Институт развития образования»

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования связано с изменениями в сфере образовательной политики и методологии развития образования, отражающими переход от парадигмы «знания, умения, навыки» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Еетеоретико-методологическая основа разработана в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. В работах этих ученых исследованы основные психологические закономерности развивающего образования, условия и механизмы процесса усвоения знаний, общей структуры учебной деятельности учащихся и формирования у них картины мира.

В соответствии с системно-деятельностным подходом специфические для каждого учебного предмета действия и операции уже в начальной школе должны быть дополнены метапредметными учебными умениями. Созданная на ос­нове этого подхода концепция развития универсальных учебных действий (УУД) позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

С позиций деятельностного подхода виды универсальных учебных действий соответствуют структурным компонентам учебной деятельности и подразделяются на: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Авторами пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Воладарская и др., 2011) дается краткая характеристика каждой группе УУД.

Так, личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:

1) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2)смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

3) нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

6) оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

7) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

В состав познавательных УУД входят:

1) Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область;

2) логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Четвертая группа УУД - коммуникативные действия. Ониобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4) управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Содержание и степень сформированности каждого универсального учебного действия определяется возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

Программа развития УУД для начального школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает целенаправленное планомерное формирование УУД как ключевое условие повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Программа развития УУД в начальной школе предусматривает следующие требования к педагогу:

- владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;

- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;

- способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая

1. выделение объективных условий правильного выполнения УУД,

2. планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности);

3. подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.

Программы развития УУД предусматривает также регулярный мониторинг уровня их сформированности у учащихся. Для его проведения могут быть использованы контрольно-измерительные материалы, представленные в учебно-методических комплектах, а также методики психологического исследования.

На наш взгляд, одним из простых и наиболее объективных (при соответствующей подготовке) методов оценки сформированности УУД является метод наблюдения.

Практика психолого-педагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.

Предлагаемая здесь методика основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).

Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной школы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден и введен в действие 01.01.10. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: