§ 109. СЛОЖНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Напомним, что сказуемое как в двусоставном, так и в односоставном предложении может быть глагольным и именным. Каждый из этих типов сказуемого может быть, в свою очередь, простым и сложным. Простым глагольным сказуемым является сказуемое, выраженное глаголом в определенных формах времени и наклонения, а в инфинитивных предложениях соответственно глаголом в форме инфинитива: Я читаю книгу; Мне что-то сегодня не читается; Читать внятно.'
Простое именное сказуемое — это сказуемое, состоящее из связки быть (в соответствующих формах) и присвязочного компонента: Утро было пасмурным; Было пасмурно. Как теперь нетрудно понять, в предшествующих частях структура односоставных и двусоставных предложений рассматривалась на материале предложений с простым сказуемым.
Сложным является сказуемое с фазисным или (и) модальным компонентом: Я начал читать книгу; Утро завтра может быть пасмурным.
Следует хорошо понять, что различие простого и сложного сказуемого в значении, а не в количестве составляющих его компонентов. Простое сказуемое по значению всегда проще соответствующего сложного. Можно сказать, что сложное сказуемое — это простое + модальный или (и) фазисный компонент.
|
|
Фазисный или (и) модальный компонент может занимать:
— особое место в составе предложения, тогда полнозначный глагол или глагол-связка простого сказуемого ставится при данном компоненте в форму инфинитива: Я читаю (простое сказуемое).— Я начинаю читать; Я хочу читать
(сложное сказуемое); Я был инженером (простое сказуемое).— Я хочу быть инженером (сложное сказуемое);
— место связки (в именном сказуемом) или бытийного глагола: Я был инженером (простое сказуемое).—Я стал инженером (сложное сказуемое); Пасмурно (простое сказуемое).— Становится пасмурно (сложное сказуемое); В лесу есть грибы.— В лесу появились грибы.
Рассмотрим фазисные и модальные компоненты в сложном сказуемом.
Различаются два ряда фазисных глаголов:
1) глаголы ряда начать(ся), продолжать(ся), кончать(ся) и близкие к ним по значению;
2) глаголы ряда появляться (стать, становиться), исчезать (пропадать) и близкие к ним по значению.
Глаголы первого ряда показывают фазы действия, поэтому они в первую очередь включаются в состав глагольного сказуемого: Он учил уроки.— Он начал учить уроки.— Он продолжает учить уроки.— Он кончил учить уроки; Холодает.— Продолжает холодать; Темнеет.— Начало темнеть.
Глаголы второго ряда показывают фазы свойств предметов, поэтому они характерны прежде всего для именного сказуемого: Он седой.— Он становится седой; Он хороший мастер.— Он становится хорошим мастером; Было темно.—Становится темно. Также регулярны глаголы второго ряда в предложениях с бытийным глаголом: В реке была рыба.— В реке появилась рыба. — В реке исчезла рыба.
|
|
Модальные слова — это такие глаголы и краткие прилагательные, которые показывают необходимость, возможность, желательность чего-то: мочь, хотеть, желать, намереваться, должен, необходимо и под.: Я прочитал эту книгу. — Я хотел прочитать эту книгу. — Я должен прочитать эту книгу. — Я мог прочитать эту книгу; Я инженер.— Я намерен быть инженером.— Я хотел быть инженером; Он седой.— Он не хотел быть седым; Темнеет.— Скоро уже должно темнеть; Завтра не будет душно.— Завтра не должно быть душно.
Фазисные глаголы могут употребляться вместе с модальными. Тогда в форме определенного времени и наклонения употребляется модальный глагол, а все другие глаголы должны быть поставлены в форму инфинитива: Я учился.—Я хотел учиться; Я начал учиться. — Я хотел начать учиться.
Связка быть в именном сказуемом называется отвлеченной. Слова с фазисным и модальным значением в именном сказуемом называются полузнаменательными связками.
§110 ДВОЙНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Двойным называется такое сказуемое, которое можно разложить на два простых: глагольное и именное,
ср.: Он пришел вечером усталым = Он пришел вечером -f Он был усталым. В двойном сказуемом чаще всего употребляются глаголы со значением движения (прийти, вернуться и т. п.) или пребывания в определенном состоянии (жить и под.): Она вернулась с заседания взволнованной; Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный (П.); Ребенок рос здоровым.
Во многих пособиях по современному русскому языку глагол из двойного сказуемого изучается как особая — знаменательная — связка, которая рассматривается в системе с отвлеченной и полузнаменательной связками. Однако если считать, что связкой может быть знаменательный глагол, то дать непротиворечивое определение связки едва ли возможно.
Методическое примечание. В школьный учебник введены понятия подлежащего и сказуемого. Как и все другие синтаксические понятия в школьном учебнике, подлежащее и сказуемое определяются на смысловой основе, по вопросам: подлежащее отвечает на вопрос кто? или ч т о?, а сказуемое на вопрос что делает? Следует заметить, что определение подлежащего по вопросам полезно и достаточно надежно, поскольку кто? и что? вопрос И. падежа и учащиеся этими вопросами готовятся к тому, чтобы определить подлежащее на формальной основе — имя в И. падеже. Определение же сказуемого по вопросу не вполне надежно. По вопросу что делает? может определяться только глагольное сказуемое, к именному сказуемому этот вопрос поставить невозможно (Он инженер), очень неудобен этот вопрос для безличных предложений типа Его знобило, не вполне уместен этот вопрос к двусоставным глагольным предложениям типа Он болеет. Поэтому при использовании вопроса что делает? следует очень тщательно отбирать материал.