Классные чины работников органов прокуратуры

В ст. 41 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» сказано, что прокурорским работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями, стажем работы классные чины (воинские звания). Принятое 25 июня 1996 г. Положение о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь[201] устанавливает для прокурорских работников соответствующие воинским званиям следующие классные чины: младший юрист – младший лейтенант; юрист 3 класса – лейтенант; юрист 2 класса – старший лейтенант; юрист 1 класса – капитан; младший советник юстиции – майор; советник юстиции – подполковник; старший советник юстиции – полковник; государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор; государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант; государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник.

Классные чины присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы.

Присвоение классных чинов производится в порядке очередности и по истечении определенных сроков. Так, срок пребывания в классном чине младший юрист – 1 год; юрист 3 класса – 2 года; юрист 2 класса – 3 года; юрист 1 класса – 3 года; младший советник юстиции – 4 года; советник юстиции – 5 лет. Сроки пребывания в классных чинах старшего советника юстиции и выше не устанавливается.

Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом Республики Беларусь. Иные классные чины присваиваются Генеральным прокурором по представлению, вносимому прокурорами областей, города Минска и приравненных к ним прокурорами, заместителями Генерального прокурора Республики Беларусь.

Воинские звания прокурорам и следователям военных прокуратур присваиваются в соответствии с Положением о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил Республики Беларусь по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь.

При переходе на службу в прокуратуру лиц из органов военной юстиции, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь им может присваиваться классный чин, соответствующий имеющемуся у них воинскому (специальному) званию.

В отдельных случаях за примерное исполнение прокурорскими работниками служебного долга и достигнутые успехи в работе по укреплению законности Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет право: присваивать работникам очередные классные чины до истечения указанных в законодательстве сроков; при назначении на высшую должность присваивать классный чин без соблюдения очередности, но не более чем на два чина выше того, который имеет работник; присваивать классный чин выше положенного по занимаемой должности; вносить предложения Президенту Республики Беларусь о присвоении классного чина государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса.

Прокурорские работники, имеющие дисциплинарные взыскания, к присвоению классного чина не представляются до снятия взыскания.

Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. За нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника, он может быть понижен в классном чине. Лишение классного чина может иметь место только при увольнении работника из органов прокуратуры.

Понижение в классном чине и лишение классного чина государственных советников юстиции 1, 2, 3 класса производится указом Президента Республики Беларусь, в отношении других классных чинов – приказом Генерального прокурора Республики Беларусь.

Восстановление прокурорских работников в прежнем классном чине производится только в порядке аттестации по истечении не менее двух лет.

Прокурорским работникам, имеющим классные чины, устанавливаются соответствующие доплаты к должностным окладам. При исполнении служебных обязанностей они носят форменное обмундирование со знаками отличия.

Классные чины работники прокуратуры имели и в Союзе Советских Социалистических Республик. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г.[202], присваивались классные чины: Действительный государственный советник юстиции; Государственный советник юстиции 1, 2 и 3 классов; Старший советник юстиции; Советник юстиции; Младший советник юстиции, юрист 1, 2 и 3 классов; Младший юрист.

Классный чин Действительного государственного советника юстиции присваивался Президиумом Верховного Совета СССР Генеральному прокурору СССР.

§ 15. Поощрение и награждение прокурорских
работников

Работники органов прокуратуры в своей деятельности должны строго соблюдать законодательство, систематически повышать уровень своей квалификации, укреплять в государстве законность и правопорядок. Эти требования являются важнейшими условиями успешной деятельности органов прокуратуры.

Прокурорские работники поощряются и награждаются за образцовое выполнение служебных обязанностей, инициативу и иные заслуги по службе, содействующие успешному решению задач, стоящих перед органами прокуратуры.

Поощрение и награждение осуществляется в соответствии с принятым 25 июня 1996 г. Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь[203].

Мерами поощрения являются:

– благодарность;

– денежная премия

– подарок;

– ценный подарок;

– Грамота Генерального прокурора Республики Беларусь;

– досрочное присвоение классного чина;

– награждение нагрудным знаком «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь»;

– представление к награждению государственными наградами Республики Беларусь.

Благодарность объявляется прокурорам их руководителями всех уровней. Поощрение денежной премией, награждение подарком, ценным подарком, Грамотой Генерального прокурора Республики Беларусь, нагрудным значком «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь» производятся Генеральным прокурором Республики Беларусь; поощрение денежной премией, награждение подарком производятся также прокурорами областей, города Минска и иными приравненными к ним прокурорами.

За продолжительную и безупречную службу прокурорские работники могут быть награждены нагрудным знаком «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь» с одновременным вручением соответствующего удостоверения. Порядок представления к награждению нагрудным знаком «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь» определяется Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Представление к государственным наградам и почетным званиям осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусьна основании решения коллегии республиканской прокуратуры.

В случае признания необходимым применения к прокурорскому работнику мер поощрения, выходящих за пределы полномочий руководителя соответствующей прокуратуры, этот руководитель вносит представление вышестоящему прокурору.

Сведения о поощрениях и наградах вносятся в личное дело прокурорского работника и трудовую книжку. Не допускается поощрение или представление к награждению прокурорского работника при наличии у него дисциплинарного взыскания.

§ 16. Дисциплинарная ответственность прокурорских
работников

При исполнении служебных обязанностей прокурорские работники должны хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, добросовестно относиться к порученном уделу, проявлять инициативу, старание, настойчивость, добиваться устранения нарушений законов, защищать интересы личности, общества и государства. Они обязаны постоянно совершенствовать мастерство, дорожить честью прокурорского работника, беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

За нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника, прокурорский работник несет дисциплинарную ответственность в соответствии с принятым 25 июня 1996 г. Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь[204].

Дисциплинарными взыскания являются:

– замечание;

– выговор;

– строгий выговор;

– понижение в классном чине;

– лишение нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь»;

– объявление неполного служебного соответствия;

– понижение в должности;

– увольнение;

– увольнение с лишением классного чина.

Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет право налагать дисциплинарные взыскания за исключением: 1) увольнения и понижения в должности своих заместителей; 2) привлечения к иной дисциплинарной ответственности своих заместителей без согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; 3) понижения в классном чине и увольнения с лишением классного чина прокурорских работников, которым классные чины присвоены Президентом Республики Беларусь; 4) увольнения или понижения в должности в порядке дисциплинарного взыскания членов коллегии республиканской прокуратуры без согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры имеют право налагать на всех подчиненных им работников дисциплинарные взыскания, кроме понижения в классном чине, лишения нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь», увольнения с лишением классного чина. Они не вправе налагать дисциплинарные взыскания на своих заместителей, а также увольнять или понижать в должности членов коллегии, прокуроров районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуроров.

Прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора на подчиненных им работников, за исключением своих заместителей.

Перед наложением дисциплинарного взыскания от прокурорского работника в обязательном порядке должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ от дачи объяснения не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. При необходимости назначается служебное расследование.

Если степень тяжести проступка требует наложения на работника дисциплинарного взыскания, которое не имеет право применять данный прокурор, то он обращается с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня выявления проступка, не считая времени болезни прокурорского работника, нахождения его в отпуске, а также времени проведения служебного расследования. Дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее шести месяцев со дня совершения проступка или правонарушения.

Дисциплинарное взыскание прокурорскому работнику объявляется приказом, который сообщается ему под расписку в пятидневный срок и прилагается к его личному делу.

Вышестоящий прокурор имеет право отменить взыскание, усилить его или смягчить. Если в качестве меры дисциплинарного взыскания было применено понижение в должности или увольнение, то, признав такое взыскание незаконным, вышестоящий прокурор издает приказ о восстановлении прокурорского работника в прежней должности и выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула со дня увольнения или разницы в заработной плате за время работы на нижеоплачиваемой должности, но не более чем за два года.

Прокурорский работник считается не имевшим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня наложения взыскания он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Окончание годового срока не влечет за собой возврат нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь», восстановление в прежней должности или восстановление прежнего классного чина.

Дисциплинарное взыскание может быть снято приказом прокурора, наложившего его, или приказом вышестоящего прокурора и до истечения года, если работник положительно зарекомендовал себя по службе.

§ 17. История белорусского законодательства
о прокуратуре

В Беларуси до 1922 г. не было специального органа по надзору за точным и единообразным исполнением законов. До образования прокуратуры ее функции осуществляли различные органы государственной власти: Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), Совет Народных Комиссаров (СНК), Народный Комиссариат Юстиции (НКЮ), народные суды и др.

Вопрос об учреждении прокуратуры в Беларуси встал, когда создались условия для мирного хозяйственного строительства и осуществления новой экономической политики (НЭП).

Еще до принятия законодательства о прокуратуре в Беларуси начали учреждаться прокурорские должности. В аппарате Наркомата юстиции был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом (наркома юстиции) и товарищей прокурора. Такие же отделы были созданы и в уездах[205].

В дальнейшем существенное воздействие на становление и развитие прокуратуры в Беларуси оказало законодательство РСФСР, а затем СССР.

В конце 1921 г. по инициативе В. И. Ленина Наркомат юстиции РСФСР разработал проект Положения о прокурорском надзоре, который в мае 1922 г. был передан на рассмотрение ВЦИК. Этот проект обсуждался на III сессии ВЦИК, на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, в Политбюро. При обсуждении проекта возникли разногласия, суть которых касалась взаимоотношений прокуратуры с местными органами власти. Одни отстаивали идею создания единой, централизованной и независимой от местных органов власти прокуратуры. Другие высказывались против централизации прокуратуры, требовали подчинить местных прокуроров местным органам власти, иначе значимость Советов, как органов государственной власти, снизится. В результате обсуждения проекта Положения о прокурорском надзоре большинство высказалось против предоставления прокурору права опротестовывать постановления местных органов власти, т.е. против централизации прокуратуры. В связи с этим В. И. Ленин, который ввиду болезни не участвовал в работе сессии ВЦИК, продиктовал по телефону письмо (т. Сталину для членов Политбюро), которое опубликовано под названием «О «двойном» подчинении и законности»[206]. В этом письме В. И. Ленин настаивал на том, чтобы прокуратура была независима от местных органов власти, чтобы прокурор был правомочен опротестовать всякое незаконное решение и обладать исключительным правом передать дело в суд. Однако этот замысел В. И. Ленина не был осуществлен. При новом обсуждении в Политбюро проекта Положения слова «с правом передать дело на решение суда» были из него исключены[207]. Положение о прокурорском надзоре РСФСР утверждено 28 мая 1922 г.[208], согласно которому в составе Наркомата юстиции РСФСР образовался отдел прокуратуры для надзора за соблюдением законов. Во главе его в качестве Прокурора Республики стал Нарком юстиции РСФСР.

В Беларуси Положение о прокурорском надзоре было утверждено ЦИК 26 июня 1922 г.[209] Согласно этому Положению, прокуратура учреждалась в качестве отдела в составе Наркомата юстиции. Следовательно, одно и то же лицо одновременно было Прокурором Республики и Народным Комиссаром Юстиции. В подчинении Прокурора Республики состояли Помощники Прокурора, которые им же назначались, увольнялись и отстранялись от должности.

На прокуратуру возлагалось осуществлять общий надзор, возбуждать уголовное преследование, наблюдать за деятельностью органов дознания и следствия, утверждать обвинительные заключения, участвовать в судебных заседаниях, опротестовывать приговоры и определения судов. Эти функции Прокурор Республики осуществлял лично или через своих помощников, права и обязанности которых были регламентированы в Инструкции Наркомата юстиции от 4 августа 1922 г. «О правах и обязанностях Помощников Прокурора Республики»[210]. Помощники Прокурора обязаны были ежемесячно отчитываться перед Прокурором по следующим направлениям: 1) о своей деятельности; 2) о работе органов дознания и следствия; 3) о работе местных органов власти; 4) о делах по должностным преступлениям; 5) о состоянии мест лишения свободы.

5 июня 1925 г. был издан Циркуляр Народного Комиссариата Юстиции «О компетенции окружных прокуроров в области уголовного и гражданского процесса»[211]. В нем отмечалось, что в связи с проведением в БССР нового административно-территориального деления и образованием вместо уездов округов, имеющих более обширную территорию по сравнению с упраздненными уездами, функции у окружных прокуроров стали такими же, как у губернских прокуроров согласно Уголовно-процессуальному кодексу.

В функции Прокуратуры входило осуществлять надзор за точным исполнением трудового законодательства. В этих целях 21 февраля 1925 г. ЦИК и СНК БССР учредили в составе Наркомата Юстиции должность прокурора по трудовым делам. Он назначался Прокурором Республики по согласованию с Наркоматом труда и пользовался правами Прокурора при Наркомате юстиции. 15 июня 1925 г. Народный Комиссариат Юстиции и Прокурор Республики издали Положение о правах и обязанностях Прокурора по трудовым делам при НКЮ БССР[212]. В отношении трудовых дел ему принадлежало право возбуждать уголовные дела в связи с нарушением законов о труде, осуществлять надзор за дознанием и следствием по трудовым делам, участвовать в судебных заседаниях, опротестовывать приговоры и определения и т.д. Прокурор по трудовым делам руководил деятельностью окружных прокуроров и Инспекций труда в отношении трудовых дел путем дачи указаний и разъяснений, которые должны были утверждаться Прокурором Республики и издаваться от его имени.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР»[213] положило начало развитию общесоюзного законодательства о прокурорском надзоре. В этом постановлении говорилось, что Прокуратура СССР учреждается «в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности по Союзу ССР от покушений со стороны противообщественных элементов». Положение о Прокуратуре Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г.[214] Оно положило начало централизации и самостоятельности прокуратуры. В п.11 этого Положения говорилось, что прокуроры союзных республик назначаются и отзываются Прокурором СССР по согласованию с центральными комитетами союзных республик.

Однако в БССР, как и в других союзных республиках, прокуратура по прежнему находилась в составе Наркомата юстиции. И только когда был образован Наркомат юстиции СССР, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата юстиции Союза ССР»[215], прокуратура БССР была выведена из состава Наркомата юстиции БССР и стала полностью подчиняться Прокурору СССР. К слову сказать, это Постановление установило, что уголовное и гражданское законодательство, а также законы о судоустройстве и судопроизводстве должны быть едиными для всего Союза ССР.

СНК СССР вынес 5 ноября 1936 г. постановление «О структуре Прокуратуры Союза ССР»[216], которым утвердил следующую структуру центрального аппарата Прокуратуры СССР: главная военная прокуратура; главная прокуратура железнодорожного транспорта; главная прокуратура водного транспорта; отдел общего надзора; уголовно-следственный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат. При Прокуратуре СССР состояли прокуроры для особых поручений, следователи по важнейшим делам, инспектора и контролеры. В п.3 этого постановления отмечалось: «Предложить Прокурору Союза ССР применительно к установленной... структуре центрального аппарата установить структуру Прокуратур союзных и автономных республик, краев и областей».

В последующем в БССР не принимались законы, регламентирующие деятельность прокуратуры, потому что это было отнесено к компетенции Союза ССР.

В 40-е годы высшими органами государственной власти СССР было принято ряд нормативно-правовых актов, направленных на упрочение значимости прокуратуры в государстве. Так, 16 сентября 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры»[217], а Совет Народных Комиссаров СССР постановление «О введении форменной одежды для прокурорско-следственных работников органов Прокуратуры СССР»[218]. Законом СССР от 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР постановил присвоить Прокурору СССР наименование Генерального Прокурора СССР[219].

После XX съезда КПСС был взят курс на преобразование системы прокурорского надзора. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР[220]. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы государственной безопасности, находились под наблюдением прокуратуры: в составе Прокуратуры СССР действовал специальный отдел по надзору за следствием в органах государственной безопасности.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре[221].

В Конституции СССР 1977 г.[222] прокуратуре посвящена глава 21, где прокурорский надзор характеризуется как высший надзор за законностью. 30 ноября 1977 г. Верховный Совет СССР принял Закон о прокуратуре СССР[223]. Этот закон включал следующие разделы: 1) общие положения; 2) система органов прокуратуры и их организация; 3) прокурорский надзор; 4) иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.

Система органов прокуратуры состояла из Прокуратуры СССР, прокуратур союзных, автономных республик, автономных областей и округов, районных, городских прокуратур. В 1989 г. была установлена новая структура Прокуратуры СССР[224]: одно Главное управление по надзору за следствием и дознанием и 14 управлений. Кроме того, в составе Прокуратуры СССР было создано несколько отделов: по надзору за рассмотрением гражданских дел в судах, по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях, систематизации и пропаганде советского законодательства и Главная военная прокуратура[225].

Работникам органов прокуратуры присваивались классные чины в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1980 г.[226]

После образования Республики Беларусь как суверенного государства, законодательство СССР о прокуратуре действовало на территории Беларуси лишь в той части, в которой оно не противоречило ее законодательству, а 29 января 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь»[227], который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.


Глава 18. АДВОКАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: