Знаки препинания обслуживают различные синтаксические структуры с различными синтаксическими формами. По отношению к определенной синтаксической структуре употребляемые при ее передаче на письме знаки препинания могут образовать особую систему, в которой каждый знак получает особую нагрузку: он отражает синтаксические и смысловые особенности данной структуры. Так, например, образуют систему из двух знаков точка и вопросительный знак для передачи невопросительности/ вопросительности: Он ушел.— Он ушел? Образуют особую систему, с одной стороны, точка и вопросительный знак и восклицательный знак, с другой стороны. Предложения с восклицательным знаком передают в отличие от предложений с точкой и вопросительным знаком эмоции. Важно заметить, что нельзя поставить одновременно точку и восклицательный знак: восклицательный знак сообщает одновременно и о том, что предложение невопросительное, и о том, что оно эмоциональное. Вопросительный же знак может стоять одновременно с восклицательным. Например:
|
|
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! (Гр.)
Как уже было показано, своя особая система знаков препинания существует для передачи на письме бессоюзных сложных предложений. В этой системе противопоставляются запятая как слабый знак активизации смысловых отношений и двоеточие или тире как сильные знаки активизации. В свою очередь, употребление двоеточия и тире регламентируется кругом смысловых отношений между предикативными конструкциями в бессоюзном сложном предложении.
Итак, чтобы овладеть пунктуацией, мало знать общие функции знаков препинания, надо знать, как эти функции преломляются в конкретных синтаксических структурах. Другими словами, не зная синтаксиса, нельзя научиться пунктуации.
ЛИТЕРАТУРА
Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Синтаксис. Пунктуация.— М., 1981.
Русская грамматика.— М., 1980.— Т. II.
Современный русский язык /Под ред. В. А. Белошапковой.— М., 1981.—
Раздел «Синтаксис». Языки народов СССР.—М.: Наука, 1966.—Т. I. Индоевропейские