интервальную строку начинается список литературных источников. Вся литература, используемая при подготовке работы, располагается в алфавитном порядке.

Каждая новая ссылка на источник начинается с порядкового номера с точкой, и через символ табуляции следует библиографическое описание источника. В описание должны входить: фамилия и инициалы автора. Фамилии должны быть написаны полностью, без сокращений, инициалы располагаются после фамилии. Далее следует полное (без сокращений) точное название книги (с подзаголовками), без кавычек. После косой черты следует информация об издании: какое оно по порядку (если первое, то этот элемент опускается), является ли книга переводом с иностранного языка (с какого), сведения о редакторах, составителях, данные о числе томов. После точки – название издательства, которое ее выпустило; после запятой – год издания. Например:

· Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: / Пер. с лит. М.: Академический проспект, 1999.

Если издательство не указывается (в курсовых работах это допустимо), то в этом случае оформление вышеприведенного наименования будет выглядеть следующим образом:

· Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М., 1999.

В дипломной работе указание издательства является обязательным.

Для целого ряда городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения. Вот некоторые из них:

М. – Москва

Л. – Ленинград

СПб. – Санкт-Петербург

К. – Киев.

Мн. - Минск

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Например:

М.: Наука, …

Следует отметить, что сведения об издании, выходные и количественные данные в книге приводятся на титульном листе и на его обороте.

Если книга издается университетом, то указание на издательство имеет следующий вид:

· … Ярославль: Изд-во НОУ ВПО «МПСИ», …

Год издания отделяется от места издания (издательства) запятой. После него ставится точка. Например:

· … СПб: Издательство «Питер», 2000.

Если книга является частью многотомного издания, то указывается количество томов (или книг), и ссылка делается на тот том, который использован в работе. Например:

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. - Т.1.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия, далее после косой черты указывается редактор (или редакторы), далее описание сведений об издании, выходные данные как в предыдущих случаях. Например:

· Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В.Брушлинского. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

Если книга имеет более трех авторов, то сведения о них также даются после заглавия и отделяются от него косой чертой. Например:

· Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.

Если авторов много, то могут перечисляться не все фамилии, а только первые три, и далее следуют слова: и др.

Если книга имеет двух или трех авторов, то их фамилии располагаются в том порядке, как они приведены в книге, и разделяются запятой. Например:

· Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий. М.: МГУ, 1991.

Иногда книга имеет второе, уточняющее название. Оно также приводится в описании и обычно отделяется от основного двоеточием и пишется с заглавной буквы. Например:

· Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003.

Авторефераты диссертаций, а также дипломные работы в списке литературы приводятся следующим образом:

1) Автор и его инициалы.

2) Заглавие работы: Автореф. дисс. … канд. (или д-ра) психол. наук, или Дипломная работа). При этом используются только общепринятые сокращения, которые нужно знать. При описании авторефератов диссертаций слова «на соискание ученой степени» заменяют многоточием.

3) Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа. Указание на место защиты является обязательным элементом.

4) Год представления работы к защите.

Например:

· Разумовская О.Л. Диагностика интеллекта младших школьников средствами рисуночного метода. Автореф. дисс. … канд. психол. наук / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2001.

Указание количества страниц в источнике не является обязательным требованием. Исключение составляют статьи из сборников материалов, конференций, симпозиумов, а также из журналов, газет. В этом случае указание страниц обязательно. Описание статьи осуществляется следующим образом. Сначала приводятся сведения о статье – фамилия автора и заглавие статьи. Затем после знака «//» указываются сведения об издании, в котором она опубликована. Если это статья из сборника, то дается полное название сборника. Далее следует указание страниц. Эти сведения также отделяются от предшествующих точкой, далее идет заглавная буква «С.» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой. Например:

· Ансимова Н.П. Психологический анализ процессов целеобразования и постановки цели. // Психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка: Тезисы чтений памяти К. Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. С.153-155.

· Бочкарева О.В. Принцип эмпатийной расположенности в музыкально-педагогическом диалоге. // Международные педагогические чтения, посвященные 90-летию ЯГПУ и 175-летию К.Д.Ушинского, 8-9 декабря 1998 г.: Тез. докл. секции «Теория и практика гуманистического образования и воспитания». Ярославль, 1998. С.43-46.

Аналогично оформляется статья в собрании сочинений, избранных сочинениях. Например:

· Зеленский В.В. Карл Густав Юнг. Жизнь, личность, работа // Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга АСТ, 1996. С. 661-694.

Если это журнал или газета, то описание включает:

1) Название журнала (газеты) полностью или в общепринятом сокращении (оно пишется без кавычек, с заглавной буквы, после него ставится точка);

2) Год издания (отделяется от названия точкой, после него ставится точка);

3) Номер (отделяется от года точкой, сопровождается знаком №, после ставится точка); для газеты допускается указание даты выхода вместо номера.

4) Указание первой и последней страницы.

Например:

· Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. №2. С.19-26.

Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал.

Описание источников на иностранных языках помещается в конце списка литературы, также в алфавитном порядке.

§ 2. 10. Работа над приложением

Характер приложения определяется автором самостоятельно, исходя из содержания.

В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Порядок оформления по тексту ссылок на приложения такой же, как и оформления ссылок на иллюстрации. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тек­сте работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно тек­ста с прописной буквы отдельной строкой. Если используется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без знака «№» (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).

В Приложении помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:

— полное описание методик исследования,

— результаты первичной обработки данных эмпирического исследования,

— таблицы некоторых эмпирических данных, полученных в исследовании,

— подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных магистрантом в работе.

Приложения должны помочь читателю углубить представление о проделанной работе, убедить его в обоснованности и доказательности представленных выводов. Однако следует помнить, что все материалы исследования, важные для его понимания и доказательности выводов, приводятся в основном тексте работы. Суть всех этапов и результатов исследования должна быть понятна из основного текста (без обращения к приложению).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: