Иные необходимые для приватизации имущества сведения. 5 страница

Ответственность для должностных лиц наступает в случае:

- утраты документов, содержащих сведения, составляющих налоговую тайну;

- разглашения этих сведений.

По общему правилу при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

При проведении налогового контроля возможно возникновение убытков.

При этом возмещение возможно, если убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Возмещение невозможно, если убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Ответственность налоговые органы и их должностные лица будут нести только за причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий.

Налоговая санкция может быть взыскана в добровольном или в судебном порядке.

Добровольный порядок взыскания налоговой санкции означает, что до обращения в суд налоговый орган предлагает налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае отказа налогоплательщика от добровольной уплаты налоговой санкции налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Такой же порядок применяется в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.

15.5. Ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения бывает уголовная и административная.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения установлена УК РФ. В нем предусмотрены следующие составы преступлений:

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (ст. 199 УК РФ);

- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);

- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Ряд составов правонарушений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях:

- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1);

- невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (ст. 15.2);

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3);

- нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4);

- нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5);

- непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6);

- нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7);

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8);

- неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9);

- неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10);

- грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11);

- выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12);

- уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13).

Кроме того, ответственность за налоговые правонарушения установлена НК РФ.

В соответствии с НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений, которую несут организации и физические лица, предусмотрена главой 16 НК РФ.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

- никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

- никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

- предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

- привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;

- привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени;

- лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При наличии определенных обстоятельств лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такими обстоятельствами являются:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

НК РФ предусматривает различные формы вины при совершении налогового правонарушения.

1. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

2. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

3. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

4. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

НК РФ предусматривает также обстоятельства, которые исключают вину лица в совершении налогового правонарушения:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Кроме обстоятельств, которые исключают вину, НК РФ содержит обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в три года.

НК РФ предусматривает один вид налоговых санкций - штраф.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. При этом НК РФ устанавливает срок давности взыскания налоговых санкций, который равен шести месяцам со дня обнаружения налогового правонарушения.

НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых правонарушений:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе - штраф 5 тыс. рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ);

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней - штраф 10 тыс. рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе - 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей (п. 1 ст. 117 НК РФ);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев - 20 процентов доходов (п. 2 ст. 117 НК РФ);

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке - штраф 5 тыс. рублей (ст. 118 НК РФ);

- непредставление налоговой декларации - штраф 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ);

- непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней - штраф 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения - штраф 5 тыс. рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в течение более одного налогового периода - штраф 15 тыс. рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в течение более одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы, - штраф 10 процентов суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) - штраф 20 процентов неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно, - штраф 40 процентов неуплаченных сумм налога (п. 3 ст. 122 НК РФ);

- неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, - штраф 20 процентов суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ);

- несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, - штраф 10 тыс. рублей (ст. 125 НК РФ);

- непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, - штраф 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);

- непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, - штраф 5 тыс. рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ);

- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, - штраф 1 тыс. рублей (ч. 1 ст. 128 НК РФ);

- неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний - штраф 3 тыс. рублей (ч. 2 ст. 128 НК РФ);

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки - штраф 500 рублей (п. 1 ст. 129 НК РФ);

- дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода - штраф 1 тыс. рублей (п. 2 ст. 129 НК РФ);

- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, - штраф 1 тыс. рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ);

- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, совершенные повторно в течение календарного года, штраф 5 тыс. рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых правонарушений, которые могут быть совершены банками:

- открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица - штраф 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 132 НК РФ);

- несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем - штраф 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ);

- нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора - пени 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки (ст. 133 НК РФ);

- исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), - штраф 20 процентов суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности (ст. 134 НК РФ);

- неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени - пени 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ);

- совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа, - штраф 30 процентов непоступившей суммы (п. 2 ст. 135 НК РФ);

- непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 135.1, - штраф 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 135.1 НК РФ);

- непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок - штраф 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 135.1 НК РФ).

Штрафы, налагаемые на банки, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному НК РФ порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.

Правом на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц имеют налогоплательщик и налоговый агент.

Обжалование происходит в вышестоящий налоговый орган или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Подача жалобы должна соответствовать следующим условиям:

- жалоба подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа;

- жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав;

- к жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы;

- срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом;

- жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу;

- жалоба до принятия решения по ней может быть отозвана на основании письменного заявления;

- отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Срок рассмотрения жалобы налогоплательщика составляет один месяц со дня ее получения.

Результатом рассмотрения жалобы может быть принятие одного из следующих решений:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

Кроме того, вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы влечет за собой определенные правовые последствия:

- подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ;

- налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия.

Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Глава 16. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

16.1. Понятие и виды инвестиций

Предпринимательская деятельность в сферах материального производства, транспорта, строительства и других невозможна без создания, приобретения для этих целей зданий, оборудования, технологий, транспортных средств, т.е. материальных и нематериальных активов с долгосрочным циклом использования. Затраты в этих целях до принятия специальных инвестиционных законов обозначались как капитальные затраты, капитальные вложения. Для подобных вложений средств характерны длительный (более одного года) срок возврата, возмещения этих затрат, высокая стоимость объектов, для приобретения которых предприниматели используют как собственные средства, так и привлекают средства третьих лиц - кредиторов, инвесторов. Предприниматель в механизме предпринимательской деятельности выступает в двух качествах - сначала привлекает средства - инвестиции, затем сам вкладывает их в основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги.

Если предприниматель приходит на рынок, чтобы занять в нем свою нишу надолго, процесс обновления, модернизации основных средств, равно как и привлечение средств инвесторов, идет непрерывно. Указанная деятельность регулируется специальными законами, такими как:

- Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <1>;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005 (с изм. от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.).

- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096 (с изм. от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.).

- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" <1>, заменивший одноименный Закон 1991 г.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 28 Ст. 3493 (с изм. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.).

Существуют организации, основной (или одной из основных) целью деятельности которых являются вложения средств (инвестиции) в ценные бумаги. К таковым относятся, например, инвестиционные фонды - открытые акционерные общества, действующие на основе Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562 (с изм. от 29 июня 2004 г.).

Отдельным видам инвестиционной деятельности посвящены законы:

- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" <1> (в ред. от 29 января 2002 г.) (далее - Закон о финансовой аренде (лизинге));

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394 (с изм. от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.).

- Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <1> (далее - Закон о соглашениях о разделе продукции).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18 (с изм. от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.).

Инвестициям в ценные бумаги посвящены, в частности, Федеральные законы:

- от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (с изм. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта 2005 г.).

- от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163 (с изм. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 9, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 23 декабря 2004 г.).

Помимо законов правовое регулирование инвестиционной деятельности регулируется подзаконными нормативными правовыми актами.

В законодательстве отсутствует единое понятие инвестиций.

Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР").

В первой редакции этой статьи в качестве инвестиции были указаны не только различные объекты гражданских правоотношений, но также лицензии. Но лицензия - это разрешение заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 49) по лицензируемым видам деятельности. Это не право, а юридический факт, порождающий это право. Что касается самого права, основанного на лицензии, оно является элементом правоспособности лица и, в отличие от субъективного права, передаваться другим субъектам, в том числе в качестве инвестиций, не может. В дальнейшем из текста указанной статьи Закона слова "лицензии, в том числе и на товарные знаки" были исключены.

Обратим внимание на противоречие в содержании понятия инвестиции. Она направляется в целях получения дохода (прибыли) и достижения положительного социального эффекта. В то же время согласно указанной статье Закона вложение средств в качестве инвестиций производится не только в объекты предпринимательской деятельности, но и иной деятельности, не приносящей дохода. Следовательно, цель - получение прибыли не является обязательной для квалификации средств как инвестиции.

Более удачно (непротиворечиво) инвестиции определены в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".

В ст. 1 этого Закона дано следующее понятие инвестиций.

Это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Из этого понятия следует, что инвестиции могут быть и некоммерческие, вкладываемые для достижения иного эффекта, а не только в целях получения прибыли. Например, финансирование строительства субъектом РФ зданий для школ, институтов в конечном счете способствует достижению общего блага - развитию системы образования в стране, развитию личности, ее творческого потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: