Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа студента (всего) | 14 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел.1. Философия, ее предмет и роль в обществе. | |||
Тема 1.1. Мировоззрение и философия. | Философия ее предмет и роль в обществе. Специфика и предназначение. | ||
Тема 1.2. Основные категории и понятия философии. | Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. | ||
Тема 1.3. Специфика философского мировоззрения. | Функции философии, роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы генезиса философии. | ||
Раздел 2. Историко - философское введение. | |||
Тема 2.1. Анти-чная философия. | Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. | ||
Тема 2.2. Философия Средних веков. | Предпосылки зарождения философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. | ||
Тема 2.3. Философия эпохи Возрождения. | Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм. | ||
Практическая работа №1. Анализ и сравнение эпох. «Античеая философоия, Средневековая философия, философия эпохи Возрождения». | |||
Тема 2.4.Филосо фия эпохи Нового времени и Просвещения. | Тенденции развития философии эпохи Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. | ||
Тема 2.5. Русская философия. | Этапы развития Русской философии, ее школы и течения. | ||
Практическая работа №2. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме «Русские философы». | |||
Самостоятельная работа. Тема: Особенности Русской философии. Виды самостоятельной работы: изучение учебной литературы, подготовка аналитической справки, составление хронологических таблиц. | |||
Тема 2.6. Современная - западноевропейская философия. | Западная философия XX века, ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. | ||
Тема 2.7. Основные положения теории психоанализа | Социально - исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М. Хайдегерра. | ||
Раздел 3. Систематический курс. | |||
Тема 3.1 Учение о бытие. | Основные философские учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. | ||
Тема 3.2. Атрибутивные свойства материи. | Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время, отражение, системность. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия | ||
Тема 3.3. Происхождение и сущность сознания. | Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сущность теории отражения, генезис сознания. | ||
Тема 3.4. Три формы сознания. | Формы сознания. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. | ||
Тема 3.5. Теория познания. | Сущность процесса познания. Познание как философская проблема. Философское учение о познании. | ||
Тема 3.6. Истина – центральная категория познания. | Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовка истины. Объективность истины. Практика как критерий истины. | ||
Самостоятельная работа. Тема: Философская категория – истина. Виды самостоятельной работы: изучение учебной литературы, подготовка аналитической справки. | |||
Тема 3.7. Природа как предмет философского осмысления. | Природа как предмет философского осмысления. Философское понимание природы, понятие живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во вселенной. | ||
Тема 3.8. Общество как система. | Общество как система. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая: социальная, политическая духовная. | ||
Тема 3.9. Проблема человека, сущность и содержание. | Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Биологическое и социальное в человеке. | ||
Тема 3.10. Исторический прогресс. Проблема типологии истории. | Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. | ||
Тема 3.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации. | Глобальные проблемы современности Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. | ||
Практическая работа №3. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме «Глобальные проблемы общества». | |||
Всего: |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
|
|
|
|
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).