Подберите синонимы к каждому из паронимов. Слова для справок даны в скобках

Злой, злостный (вредный, злонамеренный)

Нетерпимый, нестерпимый (недопустимый, невыносимый)

Скрытый, скрытный (неоткровенный, тайный)

Явно, явственно (открыто, ясно)

Комический, комичный (смехотворный, комедийный)

Поступок, проступок (провинность, действие)

Царский, царственный (величественный, роскошный)

Почтенный, почтительный (уважаемый, благоговейный)

Политический, политичный (рассчитанный, государственный)

Задание 19

Подберите синонимы к предлогам около и ввиду, укажите присущие им смысловые различия, приведите примеры.

Задание 20

Выберите нужное слово из стоящих в скобках.

1.Свободные экономические зоны, таким образом, могут содействовать (реализация, осуществление, выполнение) стратегических планов России. 2.Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть (осуществлены, выполнены). 3.Свободные экономические зоны обеспечивают инвесторам большие возможности (решение, выполнение, осуществление) поставленных задач, помогут им укрепить свои позиции на российском рынке. 4.Эти функции в рыночных условиях хозяйствования (реализоваться, осуществляться) самими предприятиями.

Задание 21

Укажите, к какому слову-синониму левой колонки является антонимом слово, стоящее в правой колонке.

Пропасть, исчезнуть, запропаститься, сгинуть – появиться.

Сырой, мокрый, влажный, хоть выжми – сухой.

Расцвет, подъем, процветание – упадок.

Ввалиться, впереться, войти, влезть – выйти.

Обнаружить, найти, отыскать, разыскать – потерять.

Доступно, доходчиво, понятно, толково – непонятно.

Знаток, ценитель, дока, специалист – профан.

Разгромить, разнеси, разрушить, развалить – создать.

Задание 22

От данных слов-терминов образуйте антонимы. Объясните актуальность понятийной антонимии в научном стиле речи.

Логичный, организовать, высококалорийный, макроэкономический, революционный, импорт, дореволюционный, милитаризация, фашистский, яд, препозитивный, эмиграция, гармония, внутриполитический.

Задание 23

Подберите антонимы к следующим словам.

Антагонистичная (установка)

Аристократическая (республика)

Дедуктивный (метод)

Прозаичные (занятия)

Расточительный (хозяин)

Бедная (природа).

Задание 24

Прочитайте и укажите антонимы. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению.

1.Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие. 2.Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 3.Силясь побороть слабость, она шла вперед. 4.Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. 5.Отсутствует наличие стульев. 6.Скрытые в земле ископаемые еще не открыты.

Задание 25

Прочитайте текст объявления. Выпишите заимствованные слова, объясните их значение. Найдите неологизмы. За справками обращайтесь к словарям: Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. –М.: Просвещение, 1971. –542с.; Этимологический словарь русского языка для школьников/ Сост. КарантировС.И. –С.: Славянский дом книги, 2003. –438с.

КОМПАНИЯ ПО ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ АУДИО-,ВИДЕО- И БЫТОВОЙ ТЕХНИКОЙ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИЛЕР ТОРГОВЫХ МАРОК

AKIRA   makes life better   BORK Bimatek бытовая техника:Германия

ПРИГЛАШАЕТ НА ПОСТОЯННУЮ РАБОТУ:

-Менеджера по оптовым продажам

м/ж, до 40 лет, опыт работы от 2 лет, знание рынка приветствуется, соцпакет, з/п на собеседовании

-Продавцов-консультантов

м., до 30 лет, б/пл. обучение на раб.месте, высокая з/п, перспективы роста, работа в продовольственных магазинах и гипермаркетах

-Промоутеров

дев., 18-25 лет для работы в гипермаркетах во время рекламных кампаний; гр.4/2 по 4часа/день; з/п 5т.р./месяц; приятная внешность, коммуникабельность, желательна городская прописка

-Проектировщика холодильных и вентиляционных установок

м., до 50 лет. Образование спец.тех.(холодильн.)О/р от 1 года; з/п от 15 т.р., соцпакет

-Монтажника холодильных и вентиляционных установок

м., до 50 лет. О/р от 2 лет обязателен; з/п от 15 т.р., соцпакет

-Менеджера по рекламе

м/ж, 20-30 лет, опыт работы не менее года, владение пакетами: Photo Shop, Illustrator/ Corel, 3D, желателен опыт в WEB-дизайне, з/п по результатам собеседования

Запись на собеседование по тел. 335-03-43, факс 338-90-50

(Работа для вас, 20 декабря 2004г.)

Задание 26

Назовите слова, употребляющиеся в русском языке с интернациональными элементами:

Греч. дром (бег, путь), теле (далеко), агро (поле), фоно (звук), фото (свет), грамма (буква, запись), аэр (воздух).

Лат. ауди (слушать), цитр (лимон), юр (право), аква (вода), авиа (птица), дикт (говорить).

Задание 27

Выпишите отдельно архаизмы и историзмы. К архаизмам приведите синонимы активного словаря. Объясните значение историзмов.

Кадеты, негоциант, цесаревич, стольник, тать, зерцало, кольчуга, ветрило, толмач, смерды, музеум, выя, подьячий, дружество, гошпиталь, нэпман, брадобрей, лицедей, челобитная, окиян, зеница, целовальник, чувствие, коваль, купец, нощь, шуйца, община.

Задание 28

Определите, какие из слов, появившихся в Советскую эпоху, сохраняют оттенок новизны, какие стали общеупотребительными, какие перешли в разряд историзмов. Объясните их значение.

Красноармеец, лавсан, пятилетка, кибернетика, кинолекторий, ликбез, микрорайон, ЭВМ, нарком, совнархоз, универсам, космодром, компьютер.

Фразеологические средства русского языка

Задание 29

Из приведенных словосочетаний выделите: 1)свободные словосочетания, 2)устойчивые.

1)Кукольный театр 9)Театр военных действий

2)Бабье лето 10)Глубокая старость

3)Рыбья чешуя 11)Белое полотно

4)Глубокий колодец 12)Знойное лето

5)Бархатный сезон 13)На рыбьем меху

6)Бархатная юбка 14)Волчьи ягоды

7)Волчьи повадки 15)В центре внимания

8)Белые стихи 16)В центре города

Задание 30

Замените данные глаголы синонимичными глагольно-именными словосочетаниями: оказать + сущ. Определите их стилевую принадлежность и назначение.

Образец: доверять – оказывать доверие

Воздействовать, давить, сопротивляться, поддерживать, помогать, влиять, содействовать, противодействовать, предпочитать, нажимать.

Задание 31

Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1.Правительство могло бы оказывать б о льшую защиту населению севера. 2.Герань, алое и некоторые другие растения оказывают неплохой терапевтический эффект на больных. 3.Американские специалисты оказывали экономические консультации правительству страны. 4.Медики города оказывают медицинское обслуживание морякам. 5.До последнего времени историки не касались того значения, которое оказала блокада Ленинграда на ход войны. 6.В заявлении содержится просьба оказать общественные меры воздействия на гражданина Николаева. 7.Почему деревья оказывают на нас такую притягательную силу?

Задание 32

Укажите, какие из указанных существительных сочетаются: 1)с глаголом нести (понести), 2)с глаголом носить.

Звание, имя, обязанности, отпечаток, ответственность, следы, поражение, расходы, угроза, урон, ущерб, утрата, характер, убыток, потери, печать, ответ, название, наказание, нагрузка, жертвы.

Задание 33

Исправьте ошибки, связанные с употреблением глаголов нести – носить.

1.Введение института капелланов в армии носит духовное значение. 2.Хозяйства, нарушающие экологическую обстановку, должны нести штрафные санкции. 3.Фирма несет расход по капитальному строительству. 4.Депутат должен носить ответственность за свои действия перед избирателями. 5.Медицина несет на себе ответственность в случае возникновения эпидемии. 6.У нас есть компьютерная сеть, которая может нести самое разнообразное применение. 7.Сбербанк несет ответственность и гарантии за сохранность наших вкладов.

Задание 34

1. Назовите глаголы, с которыми используются указанные существительные. За справками обращайтесь к словарям: Словарь сочетаемости русского языка/ Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. –М.: Русск.яз., 1983. –688с.; Учебный словарь сочетаемости слов русского языка/ Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. –М.: Русск.яз., 1978. –688с.

Вывод, заключение, итоги; мнение, представление.

2. Назовите устойчивые словосочетания, в состав которых входят глаголы принимать, предпринимать, проводить. Составьте предложения с некоторыми из этих сочетаний.

Задание 35

Найдите ошибки, вызванные неудачным употреблением устойчивых словосочетаний.

А)1.Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 2.Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами. 3.Русские вложили значительный вклад в освоение Аляски. 4.Нужно сказать должное идее президента. 5.Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

Б)1.Тело погибшего будет передано земле. 2.Прибалтика тоже попадает в зону интересов США. 3.Таджикистан – страна, которая предвкусила плоды тоталитаризма.

В)1.На чемпионате мира команда одержала ряд успехов. 2.Выступление, которое держал депутат, носило провокационный характер. 3.Нужно отдать ему честь: этот человек вместе с комитетом по реабилитации репрессированных разобрался с ситуацией, которая возникла вокруг Кронштадтского мятежа. 4.Спикер парламента провел двухчасовой разговор с учеными Сибири. 5.По-моему, такая власть авторитета не вызывает.

Задание 36

При оценке какого-либо факта, явления используются сочетания играть – сыграть (какую?) роль (в чем?); (какая?) роль принадлежит (кому?, чему?); занимать – занять (какое?) место (где?, в чем?); отводить – отвести (какое?) место (кому?, чему?); иметь (какое?) значение (для кого?, чего?); придавать – придать (какое?) значение (кому?, чему?); уделять – уделить внимание.

Прочитайте предложения с вышеперечисленными оборотами, обратите внимание на их лексический состав.

1.Руководство области уделяет недостаточно внимания кооперативам. 2.Новая Конституция, несомненно, будет иметь не только практическое, но и теоретическое значение для судеб демократии в стране. 3.Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами занял особое место в укреплении добрососедских отношений. 4.Новые инициативы России сыграли огромную роль в разрешении конфликта на Балканах. 5.Правительство всегда придавало большое значение развитию промышленности. 6. Важное место в подготовке инженеров отводится практике на заводе. 7. Важная роль в исследовании тайн космоса принадлежит российским ученым.

Задание 37

Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, назовите их причины.

1.Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества. 2.В некоторых областях историографии определяющее значение принадлежит методам описания «этноса». 3.Петр I придавал особую роль созданию флота. 4.Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов. 5.Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс во всей стране. 6.Большое место в Заявлении было уделено вопросу о надежности АЭС. 7.Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий. 8.Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре.

Задание 38

Прочитайте фразеологизмы, пришедшие в общелитературный язык из профессиональной сферы, объясните их значение. С каким видом профессиональной деятельности они связаны?

1.Шито белыми нитками. 2.Два сапога пара. 3.Куй железо, пока горячо. 4.Принять бой. 5.Снять стружку. 6.Круговая порука. 7.На живую нитку. 8.Играть комедию. 9.Встретить в штыки. 10.Сесть на мель. 11.В подметки (кому-то) не годиться. 12.Доводить до белого каления. 13.На всех парусах. 14.Сойти со сцены. 15.Положить под сукно.

Задание 39

Прочитайте крылатые выражения, восходящие к библейским и евангельским текстам, объясните их значение. За справками обращайтесь к словарям: Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И.Молоткова. –М.: Русск.яз., 1986. –544с.; Вартаньян Э.А. Из жизни слов. –М.: Детгиз, 1960. –240с.

1.Альфа и омега. 2.Вавилонское столпотворение. 3.Вкушать от древа познания добра и зла. 4.Глас вопиющего в пустыне. 5.Египетские казни. 6.Златой телец. 7.Камень преткновения. 8.Козел отпущения. 9.Краеугольный камень. 10.Манна небесная. 11.Тяжелый крест. 12.Соль земли. 13.Хлеб насущный.

Задание 40

Подберите синонимичные устойчивые словосочетания к указанным 1)словам, 2)фразеологизмам.

Образец: дремать – клевать носом; выходить из себя – лезть на стену.

1)Загордиться; недалеко; вмешиваться; преувеличивать; еле-еле.

2)Во весь опор; стреляный воробей; ни в зуб ногой; точно в воду канул; куда Макар телят не гонял.

Задание 41

К следующим фразеологическим оборотам подберите антонимичные устойчивые словосочетания.

В руках горит; вырасти в чьих-нибудь глазах; пороха не выдумает; ни гроша за душой; последняя спица в колеснице; тьма тьмущая.

Задание 42

Объясните разницу в значении данных фразеологизмов:

1)в глубине души – до глубины души,

2)ломать голову – сломя голову,

3)минута в минуту – с минуты на минуту,

4)на всякий случай – во всяком случае,

5)одну секунду – в одну секунду,

6)слабое место – больное место,

7)терять из виду – упускать из виду.

Задание 43

Прочитайте иностранные выражения, используемые в русской речи и литературе. Объясните, как вы их понимаете. За справками обращайтесь к словарям иностранных слов.

1. Alma mater. 2. Alter ego. 3. Bon ton. 4. Comme il faut. 5. Idée fixe. 6. Jour fixe. 7 .Mauvais ton. 8. Post scriptum или P.S.. 9. Pro et contra. 10. Time is money.

Задание 44

Определите стилевую принадлежность выделенных фразеологических оборотов в предложениях из писем А.П. Чехова: 1)книжные, 2)разговорные, 3)просторечные.

1.Верую, что все заплатится, перемелется и своевременно канет в Лету. 2.Темы есть, а остального прочего кот наплакал. 3.У нас задача общая и понятная: думать, иметь голову на плечах. 4.Легкое не хрипит, но хрипит совесть, что я ничего не делаю и бью баклуши. 5.Женщин в его труппе нет, и у меня две прекрасные женские роли погибают ни за понюшку табака. 6.Вообще не клеится мой фельетон. Пригласите другого фельетониста. Ищите его и обрящете. 7.А коли нужно, чтобы книга была потолще, то я пришлю ему текста, которого у меня куры не клюют. 8.Будьте здоровы. Кредиторам Вашим от души желаю провалиться в тартарары. 9.Живи я в отдельности, я жил бы богачом, ну, а теперь … на реках Вавилонских седохом и плакахом. 10.Скорблю – безденежен. Волком вою. Счастье мое, что еще долгов нет.

Задание 45

Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие собой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант фразеологизма. Попробуйте определить тему каждой из статей.

1.Валюта строить и жить помогает. 2.Велика Россия, а жить негде. 3.Английская бабушка надвое сказала. 4.О бедном солдате замолвите слово. 5.Большому рублю - большое плавание. 6.Смело, товарищи, в лапу.

Тест 1

Укажите номера правильных высказываний.

1. Лексико-фразеологические нормы – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении.

2. Лексико-фразеологические нормы – это нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

3. Лексико-фразеологические нормы – это правила написания слов и фразеологизмов.

4. Лексико-фразеологические нормы – это владение умением использовать в том или ином функциональном стиле присущие ему лексические и фразеологические средства.

5. Лексико-фразеологические нормы – это нормы изменения слов и построения словосочетаний.

6. Неправильно выбранное слово искажает смысл сообщения и является лексической ошибкой.

7. Неоправданное употребление слов и выражений, находящихся за пределами литературного языка, нарушает лексические нормы и недопустимо.

8. Сочетание слов, которые содержат отрицающие друг друга смысловые признаки, является лексической ошибкой.

9. Употребление лишних слов, ничем не дополняющих того, что уже выражено другими словами, нарушает лексические нормы русского литературного языка.

10. В литературном языке произношение слов, так же как и употребление грамматических форм, подчиняется лексическим нормам.

11. Многозначность слова, его способность употребляться в переносных значениях может служить стилистическим средством, усиливающим образность речи, позволяющим представить описываемые явления более ярко и наглядно.

12. Для уточнения значения слов можно воспользоваться грамматическим словарем русского языка.

13. Для уточнения лексической сочетаемости слов можно воспользоваться энциклопедическим словарем.

14. Общеупотребительная лексика и фразеология современного русского языка представлена в толковых словарях. Значение слов в них раскрывается путем краткого толкования и сопровождается примерами, имеются грамматические указания, даются стилистические пометы. Если слово входит во фразеологические обороты, то они приводятся и разъясняются.

Тест 2

1.Укажите слова, толкования которых приводятся ниже:

1)прямой товарообмен - …

2)целенаправленно сформированный образ - …

3)уровень популярности - …

4)общее согласие по спорным вопросам - …

5)расширение сферы влияния - …

6)неограниченные полномочия - …

Для справок: а)экспансия, б)консенсус, в)имидж, г)бартер, д)рейтинг, е)карт-бланш

2. Выделенное слово употреблено в переносном значении

1)как метафора,

2)как метонимия,

3)как синекдоха.

а)Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь)

б)С крыши киоска свисала целая ледяная челка сосулек. (Ю.Як.)

в)Из прохладной деревянной чистоты дома нехотя вышли мы на улицу.(В.Сол.)

3. С какими из указанных слов сочетаются паронимы

1)исполнительный,

2)исполнительский?

а)стиль, б)мастерство, в)комитет, г)орган, д)зал, е)секретарь, ж)культура, з)власть

4. Подберите синонимы к следующим словам:

1)антагонистический - …

2)дистанция - …

3)функционировать - …

4)модифицированный - …

5)зафиксировать - …

6)дискутировать - …

5. Прочитайте пословицы, найдите антонимы. Укажите примеры, содержащие антонимы-прилагательные.

1)Звону много, да толку мало.

2)Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.

3)Откладывай безделье, да не откладывай дела.

4)Лодырь мерзнет за работой, а согревается за едой.

5)Больше знай, да меньше болтай.

6)Маленькая лень до большой дорастет.

6. Укажите, какие пары слов являются

1)омонимами,

2)омофонами,

3)омографами,

4)омоформами?

а)свод законов – каменный свод, б)сыграть туш – цветная тушь, в)тушить свет – тушить овощи, г)знать формулы – придворная знать, д)нужно спешить – спешить эскадрон, е)соболья опушка – опушка леса, ж)воинский устав – отдохнуть, устав с дороги, з)сверкающая изморозь – осенняя изморось, и)пребывать в унынии – прибывать по расписанию, к)географический атлас – черный атлас, л)громко свистнуть – свиснуть с плеча.

7. Определите разновидность следующих устаревших слов:

1)архаизмы,

2)историзмы.

а)гусар, б)продразверстка, в)чертог, г)лукавствовать, д)есаул, е)алебарда, ж)отселе, з)нервический, и)рукомесло, к)приказчик, л)мушкет.

8. Укажите правильный вариант фразеологического оборота:

1)Нужно... этой жемчужине среди славянских библиотек.

а)воздать дань, б)воздать должное.

2)С началом побед на фронтах люди....

а)распрямились духом, б)воспряли духом.

3)С первых дней своего существования газета на своих страницах... жизнь столицы.

а)уделяет много места, б)уделяет много внимания.

9. Укажите, какие значения соответствуют приведенным фразеологизмам. Выпишите сочетания, использующиеся в книжно-письменной речи.

1)Семь пятниц на неделе - …

2)Синий чулок - …

3)Как снег на голову - …

4)Петь дифирамбы - …

5)Этакий Голиаф - …

6)Вылитый Плюшкин - …

7)Дамоклов меч - …

8)Держать язык за зубами - …

а)женщина, всецело поглощенная книжными, учеными интересами; б)скряга, жадина; в)крупный, рослый, богатырского сложения великан; г)нависшая, угрожающая опасность; д)восхвалять, прославлять; е)непостоянный, непоследовательный человек; ж)неожиданно; з)помалкивать, хранить тайну.

10. Укажите, какие лексические ошибки допущены в следующих предложениях:

1)неточное знание лексического значения слова,

2)нарушение сочетаемости слов,

3)лексическая избыточность,

4)стилистически неоправданное употребление слов,

5)двусмысленность,

6)видоизменение фразеологизма.

а)Купечество первой гильдии составляло бизнес-элиту Москвы.

б)Главный акцент ставится на знание теории вопроса.

в)Вопрос с топливом сложный, и просто так забросать его шапками нельзя.

г)Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

д)Прошу представить мне очередной отпуск с 3-его по 27-е число сего месяца.

е)Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая Законы, указы и т.п.).

ж)Красные цирковые афиши и пестрые авансы о концертах популярных исполнителей были развешаны около касс.

з)Авария на нефтебазе оказала вред окружающей среде.

и)Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.

к)Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

л)Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

м)Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

Тест 3

1. Укажите слова, толкования которых приводятся ниже:

1)вклад в банк на хранение - …

2)союз на основе договорных обязательств - …

3)лицо (фирма) занимающееся перепродажей - …

4)отсрочка в исполнении обязательств - …

5)чрезвычайные обстоятельства - …

6)вымогательство, запугивание - …

Для справок: а)мораторий, б)депозит, в)рэкет, г)альянс, д)дилер, е)форс-мажор

2. Выделенное слово употреблено в переносном значении

1)как метафора,

2)как метонимия,

3)как синекдоха.

а)Максим Петрович: он не то на серебре, на золоте едал. (Грибоедов)

б)Ни звука русского, ни русского лица. (Грибоедов)

в)…Я судьбу мою сурову с терпеньем мраморным сносил, нигде себе не изменил…(Раевск.)

3. С какими из указанных слов сочетаются паронимы

1)логический,

2)логичный?

а)мышление, б)человек, в)смысл, г)ошибка, д)закон, е)связь, ж)вопрос, з)поведение

4. Подберите синонимы к следующим словам:

1)фальшивый - …

2)вакуум - …

3)вибрировать - …

4)демонстрировать - …

5)инвестиции - …

6)реализовать - …

5. Прочитайте пословицы, найдите антонимы. Укажите примеры, содержащие антонимы-существительные.

1)По платью встречают, по уму провожают.

2)Не было бы счастья, да несчастье помогло.

3)Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

4)Чужбина – калина, Родина – мать.

5)Корень ученья горек, да плод его сладок.

6)Легко сломать, а сделать трудно.

6. Укажите, какие пары слов являются

1)омонимами,

2)омофонами,

3)омографами,

4)омоформами?

а)веселая компания – избирательная кампания, б)орден Дружбы – рыцарский орден, в)звучный орган – орган зрения, г)вести в бой – вести о победе, д)простой смертный – простой завода, е)рационализаторское предложение – простое предложение, ж)костюмированный бал – проходной балл, з)пропасть без вести – скатиться в пропасть, и)алея, как поток вина – липовая аллея, к)операция на сердце – наступательная операция, л)русская печь – печь пироги.

7. Определите разновидность следующих устаревших слов:

1)архаизмы,

2)историзмы.

а)вкупе, б)узреть, в)лекарь, г)ротмистр, д)кивер, е)доколе, ж)белогвардеец, з)ланита, и)нумер, к)стрелец, л)волость.

8. Укажите правильный вариант фразеологического оборота:

1)Прекрасный артист, он... спектаклю.

а)задавал высокий критерий, б)задавал высокий тон.

2)Отсутствие агитации... на военнослужащих.

а)возымело некоторое действие, б)возымело некоторое влияние.

3)Игроки... в своем тренере.

а)души не чают, б)душу не чают.

9. Укажите, какие значения соответствуют приведенным фразеологизмам. Выпишите сочетания, использующиеся в книжно-письменной речи.

1)Терять голову - …

2)Гомерический смех - …

3)Родиться в рубашке - …

4)Гордиев узел - …

5)Биться как рыба об лед - …

6)Семи пядей во лбу - …

7)Ждать у моря погоды - …

8)Первая скрипка - …

а)бесцельно тратить время, ожидая чего-то напрасно; б)бесполезно добиваться чего-то; в)совершать необдуманные поступки; г)неудержимый, громкий смех; д)быть везучим, счастливым; е)сложное, запутанное дело; ж)умница, эрудит; з)главный в каком-то деле.

10. Укажите, какие лексические ошибки допущены в следующих предложениях:

1)неточное знание лексического значения слова,

2)нарушение сочетаемости слов,

3)лексическая избыточность,

4)стилистически неоправданное употребление слов,

5)двусмысленность,

6)видоизменение фразеологизма.

а)Разработан спектр механизмов, предназначенных для контроля качества воды.

б)В последние годы отношение электората избирателей к выборам заметно изменилось.

в)Нечего и доказывать, что все эти убойные аргументы относятся целиком и полностью к колхозам, как к крупным хозяйственным единицам.

г)Старушка, видимо, устала, она шла все медленнее, на одном дыхании.

д)Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, фабрикантов, купцов.

е)Ребенок требует ухода матери.

ж)Прейскурант цен на промышленные товары не изменился с прошлого года.

з)Транспортные издержки при перевозка на железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных.

и)Синопский бой 18-го ноября 1853 года оказался завершающим экстазом русского парусного флота.

к)На международной выставке были представлены российские сверхзвуковые аэропланы.

л)На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание.

м)Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.

ОРФОЭПИЯ

Задание 1

Как рекомендуется произносить выделенный гласный в следующих заимствованных словах? За справками обращайтесь к словарям: Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –СПб.: Норинт, 2003. –512с.; Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы/ Под ред. Р.И.Аванесова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

1. Спонсор, контроль, брошюра, контракт, кооперация, мотив, коммерция, дотация, отель, соната, фонема.

2. Бордо, оазис, сонет, трио, фойе, какао, брутто, нетто, кредо, авизо, вето, бомонд, реноме.

3. Коэффициент, абитуриент, пациент, клиент, аудиенция, градиентный, сиеста, сиена, ингредиент, диета, тамплиер.

Задание 2

Прочитайте слова, обращая внимание на чтение выделенной гласной.

Озлобленный, забытье, погруженный на платформу, блеф, мумие, белесый, всплеск, отрекшийся, трехведерный самовар, наемник, включенный, зев, иссушенный, осетр, вовлекший, желчь, желчный, местоименный, недоуменный, иноплеменный, платежеспособность, скабрезный, побеленный, легкоатлет, холеный, женоненавистник, новорожденный, погруженный в воду, планер, прирученный, бесхребетный, заточенный карандаш, маркер.

Задание 3

Выберите вариант, соответствующий норме.

Конкурентноспособный – конкурентоспособный,

знаменосец – знаменоносец,

таможник – таможенник,

чрезвычайно – черезвычайно,

чрезмерно – черезмерно,

будующий – будущий,

жаждующий – жаждущий,

следующий – следущий,

краткосрочный заем – краткосрочный займ,

наем рабочих – найм рабочих,

наложный платеж – наложенный платеж,

бессребреник – бессеребреник,

грейпфрут – грейпфрукт,

полоумный – полуумный,

юристпруденция – юриспруденция.

Задание 4

Как рекомендуется произносить выделенные согласные? За справками обращайтесь к словарям: Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –СПб.: Норинт, 2003. –512с.; Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы/ Под ред. Р.И.Аванесова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

1. Катаклизм, капитализм, плюрализм, монополизм, тоталитаризм, клизма, сосиски.

2. Дивиденд, прогноз, бутерброд с карбонадом, фонд, дивиденды, налог, асфальт, лизинг, бухгалтер, бухучет, гарант.

3. Ничто, нечто, почтамт, кое-что, чтобы, мачта, потому что, ничтожный, что, мечтать.

Задание 5

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых произносится Н.

А…фибия, ко…форт, и…вестор, ско…фузиться, и…бирь, си…фония, а…бар, ко…форка, тра…вай, ко…пот, ко…формизм, а…филада, си…патичный, и…фузория, по…пон, па…флет, и…формировать, ко…фуцианство, и…плантация, и…фляция, и…пичмент, ко…вертировать, ко…вульсия, и…пресарио, ко…фронтация.

Задание 6

Запишите слова в три столбика: 1)двойной согласный при произношении не сохраняется, 2)сохраняется, 3)допускаются варианты. За справками обращайтесь к словарям: Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –СПб.: Норинт, 2003. –512с.; Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы/ Под ред. Р.И.Аванесова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

Аллея, касса, лимонник, идиллия, интеллект, сумма, тонна, аббат, суббота, иммунитет, программа, массаж, массив, масса, мусс, терраса, колли, манна небесная, террор, коллекция, грамматика.

Задание 7

Как следует произносить буквенное сочетание ЧН в следующих словах? Подчеркните слова, в которых произносится [ ШН ].

Цветочный, пустячный, копеечный, булавочная головка, яичница, поточный метод, посадочная полоса, скучный, пряничный, конечно, стрелочник, молочница, Мария Никитична, табачный, нарочно, убыточный, порядочный, конечный, скворечник, порядочный, прачечная, красочный.

Задание 8

Как произносятся сочетания СТН, ЗДН, ЗДК, НТК, СТЛ в следующих словах? Подчеркните слова, в которых звуки [ Т ], [ Д ] не произносятся.

Поездка, участник, студентка, гимнастка, праздник, совестно, завистливый, повестка, прелестный, хлесткий, корреспондентка, шестьдесят, счастливый, уездный, пациентка, артистка, лаборантка, проездной, властный, альпинистка, жестко, хрустнуть.

Задание 9

Как произносится согласный перед Е в следующих словах иностранного происхождения: 1)твердо, 2)мягко, 3)допускаются варианты? За справками обращайтесь к словарям: Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –СПб.: Норинт, 2003. –512с.; Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы/ Под ред. Р.И.Аванесова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

Бартер, бизнес, вексель, энергия, деканат, девальвация, демократия, бутерброд, прогресс, индексация, компьютер, кредо, бассейн, лазер, шинель, кофе, лидер, Одесса, продюсер, протекция, менеджер, фанера, прессинг, федерация, шедевр, диспансер, юриспруденция, сервис, сессия.

Задание 10

Какие звуки рекомендуется произносить на месте буквенных сочетаний ЗЖ, ЖД, ЖЖ?

Снисхождение, подожди, вожжи, вождение, позже, рождение, вожди, езжу, жжение, брюзжать, дрожжи, наслаждение, прежде всего, визжать, дожди, освобождение, поезжай, дребезжать, тождество, суждение, мозжечок.

Задание 11

Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

Область, ведомость, простыня, плоскость, подпись, отрасль, ясли, местность, мощность, прибыль, ступень, доска, дно, шило, сирота, шарф, уголь, торг.

Задание 12

Прочитайте имена собственные. Объясните постановку ударения в них.

Гессе, Хаксли, у Бальзака, у Маршака, в Познани, Драйзер, Массне, Осло, Палермо, Вашингтон, Шекспир, Ибаррури, Франсуа Мориаком, Тимофеем Спиваком.

Задание 13

Обратите внимание на место ударения в словах, различающихся значением, но сходных по форме. Прочитайте и объясните их значение по образцу.

Образец: языков а я (норма) – язык о вая (колбаса), занят о й (человек)- з а нятый (дом).

Обходной – обходный, переходной – переходный, переводной – переводный, подвижной – подвижный, переносной – переносный, призывной– призывный, развитой – развитый - развитый, характерный – характерный, чудной – чудный.

Задание 14

Образуйте формы кратких прилагательных мужского, среднего и женского рода единственного числа и множественного числа. Поставьте ударения.

Близкий – близок – близко – близка – близки (близки)

Быстрый

Важный

Кислый

Кривой

Крупный

Мелкий

Пустой

Редкий

Ровный

Строгий

Твердый

Тонкий

Точный

Низкий

Трудный

Холодный

Запомните!

Жёсток – жёстко – жестка – жёстки

Стоек – стойко – стойка – стойки

Част – часто – часта – часты

Бел – бело (бело) – бела - белы

Кратен – кратно – кратна – кратны

Ценен – ценно – ценна (ценна) - ценны

Горяч – горячо – горяча - горячи

Задание 15

Прочитайте словосочетания, обращая внимание на место ударения в них.

Указ, оглашенный утром; истекший год; за стенами дома; посещать по средам; задание на дом; парить в облаках; рефлекторная реакция; валовой доход; уставный фонд; запасы на зиму; распорядиться деньгами; плыть по волнам; опоздать к началу торгов; учебный год начался; остричь наголо; отзыв посла; толика доброты; неровен час.

Задание 16

Прочитайте и дополните столбики слов глаголов на – ировать своими примерами:

блокировать маркировать

национализировать премировать

приватизировать нормировать

анализировать гофрировать

завизировать пломбировать

конструировать бомбардировать

экспортировать газировать

делегировать костюмировать

Задание 17

От данных прилагательных образуйте глаголы, поставьте ударение.

Образец: синий - подсин и ть

Глубокий, легкий, прочный, острый, бодрый, крепкий, крупный, жестокий.

Задание 18

Укажите ударение, соответствующее литературной норме. Определите характер вариантного ударения: 1)профессиональное произношение, 2)просторечное, 3)нейтральное, 4)поэтическое.

Ш ё лковый – шелк о вый, а лкоголь – алког о ль, шпр и цы – шприц ы, кл а дбище – кладб и ще, п е тля – петл я, б о цманы – боцман а, р а порт – рап о рт, д е вица – дев и ца, к е та – кет а, д о сыта – дос ы та, д о быча – доб ы ча, бухг а лтеры– бухгалтер а, св ё кла – свекл а, возб у ждено дело – возбужден о дело, а томный – ат о мный, фл е йтовый – флейт о вый, инд у стрия – индустр и я, т у фля – туфл я, ст а туя – стат у я.

Задание 19

Определите ударный слог в данных глагольных формах: 1)первый, 2)второй, 3)третий, 4)четвертый.

Передала, одолжить, взялся, передал, откупорить, премировать, предвосхитить, позвонит, поняли, принудить, подозвала, переданный, начал, брала, солгала, бряцать, баловать, подождала, упрочить, звонит, поднял, балуется, ходатайствовать, порвалась, нанял, брала.

Задание 20

Определите ударный слог в следующих исконно русских словах:

1)первый, 2)второй, 3)третий, 4)четвертый. За справками обращайтесь к словарям: Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –СПб.: Норинт, 2003. –512с.; Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы/ Под ред. Р.И.Аванесова. –М.: Русск.яз., 1987. –704с.

Сосредоточение, нефтепровод, знамение, добыча, обеспечение, несказанно, оптовый, свекла, танцовщица, благовест, торты, красивее, углубить, приобретение, духовник, упрочение, иконопись, созыв, ломоть, мельком, кладовая, договор, снадобье, договоренность, мастерски.

Задание 21

Определите место ударения в приведенных словах иностранного происхождения: 1)на первом слоге, 2)в середине слова, 3)допускаются варианты, 4)на последнем слоге.

Эксперт, бармен, хронометр, факсимиле, кулинария, пурпурный, маркетинг, раджа, таможня, розан, квартал, партер, каталог, догмат, мессия, симметрия, металлургия, генезис, диспансер, нувориш.

Задание 22

Поставьте ударение в следующих словах:

дождались, задолго, искра, звонит, трубопровод, подняла, черпать, третировать, дозвонишься, столяр, баловаться, отозвала, понял, догнала, безудержный, клала, крестьянин, христианин, наклонишься.

Задание 23

Определите место ударения в следующих словах. Выпишите слова, в которых допускается двоякое ударение.

Вертел, поднялся, ни за что ни про что, наверх, фейерверк, искристый, складчина, джинсовый, заржаветь, премировать, скольких, хвоя, не преминуть, дремота, иначе, завидно, родился, пиццерия, толика, петля.

Тест 1

Укажите номера правильных высказываний.

1. Орфоэпические нормы – это нормы устной речи, обеспечивающие единообразие её звукового оформления и способствующие облегчению языкового общения.

2. Орфоэпические нормы – это нормы письменной речи, обеспечивающие её единообразие и способствующие облегчению языкового общения.

3. Орфоэпические нормы регламентируют произношение звуков языка, их качество и реализацию в определенных условиях.

4. Орфоэпические нормы закрепляют ударение.

5. Орфоэпические нормы регламентируют употребление слов.

6. Орфоэпические нормы регламентируют звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм.

7. Орфоэпические нормы регламентируют правописание слов.

8. Литературное произношение закрепляется орфоэпическими правилами.

9. Ударение в русском языке регламентируется традицией.

10. Ударение в русском языке разноместно и подвижно.

11. Ударение в русском языке никогда не служит для смыслоразличения.

12. В пределах литературной нормы имеется некоторое количество вариантов произношения слов.

13. Отступления от орфоэпических норм вызваны развитием языка, влиянием диалектов, влиянием письменной речи.

14. Отступления от орфоэпических норм вызваны фонетическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими и смысловыми особенностями слов.

15. Для уточнения орфоэпических норм следует обращаться к орфографическому словарю.

16. Для уточнения орфоэпических норм следует обращаться к орфоэпическому словарю.

Тест 2

1. При произношении безударный [ О ] сохраняется в словах:

1)контракт, 6)кредо,

2)коммерция, 7)кооперация,

3)фойе, 8)реноме,

4)дотация, 9)авизо,

5)брутто, 10)брошюра

2. После мягкого согласного под ударением произносится [ О ] в словах:

1)афера, 6)недоуменный,

2)маневр, 7)желчный,

3)никчемный, 8)иссушенный,

4)маркер, 9)свекла,

5)гренадер, 10)иноплеменный.

3. Согласный перед Е произносится твердо в словах:

1)бартер, 6)бизнес,

2)вексель, 7)продюсер,

3)индексация, 8)демократия,

4)компьютер, 9)прессинг,

5)девальвация, 10)федерация.

4. Пропущено Н в словах:

1)ко…форт, 6)и…плантация,

2)ко…форка, 7)па…флет,

3)а…филада, 8)и…бирь,

4)и…пичмент, 9)и…фузория,

5)ско…фузиться, 10)и…фляция.

5. Буквенное сочетание ЧН произносится как [ ШН ] в словах:

1)скучный, 6)конечно,

2)убыточный, 7)яичница,

3)копеечный, 8)нарочно,

4)скворечник, 9)цветочный,

5)красочный, 10)табачный.

6. Ударение падает на первый слог в словах:

1)взялся, 6)вручишь,

2)начался, 7)поняли,

3)передал, 8)включим,

4)звонит, 9)баловать,

5)отняли, 10)создал.

7. Ударение падает на А в словах:

1)блокировать, 6)премировать,

2)маркировать, 7)делегировать,

3)приватизировать, 8)пломбировать,

4)баловать, 9)нормировать,

5)экспортировать, 10)сканировать.

8. Ударение падает на последний слог в словах:

1)бармен, 6)каталог,

2)эксперт, 7)генезис,

3)маркетинг, 8)диспансер,

4)квартал, 9)менеджмент,

5)догмат, 10)нувориш.

9. Ударение падает на второй слог в словах:

1)откупорить, 7)подбодрить,

2)принудить, 8)порвалась,

3)облегчить, 9)дозвонитесь,

4)предвосхитить, 10)бряцать,

5)упрочить, 11)балуется

6)ходатайствовать, 12)солгала.

10.Ударение падает на третий слог в словах:

1)обеспечение, 6)ломоть,

2)оптовый, 7)договор,

3)духовник, 8)танцовщица,

4)упрочение, 9)мастерски,

5)кладовая, 10)красивейший.

11. Ударение служит для смыслоразличения в следующих парах слов:

1)бр о ня – брон я,

2)в и дение – вид е ние,

3) и скристый – искр и стый,

4)приз ы вный – призывн о й,

5)б а ржа – барж а,

6) и наче – ин а че,

7)х а ос – ха о с,

8)д о сыта – дос ы та,

9)р а звитый – развит о й,

10)дал ё ко – далек о.

Тест 3

1. Безударный [ О ] произносится как [ А ] в следующих словах:

1)реноме, 6)кредо,

2)кооперация, 7)коммерция,

3)авизо, 8)брутто,

4)брошюра, 9)дотация,

5)контракт, 10)фойе.

2. После мягкого согласного под ударением произносится [ Э ] в словах:

1)иноплеменный, 6)недоуменный,

2)желчный, 7)маневр,

3)никчемный, 8)гренадер,

4)свекла, 9)маркер,

5)иссушенный, 10)афера.

3. При произношении согласного перед Е допускаются варианты в словах:

1)бутерброд, 6)кредо

2)деканат, 7)бассейн,

3)прогресс, 8)сессия,

4)шинель, 9)шедевр,

5)юриспруденция, 10)лидер.

4. Пропущено М в словах:

1)и…фузория, 6)и…пичмент,

2)и…фляция, 7)ско…фузиться,

3)а…филада, 8)и…бирь,

4)па…флет, 9)ко…форт,

5)и…плантация,, 10)ко…форка.

5. Буквенное сочетание ЧН произносится как [ ЧН ] в словах:

1)конечно, 6)скучный,

2)цветочный, 7)скворечник,

3)копеечный, 8)нарочно,

4)яичница, 9)убыточный,

5)красочный, 10)табачный.

6. Ударение падает на последний слог в словах:

1)поняли, 6)начался,

2)вручишь, 7)взялся,

3)создал, 8)включим,

4)звонит, 9)баловать,

5)отняли, 10)передал.

7. Ударение падает на И в словах:

1)делегировать, 6)премировать,

2)нормировать, 7)блокировать,

3)приватизировать, 8)баловать,

4)пломбировать, 9)маркировать,

5)экспортировать, 10)сканировать.

8. Ударение падает на первый слог в словах:

1)менеджмент, 6)квартал,

2)нувориш, 7)генезис,

3)маркетинг, 8)диспансер,

4)каталог, 9)бармен,

5)догмат, 10)эксперт.

9. Ударение падает на третий слог в словах:

1)бряцать, 7)солгала,

2)упрочить, 8)порвалась,

3)облегчить, 9)дозвонитесь,

4)предвосхитить, 10)откупорить,

5) принудить, 11)балуется

6)ходатайствовать, 12)подбодрить.

10.Ударение падает на второй слог в словах:

1)мастерски, 6)оптовый,

2)ломоть, 7)духовник,

3)договор, 8)танцовщица,

4)упрочение, 9)обеспечение,

5)кладовая, 10)красивейший.

11. В следующих парах слов допускается двоякое ударение:

1)р а звитый – развит о й,

2)х а ос – ха о с,

3)д о сыта – дос ы та,

4)приз ы вный – призывн о й,

5)б а ржа – барж а,

6) и наче – ин а че,

7)в и дение – вид е ние,

8) и скристый – искр и стый,

9)бр о ня – брон я,

10)дал ё ко – далек о.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Задание 1

Укажите, из каких значимых частей состоят данные слова. Запишите слова в следующем порядке: 1)слово состоит из корня, суффикса, окончания; 2)из корня, суффикса, суффикса, окончания; 3)из корня, суффикса, суффикса, суффикса, окончания; 4)из приставки, корня, окончания; 5)из приставки, корня, суффикса, окончания; 6)из приставки, корня, суффикса, суффикса, окончания. («-ть» неопределенной формы глагола здесь обозначено как окончание).

1)чудак, 10)учительница,

2)чудаковатый, 11)выучить,

3)чудаковатость, 12)усыновить,

4)причуда, 13)сыновний,

5)причудливый, 14)говорить,

6)причудливость, 15)договор,

7)учить, 16)рыбачивший,

8)учитель, 17)порыбачат,

9)выучу, 18)порыбачить.

Задание 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: