Выпишите эти слова, объясните их значение, укажите способ образования

I вариант

Пусть и впредь в нашей долгой судьбе гордость к нам идет, как доныне. Я желаю тебе и себе – больше гордости, меньше гордыни. (Ванш.)

1.Автор использует однокоренные слова в одной фразе для усиления выразительности текста.

2.Однокоренные слова в рамках одной фразы использованы автором для того, чтобы привлечь особое внимание к значению сопоставляемых слов.

3.Однокоренные слова, отличающиеся суффиксами, использованы автором в одной фразе, чтобы ярче выразить смысловые и стилистические особенности каждого из слов.

II вариант

Меня тревожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому… (Евт.)

1.Поэт использует однокоренные слова в одной строке, чтобы подчеркнуть смысл каждого из сопоставляемых слов.

2.Поэт использует в одной строке однокоренные слова, отличающиеся суффиксами, чтобы оттенить смысловые и стилистические особенности каждого из них.

В одной строке поэт использует однокоренные слова для усиления образности текста.

Задание 13

Укажите стилевую характеристику указанных слов, обусловленную их словообразовательными средствами: 1)книжное, 2)разговорно-просторечное, 3)межстиливое.

1)эгоистичность, 13)антитела,

2)оптимизм, 14)ультраправый,

3)молодчина, 15)счастье,

4)наговор, 16)старик,

5)говорение, 17)старикан,

6)говорить, 18)старец,

7)писатель, 19)торгово-промышленный,

8)ваятель, 20)промышленность,

9)столовка, 21)торговать,

10)столовая, 22)расчудесный,

11)работник, 23)атомщик,

12)работяга, 24)атомник.

Задание 14

Укажите степень употребительности следующих слов, обусловленную их словообразовательными особенностями. Запишите слова в два столбика: 1)современные, 2)устаревшие.

Рыбарь, рыбак, властитель, властелин, бунтарь, бунтовщик, диагност, диагностик, малахитный, малохитовый, милосердный, милосердый, наперсток, наперсник, полонить, помышление, палисад.

Задание 15

Прочитайте, укажите архаизмы. Выпишите слова, которые вышли из употребления в силу своих словообразовательных особенностей. Какие синонимы вытеснили их из состава активной лексики?

1)В Новгородской земле больше, чем в других районах, распространение получили денежные оброки.

2)Схвачен был башкирец с возмутительными листами. (Пушк.)

3)Он будет город свой беречь, и заалев перед денницей, в руке простертой вспыхнет меч над затихающей столицей. (Блок)

4)В Москву переведен через мое содейство. (Грибоедов)

5)Ты сам увидел бы, что я лукавствую. (Пушк.)

6)Новгородские посадники были выходцами из немногих боярских семей.

7)Появились откуда-то мужики, знающие волшебство, - подмигивая странно, пересыпали в шапке бобы, присев, раскинув небольшой плат на земле – кому хочешь разводили бобы. (А.Толст.)

Задание 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: