Временные (разовые) третейские суды

Третейский суд может быть образован для рассмотрения одного конкретного юридического конфликта. Как только дело рассмотрено, этот суд прекращает свое существование. Наличие такого рода судов предусмотрено действующим законодательством. В ст. 39 ГПК сказано: “В случаях, предусмотренных актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь, спор, возникший из гражданских правоотношений, по согласованию сторон может быть переведен на разрешение третейского суда”.

Третейское разбирательство гражданско-правовых споров регулируется Положением о третейском суде, утвержденном в виде приложения № 3 к Гражданскому процессуальному кодексу (ГПК). Граждане, а также граждане и юридические лица могут передать любой возникший между ними гражданско-правовой спор на рассмотрение третейского суда. Иные споры, в том числе, вытекающие из трудовых и семейных отношений, не могут быть предметом рассмотрения третейского суда.

Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда оформляется в виде письменного договора – третейской записи, в которой указываются наименование и место жительства сторон, предмет спора, наименование избранных судей, срок разрешения спора, а также время и место составления договора. Такое соглашение лишает истца права на предъявление иска в суд, входящий в судебную систему государства, или для рассмотрения того же дела в ином третейском суде.

Третейский суд образуется по усмотрению сторон в составе одного судьи либо в составе нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию судей. В качестве третейского судьи может быть избран любой совершеннолетний дееспособный гражданин. Судьями третейского суда не могут быть: 1) лица, не достигшие совершеннолетия; 2) лица, состоящие под опекой или попечительством; 3) лица, лишенные по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью в течение срока, указанного в приговоре; 4) лица, привлеченные к уголовной ответственности. Замена судей до окончания рассмотрения дела не допускается. Сторона вправе отказаться от договора, если докажет, что кто-либо из судей заинтересован в исходе дела и что об этом обстоятельстве ей не было известно при заключении договора. В случае смерти, отъезда или тяжелой болезни одного из судей от соглашения сторон зависит, предоставить разрешение спора наличному составу судей или избрать нового судью по назначению той стороны, которая избрала выбывшего судью, о чем делается надпись на самой третейской записи, подписываемой всеми остальными судьями и сторонами.

Третейское разбирательство бесплатное. Стороны несут расходы по ведению дела только в случае необходимости производства экспертизы, оплаты проезда свидетелей и т.п.

Третейский суд не связан правилами судопроизводства, изложенными в ГПК. Однако он не может решить дело, не выслушав объяснения стороны, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений.

Решение третейского суда выносится большинством голосов, излагается письменно и подписывается всеми судьями. Отказ кого-либо из судей от подписи и особое мнение отмечаются в самом решении.

Решение объявляется сторонам в заседании суда, причем они расписываются на самом решении.

После окончания третейского разбирательства все делопроизводство третейского суда должно передаваться на хранение в районный (городской) суд, на территории которого происходил третейский суд. Если должник не исполняет добровольно решение третейского суда, то взыскатель может обратиться в этот районный (городской) суд с просьбой о выдаче исполнительного листа. В таком случае исполнение решения третейского суда может осуществиться в принудительном порядке.

Следует отметить, что хотя третейский суд действует в добровольном порядке, разбирательство гражданско-правовых споров этим судом не получило распространения.

Третейским судом могут рассматриваться также хозяйственные (экономические) споры. Согласно ст. 28 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, по письменному соглашению сторон спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда[277].

Кроме того, для рассмотрения конкретного спора, возникающего между субъектами права при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, он может передаваться по соглашению сторон на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда в соответствии с принятым 9 июля 1999 г. Законом Республики Беларусь “О международном арбитражном (третейском) суд” [278].

§ 3. Международный арбитражный суд
при Белорусской торгово-промышленной палате

К постоянно действующим третейским судам в Республике Беларусь относится Международный арбитражный судпри Белорусской торгово-промышленной палате. Он был образован на основе постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. «О Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате» [279]. Его деятельность регулировалась нормами международного права, а также Регламентом Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате, утвержденным 27 октября 1998 г. Президиумом Белорусской торгово-промышленной палаты. 9 июля 1999 г. был принят Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» [280], нормы которого распространяются и на временные (разовые) международные арбитражные (третейские) суды, и на Международный арбитражный судпри Белорусской торгово-промышленной палате.

Согласно действующему Регламенту Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате, утвержденному постановлением Президиума Белорусской торгово-промышленной палаты от 6 июня 2000 г., Международный арбитражный суд рассматривает:

1) споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь;

2) споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Республики Беларусь; споры между участниками упомянутых юридических лиц, споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;

3) споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами Беларуси;

4) иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение Международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

Международный арбитражный суд рассматривает также споры, относящиеся к его юрисдикции в силу закона или международного договора Республики Беларусь.

Международный арбитражный суд состоит из: 1) президиума; 2) арбитров. Структурным подразделением Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате является Морская арбитражная комиссия, предназначенная для рассмотрения споров, связанных с морскими перевозками.

Президиум Международного арбитражного суда состоит из Председателя, его заместителей и членов, назначаемых из числа арбитров. Председатель Международного арбитражного суда и его заместители являются также Председателем и заместителями Председателя Президиума. Председатель Международного арбитражного суда назначается Президиумом Белорусской Торгово-промышленной палаты по представлению ее Президента. Заместители Председателя, а также члены Президиума Международного арбитражного суда назначаются Президиумом Палаты по представлению Председателя суда. Председатель Международного арбитражного суда, его заместители и члены Президиума Международного арбитража назначаются сроком на 5 лет.

Президиум Международного арбитражного суда правомочен принимать решения, если в заседании приняли участие не менее трех его членов. Решение Президиума считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих.

Председатель Международного арбитражного суда и его Президиум имеют право принимать все решения и совершать все действия, которые необходимы для достижения целей Международного арбитражного суда. Заместители Председателя осуществляют те его функции, которые он им делегировал.

Арбитром (третейским судьей) может быть любое лицо, имеющее достаточную профессиональную подготовку и необходимые личные качества. Кандидат в арбитры подает письменное заявление, которым принимает на себя обязанность исполнять функции арбитра в строгом соответствии с Регламентом.

По представлению Председателя Международного арбитражного суда президент Белорусской Торгово-промышленной палаты утверждает Рекомендательный список арбитров этого суда. В список вносятся: фамилия, имя и отчество арбитра, его профессия, ученая степень и звание, иные звания, специализация, гражданство, если он не является гражданином Республики Беларусь.

Для разрешения конкретных споров истцы и ответчики выбирают арбитров из списка по своему усмотрению. Им принадлежит право избирать третейскими судьями лиц, в списке не названных.

Избрание арбитром иностранного гражданина считается состоявшимся, если избравшая его сторона в десятидневный срок с момента избрания уплатит аванс на расходы и иные издержки, связанные с участием такого арбитра в рассмотрении дела.

Два избранных сторонами арбитра в течение 10 дней выбирают основного и запасного арбитра-председателя. Состав суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев после поступления в суд необходимых документов.

Спор разрешается в составе одного или трех арбитров. Количественный состав суда определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения включает трех арбитров. Арбитром-председателем может быть лишь лицо, внесенное в Рекомендательный список арбитров.

Если стороны договорились о разрешении спора единоличным арбитром, они называют избранных ими по взаимному согласию конкретных лиц в качестве основного и запасного арбитров. При рассмотрении дела арбитры независимы от избравших их сторон.

Состав суда должен на любой стадии производства принимать меры к мирному урегулированию спора в целом или в части. Разбирательство дела производится в устной форме. В ходе производства по делу любая сторона имеет право письменным заявлением изменить или дополнить свои исковые требования. Международный арбитражный суд не связан нормами процессуального законодательства Республики Беларусь. Судебное разбирательство ведется в таком порядке, который состав суда признает необходимым, если стороны не договорились об ином порядке. При этом суд обязан учитывать мнения сторон и нормы Регламента.

Разбирательство дела ведется конфиденциально, если состав суда по просьбе или с согласия сторон не принял решения рассмотреть его в открытом разбирательстве. Члены Президиума Международного арбитражного суда, другие его постоянные сотрудники и запасные арбитры могут присутствовать на закрытом разбирательстве. Суд может допустить на закрытое заседание также доверенных лиц истца и ответчика (не более двух с каждой стороны). Участники закрытых заседаний обязаны хранить в тайне всю полученную по делу информацию.

Производство по делу считается возбужденным в Международном арбитражном суде с момента поступления оформленного и оплаченного искового заявления. Разбирательством дела руководит единоличный арбитр или председатель коллегиального состава третейского суда. Каждая из сторон может просить о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ход разбирательства отражается в протоколе судебного заседания, который ведет секретарь-протоколист. Стороны имеют право получить удостоверенную копию протокола.

После окончания судебного разбирательства суд выносит решение, которое может быть обжаловано в порядке ст. 43 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» от 9 июля 1999 г. [281]. В ходе судебного разбирательства может быть достигнуто мировое соглашение, которое составляется в письменной форме и подписывается сторонами и арбитром (или коллегиальным составом арбитров).


Глава 21. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Выяснению природы суда как органа, предназначенного для окончательного разрешения юридических конфликтов, будет способствовать рассмотрение вопросов, связанных с порядком организации и деятельности не входящего в судебную систему Республики Беларусь, Экономического Суда Содружества Независимых Государств, местопребыванием которого является г. Минск.

Основными документами, определяющими статус Экономического Суда СНГ, является Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. и утвержденное Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, а также Регламент Экономического Суда Содружества Независимых Государств, который утвержден Постановлением Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 г.[282]

Экономический Суд СНГ занимает важное место в системе уставных органов СНГ. Он создан и действует для обеспечения единообразия применения договоров, соглашений государств-участников Содружества и основанных на них экономических обязательствах, а также в целях устранения правовых пробелов в законодательстве государств-участников Содружества посредством создания судебных прецедентов[283].

Экономический Суд СНГ предназначен для рассмотрения экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества, а также рассмотрения дел о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества. Кроме рассмотрения такого рода экономических споров, он разрешает споры, отнесенные к его ведению соглашениями между государствами-участниками СНГ, не являющимися участниками соглашения о статусе Экономического Суда; государствами, одно из которых является участником Соглашения о статусе Экономического Суда, а другое не является участником СНГ; государствами, не являющимися участниками СНГ; органами и институтами СНГ; органом и институтом СНГ, с одной стороны, и государством-участником, не являющимся участником Соглашения о статусе Экономического Суда, с другой; органом и институтом СНГ, с одной стороны, и государством, не являющимся участником СНГ, с другой; хозяйствующими субъектами одного транснационального объединения государств-участников СНГ.

Экономический Суд осуществляет толкование международных договоров государств-участников СНГ, а также актов СНГ; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих международным договорам государств-участников СНГ, а также актам СНГ.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов СНГ, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлению заинтересованных государств, в лице их полномочных органов, институтов Содружества. Экономический Суд не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.

По результатам рассмотрения спора Экономический Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений и других актов СНГ (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуются принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Судьи избираются в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений. Председатель Суда и его заместители избираются судьями этого Суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств СНГ сроком на 5 лет. Каждый судья обязан при вступлении в должность принять присягу, текст которой определен в Регламенте Экономического Суда СНГ.

Председатель Экономического Суда, его заместители и судьи не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершения преступления, болезни. На них по истечении полномочий, при уходе в отставку, в том числе по болезни, распространяются гарантии, предусмотренные законодательством государств-участников для судей в этих государствах.

Судьи Экономического Суда независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания. Они не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда.

Судьи Экономического Суда не могут представлять интересы каких бы то ни было государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также территорий, наций, народностей, социальных, религиозных групп и отдельных лиц. Они не вправе заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной и педагогической.

Экономический Суд СНГ как судебный орган действует в составе:

1) коллегий Экономического Суда;

2) полного состава Экономического Суда;

3) Пленума Экономического Суда.

Коллегии Экономического суда создаются полным составом Экономического Суда из числа судей Экономического Суда в количестве трех или пяти судей сроком на один год. Деятельностью коллегии руководит председательствующий, избираемый полным составом Экономического Суда. Коллегия правомочна принимать решения в случаях, если в ее составе не менее трех судей.

Коллегии Экономического Суда рассматривают дела и разрешают споры на основе норм материального права, применяя международные договоры государств-участников спора; акты СНГ; взаимоприменяемые нормы актов бывшего Союза ССР; национальное законодательство государств-участников спора; международные конвенции как общие, так и специальные, устанавливающие правила, признанные спорящими сторонами; общепризнанные принципы международного права, международные обычаи как доказательство всеобщей практики, признанные в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные в государствах-участниках СНГ; постановления Пленума Экономического Суда и иные решения Экономического Суда, носящие прецедентный характер; постановления Пленума Экономического Суда и иные решения Экономического Суда, обладающие преюдициальной силой в отношении конкретного дела. В ст. 30 Регламента Экономического Суда СНГ сказано, что вопросы, не урегулированные Регламентом, разрешаются по справедливости и доброй совести при условиях равного отношения к спорящим сторонам и предоставления каждой стороне возможности надлежащей защиты своих интересов.

Коллегия Экономического Суда вправе в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и на любой стадии судебного процесса обращаться устно и письменно к специалистам за консультациями, знакомиться с хозяйственной, правоприменительной и иной практикой. Коллегия может потребовать от спорящих сторон предоставления в обоснование своих доводов дополнительных документов или объяснений; запросить необходимые материалы от органов и институтов СНГ, а также иных юридических и физических лиц; при достижении сторонами мирового соглашения, надлежаще оформленного, утвердить его и прекратить дело производством; поручить проведение расследования Генеральному советнику Экономического Суда, экспертизы – по конкретному делу, организации, а также органу или институту СНГ по своему усмотрению. Требования Экономического Суда, предъявляемые в пределах его компетенции, являются обязательными для лиц, к которым они относятся.

При рассмотрении дела в судебном заседании ведется протокол, который составляется секретарем судебного заседания.

С разрешением председательствующего коллегии в зале судебного заседания может проводиться фото-, видео- и киносъемка, ход судебного процесса может транслироваться по радио и телевидению.

По результатам рассмотрения дела коллегия выносит решение, которое подлежит обязательному исполнению.

Согласно ст. 107 Регламента Экономического Суда СНГ, в случае неисполнения государством-участником СНГ либо органом или институтом СНГ решения коллегии Экономического Суда, заинтересованная сторона вправе обратиться в Совет глав государств-участников СНГ в соответствии со ст. ст. 10 и 17 Устава СНГ с целью принятия мер, способствующих исполнению решений коллегии Экономического Суда.

Стороны или третьи лица, не согласные с решением коллегии Экономического Суда, вправе обжаловать его в Пленум Экономического Суда.

Полный состав Экономического Суда состоит из всех судей Экономического Суда. Он правомочен принимать решения в случае, если на его заседании присутствуют более половины избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей. В его компетенцию входит рассматривать запросы о толковании актов СНГ. Придя к выводу о подсудности запроса о толковании, полный состав Экономического Суда определяет вопросы, необходимые для изучения при подготовке дела; решает вопрос о назначении экспертизы; привлекает специалистов; устанавливает сроки для предварительной подготовки дела к рассмотрению, которые не должны превышать более двух месяцев; решает вопрос о направлении в соответствующие органы и институты государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда сообщения о рассмотрении Экономическим Судом поступившего запроса о толковании с просьбой изложить свою позицию по рассматриваемому вопросу; решает вопрос об объединении в одном деле запросов нескольких заявителей или нескольких дел о толковании одного и того же международного договора (соглашения) СНГ либо одно и того же акта СНГ.

Решение полного состава Экономического Суда о толковании является обязательным и обжалованию не подлежит.

Пленум Экономического Суда является высшим коллегиальным органом. Он состоит из Председателя Экономического Суда, его заместителей и судей этого Суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Пленум Экономического Суда СНГ рассматривает жалобы на решения Экономического Суда в порядке, установленном Регламентом; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов СНГ и его институтов при разрешении экономических споров; разрабатывает и выносит на рассмотрение государств-участников, институтов СНГ предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников. Пленум проводит свои заседания не реже одного раза в квартал. Решения Пленума принимаются большинством голосов участников Пленума, являются окончательными, принимаются в форме постановления и подписывается Председателем Экономического Суда и Секретарем Пленума Экономического Суда.

Пленум Экономического Суда, рассматривающий дело по жалобе на решение коллегии Экономического Суда, вправе: оставить решение коллегии без изменения, а жалобу без удовлетворения; отменить решение коллегии полностью или частично и передать дело на новое рассмотрение; отменить решение коллегии и принять новое решение по делу.

Постановление Пленума Экономического Суда вступает в силу немедленно после его принятия и обжалованию не подлежит.

Важную роль в деятельности Экономического Суда СНГ выполняет его аппарат. Он призван обеспечивать нормальное функционирование Суда. Председатель Экономического Суда организует работу аппарата Суда, утверждает структуру и штаты, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, определяет условия оплаты их труда, осуществляет другие полномочия в пределах своей компетенции. Численность аппарата Экономического Суда, размер ассигнований на его содержание и условия оплаты труда судей определяются Советом глав государств СНГ.

Хотя с момента образования Экономического Суда СНГ прошел незначительный отрезок времени, тем не менее накоплен определенный опыт рассмотрения дел, отнесенных к его компетенции. Одновременно его деятельность выявила не мало пробелов в правовом регулировании отношений в рамках Содружества Независимых Государств, снижающих эффективность функционирования системы его органов и в конечном счете – достижение целей интеграции, определенных Уставом Содружества Независимых Государств [284]. Возможности Экономического Суда СНГ огромны не только в направлении расширении круга субъектов, которые могут обращаться в Суд за разрешением споров, но и разнообразием дел, которые Суд может рассматривать.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................................................................................... 3

Глава 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА “СУДОУСТРОЙСТВО”...................................... 4

§ 1. Правоохранительная функция государства.............................................................................................................................. 4

§ 2. Предмет и система курса “Судоустройство”.............................................................................................................................. 5

§ 3. Соотношение курса “Судоустройство” с другими юридическими учебными дисциплинами.......................................... 6

Глава 2. ИСТОЧНИКИ КУРСА «СУДОУСТРОЙСТВО»......................................................................................................... 8

Глава 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА.................................................... 17

Глава 4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ..................................................................................................................................................... 20

§ 1. Судебная власть как вид государственной власти................................................................................................................. 20

§ 2. Понятие судебной власти........................................................................................................................................................... 22

§ 3. Легитимность судебной власти................................................................................................................................................. 22

Глава 5. ПРАВОСУДИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ.......................................................................................................................... 25

§ 1. Понятие и виды правосудия....................................................................................................................................................... 25

§ 2. Понятие и система принципов правосудия............................................................................................................................ 27

§ 3. Принцип осуществления правосудия только судом.............................................................................................................. 29

§ 4. Принцип независимости судей при осуществлении правосудия........................................................................................ 30

§ 5. Принцип равенства участников судебного процесса перед законом и судом.................................................................. 30

§ 6. Принцип публичности правосудия........................................................................................................................................... 31

§ 7. Принцип состязательности при осуществлении правосудия............................................................................................... 32

§ 8. Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту при осуществлении правосудия................................................ 33

§ 9. Принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия 34

§ 10. Принцип использования государственного языка при осуществлении правосудия.................................................... 34

§ 11. Принцип гласности правосудия.............................................................................................................................................. 35

§ 12. Принцип участия в осуществлении правосудия народных заседателей или присяжных заседателей...................... 36

§ 13. Принцип коллегиальности правосудия................................................................................................................................. 38

Глава 6. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА................................................................................................................................................. 39

§ 1. Понятие судебной системы........................................................................................................................................................ 39

§ 2. Судебные инстанции................................................................................................................................................................... 40

Глава 7. РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД............................................................................................................................... 45

§ 1. Районный (городской) суд – основное звено системы судов общей юрисдикции........................................................... 45

§ 2. Состав районного (городского) суда....................................................................................................................................... 45

§ 3. Компетенция районного (городского) суда........................................................................................................................... 46

§ 4. Председатель районного (городского) суда............................................................................................................................ 46

§ 5. Аппарат районного (городского) суда.................................................................................................................................... 48

Глава 8. ОБЛАСТНОЙ (МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ) СУД...................................................................................................... 51

§ 1. Место областного (Минского городского) суда в судебной системе................................................................................ 51

§ 2. Состав областного (Минского городского) суда................................................................................................................... 52

§ 3. Судебные коллегии областного (Минского городского) суда............................................................................................ 52

§ 4. Президиум областного (Минского городского) суда............................................................................................................ 54

§ 5. Председатель областного (Минского городского) суда....................................................................................................... 55

§ 6. Аппарат областного (Минского городского) суда................................................................................................................ 55

Глава 9. ВОЕННЫЕ СУДЫ........................................................................................................................................................... 58

Глава 10. ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ................................................................................................... 61

§ 1. Место Верховного Суда Республики Беларусь в судебной системе................................................................................... 61

§ 2. Состав и структура Верховного Суда....................................................................................................................................... 61

§ 3. Судебные коллегии Верховного Суда...................................................................................................................................... 62

§ 4. Президиум Верховного Суда..................................................................................................................................................... 64

§ 5. Пленум Верховного Суда........................................................................................................................................................... 65

§ 6. Председатель Верховного Суда................................................................................................................................................. 66

§ 7. Научно-консультативный совет при Верховном Суде......................................................................................................... 67

§ 8. Аппарат Верховного Суда......................................................................................................................................................... 68

Глава 11. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ......................................................................................................................................... 73

§ 1. История создания хозяйственных судов в Республике Беларусь....................................................................................... 73

§ 2. Система и полномочия хозяйственных судов....................................................................................................................... 75

Глава 12. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ............................................................................... 81

ГЛАВА 13. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ.................................................................................................................................... 84

§ 1. Понятие правового статуса судей............................................................................................................................................ 84

§ 2. Формирование судейского корпуса......................................................................................................................................... 84

§ 3. Несменяемость судей.................................................................................................................................................................. 86

§ 4. Неприкосновенность судей....................................................................................................................................................... 88

§ 5. Профессиональная этика судьи................................................................................................................................................ 89

§ 6. Материальное и социальное обеспечение судей................................................................................................................... 90

§ 7. Квалификационная аттестация и квалификационные классы судей............................................................................... 90

§ 8. Дисциплинарная ответственность судей................................................................................................................................ 91

Глава 14. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ............................................................... 95

§ 1. Понятие организационного обеспечения деятельности судов.......................................................................................... 95

§ 2. Роль Министерства юстиции и его органов в осуществлении организационного обеспечения деятельности судов 96

§ 3. Председатель суда........................................................................................................................................................................ 99

§ 4. Аппарат суда.............................................................................................................................................................................. 101

§ 5. Система органов самоуправления судей.............................................................................................................................. 102

§ 6. Съезд судей Республики Беларусь........................................................................................................................................... 103

§ 7. Республиканский совет судей................................................................................................................................................. 104

§ 8. Конференции и собрания судей............................................................................................................................................... 105

§ 9. Квалификационные коллегии судей...................................................................................................................................... 105

Глава 15. ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СУДОУСТРОЙСТВЕ....................................... 107

ГЛАВА 16. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ.................................................................... 113

§ 1. Понятие, задачи и формы предварительного расследования преступлений.................................................................. 113

§ 2. Органы предварительного следствия, их задачи и компетенция...................................................................................... 114

§ 3. Органы дознания, их задачи и компетенция........................................................................................................................ 117

§ 4. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их задачи и компетенция..................................... 121

§ 5. История белорусского законодательства об органах предварительного расследования преступлений.................. 122

Глава 17. ПРОКУРАТУРА........................................................................................................................................................... 130

§ 1. Понятие и задачи прокуратуры................................................................................................................................................. 130

§ 2. Отрасли прокурорского надзора.............................................................................................................................................. 131

§ 3. Общий надзор прокурора........................................................................................................................................................... 131

§ 4. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие..................................................................................................................................................... 133

§ 5. Прокурорский надзор за соответствием закону судебных решений................................................................................. 134

§ 6. Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.................................................................... 136

§ 7. Система органов прокуратуры................................................................................................................................................. 137

§ 8. Прокуратура района (города)................................................................................................................................................... 138

§ 9. Областная (Минская городская) прокуратура...................................................................................................................... 138

§ 10. Прокуратура Республики Беларусь........................................................................................................................................ 139

§ 11. Специализированная прокуратура....................................................................................................................................... 139

§ 12. Коллегия прокуратуры............................................................................................................................................................. 141

§ 13. Порядок назначения прокуроров на должности, продвижение по службе, освобождение от должности................ 141

§ 14. Классные чины работников органов прокуратуры............................................................................................................. 143

§ 15. Поощрение и награждение прокурорских работников..................................................................................................... 144

§ 16. Дисциплинарная ответственность прокурорских работников........................................................................................ 144

§ 17. История белорусского законодательства о прокуратуре.................................................................................................. 146

Глава 18. АДВОКАТУРА.............................................................................................................................................................. 149

§ 1. Понятие и задачи адвокатуры................................................................................................................................................. 149

§ 2. Правовой статус адвоката....................................................................................................................................................... 150

§ 3. Организация адвокатуры......................................................................................................................................................... 154

§ 4. Республиканская коллегия адвокатов................................................................................................................................... 155

§ 5. Областная (Минская городская) коллегия адвокатов....................................................................................................... 157

§ 6. Специализированная коллегия адвокатов Республики Беларусь «Белинюрколлегия»................................................ 159

§ 7. Юридические консультации.................................................................................................................................................... 161

§ 8. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами................................................................................................... 163

§ 9. Правила профессиональной этики адвоката....................................................................................................................... 165

§ 10. Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов............................................................................................ 167

§ 11. Труд адвоката, его регулирование и оплата........................................................................................................................ 168

§ 12. История белорусского законодательства об адвокатуре.................................................................................................. 169

Глава 19. ТОВАРИЩЕСКИЕ СУДЫ......................................................................................................................................... 174

Глава 20. Третейские суды................................................................................................................................................. 177

§ 1. Значение третейских судов в разрешении гражданско-правовых споров...................................................................... 177

§ 2. Временные (разовые) третейские суды................................................................................................................................... 177

§ 3. Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате................................................. 178

Глава 21. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ......................................... 181



[1] Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Социалистической Советской Республики Белоруссии. 1922. № 3. Ст. 51.

[2] Советская прокуратура: Сборник документов. М., 1981. С. 105.

[3] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е. М., 1986. Т. 11. С. 549–554.

[4] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 11. Ст. 120.

[5] Юстыцыя Беларусi. 1998. № 2. С. 26.

[6] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 11. Ст. 120.

[7] Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 22. Ст. 302.

[8] Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Совета Министров Белорусской ССР. 1981. № 33. Ст. 671.

[9] Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 23. Ст. 441.

[10] Бибило В. Н. Правовой статус суда // Судебно-правовая реформа: концепция и пути ее реализации в Республике Беларусь: Материалы республиканской науч.-практ. конференции (26-28 февраля 1992 г.). Минск, 1992. С.140.

[11] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 10. Ст. 95.

[12] Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843.

[13] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 24. Ст. 443.

[14] Басков В. И. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. М., 1996. С. 49-70.

[15] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 20. Ст. 242.

[16] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. Рег. номер 1.

[17] Збор дэкрэтаў, указаў Презiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь. 1997. № 14. Арт. 485.

[18] Мартинович И. И. Некоторые аспекты развития адвокатуры в Республике Беларусь // Юстыцыя Беларусi. 1998. № 2. С. 48; Мартинович И. Адвокатура и правосудие // Судовы веснiк. 1999. № 1. С. 59.

[19] Судовы веснiк. 1997. № 3. С. 72.

[20] Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь. 1999. № 1. Арт. 26.

[21] Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 34. Ст. 835.

[22] Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь / Министерство юстиции Республики Беларусь. Минск, 1998.

[23] Рэспублiка. 1999. 8 снежня. С. 7.

[24] Судовы веснiк 1992. № 3. С. 67-68.

[25] Первый Съезд судей Республики Беларусь: Документы и материалы. Минск, 1998. С. 153-158.

[26] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16. Ст. 270.

[27] Первый съезд судей Республики Беларусь: Документы и материалы. Минск, 1998. С. 162.

[28] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16. Ст. 272.

[29] Бибило В. Правотворчество судей при осуществлении правосудия // Судовы веснiк. 1997. № 3. С. 52–53.

[30] Савюк Л. К. Правовая статистика. М., 1999. С. 87.

[31] Бибило В. Н. Судебное усмотрение // Веснiк Беларускага дзяржаўнага унiверсiтэта. Сер. 3. 1994. № 1. С. 54–56.

[32] Судовы веснiк. 1997. № 3. С. 44–46.

[33] Пичета В. И. Введение в русскую историю (источники и историография). М., 1922. С. 61.

[34] Права человека: Сборник международно-правовых документов. Минск, 1999.

[35] Платон. Законы. М., 1999. С. 71–459.

[36] Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 559.

[37] Статут Вялiкага княства Лiтоўскага 1588: Тэксты. Даведнiк. Каментарыi. Мiнск, 1989.

[38] Локк Д. Избранные философские произведения: В двух томах. М., 1960. Т. II. С. 62, 65–66, 83–86.

[39] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 291–296.

[40] Конституции буржуазных государств: Учебное пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 1982. С. 19–43.

[41] История Советской Конституции. 1917–1956 гг. М., 1957. С. 187–190.

[42] Конституция Республики Беларусь. Минск, 1994.

[43] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. Рег. номер 1.

[44] Вебер М. Избранные произведения М., 1990. С. 637.

[45] Вебер М. Избранные произведения М., 1990. С. 637.

[46] Бибило В. Н. Легитимность государственной власти в условиях правозаконности // Право и демократия: Сб. науч. трудов. Минск, 1998. Вып. 9. С. 28–38.

[47] Бибило В. Н. Конституционные принципы правосудия и их реализация в стадии исполнения приговора. Минск, 1986. С. 5–7.

[48] Демократические основы советского социалистического правосудия / Под ред. М. С. Строговича. М., 1965; Конституционные основы правосудия / Под ред. В. М. Савицкого. М., 1981; Уголовный процесс БССР / Под ред. С. П. Бекешко, Е. А. Матвиенко. Минск, 1979. С. 56.

[49] Мартинович И. И. Конституция о судебной власти // Судовы веснiк. 1994. № 4. С. 6-9; Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1995. С. 51-55.

[50] Снесар В. И. Роль принципов в познании. Философско-методологические аспекты. Саратов, 1985; Билялов А. К. Об определении понятий «основа» и «обоснование» // Философские науки. 1976. № 5. С. 140–144; Наумов А. В., Боронбеков С. Демократические основы уголовного судопроизводства // Советское государство и право. 1987. № 4. С. 99–105.

[51] Семенов В. М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М., 1982. С. 22, 28; Михеенко М. М. Понятие и система принципов советского уголовного процесса // Проблемы правоведения. Киев, 1981. Вып. 42. С. 91–95; Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В. П. Божьева. М., 1996. С. 53–54; Гриненко А. В., Кожевников Г. К., Шумилин С. Ф. Принцип презумпции невиновности и его реализация в досудебном уголовном процессе. Харьков, 1997.

[52] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1995. С. 67–68; Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В. П. Божьева. М., 1996. С. 53-54; Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации / Под ред. В. И. Швецова. М., 1997. С. 52–56.

[53] Бибило В. Н. Судебное усмотрение при осуществлении правосудия по уголовным делам // Веснiк Беларускага дзяржаўнага унiверсiтэта. Сер. 3. 1997. № 2. С. 69–73; Бибило В. Н. Правотворчество судей при осуществлении правосудия // Судовы веснiк. 1997. № 3. С. 52–53.

[54] Бибило В. Н. Легитимность государственной власти в условиях правозаконности // Право и демократия: Сборник научных трудов. Минск, 1998. Вып. 9. С. 36–37.

[55] Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В. П. Божьева. М., 1996. С. 56–58.

[56] Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1917. № 4. Ст. 50.

[57] Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства 1918. № 26. Отдел первый. Ст. 420.

[58] Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1996. № 21. Арт. 386.

[59] Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 345–346.

[60] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 11. Ст. 120.

[61] Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 27. Ст. 546.

[62] Дулько Л. Изучение и обобщение судебной практики – важнейшая функция Верховного Суда Республики Беларусь // Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923–1998) / Под общ. ред. В. О. Сукало, Л. Л. Зайцевой. Минск, 1998. С. 55–61.

[63] Вышкевич В. Патентный суд: первые шаги // Судовы веснiк. 2000. № 3. С. 2–4.

[64] Мирониченко И. Защита прав граждан и интересов государства в гражданском праве и судопроизводстве // Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923–1998) / Под ред. В. О. Сукало, Л. Л. Зайцевой. Минск, 1998. С. 18–26; Пташник В. Роль Верховного Суда в укреплении законности при осуществлении правосудия по уголовным делам // Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923–1998) / Под ред. В. О. Сукало, Л. Л. Зайцевой. Минск, 1998. С. 27-36; Царенко Е. Военные суды на страже законности // Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923-1998) / Под ред. В.О. Сукало, Л.Л. Зайцевой. Минск, 1998. С. 37-43.

[65] Минец И. Пленум Верховного Суда. Место в судебной системе и влияние на правоприменительную практику // Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923–1998) / Под ред. В. О. Сукало, Л. Л. Зайцевой. Минск, 1998. С. 47.

[66] Судовы веснiк. 1996. № 3. С. 4.

[67] Шоба Н. «Судовы веснiк»: первые шаги и перспективы // Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923-1998) /Под общ. ред. В. О. Сукало, Л. Л. Зайцевой. Минск, 1998. С. 62–66.

[68] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 23. Ст. 651.

[69] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 23. Ст. 652.

[70] Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларусскай ССР. 1991. № 22. Арт. 302.

[71] Судовы веснiк. 1995. № 2. С. 9–10.

[72] Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 32. Арт. 811.

[73] Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 4. Арт. 93.

[74] Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1999. № 2. Арт. 32.

[75] Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1999. № 2. Арт. 32.

[76] Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь. 1998. № 4. Арт. 93.

[77] Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 15. Ст. 220; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1997. № 25–26. Арт. 464.

[78] Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 1996. № 2. С. 42–81.

[79] Конституционный Суд Республики Беларусь: становление и деятельность // Судебная власть в Республике Беларусь: Специальный выпуск журналов «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь», «Судовы веснiк», «Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь». Минск, 1998. С. 40–44.

[80] Бибило В. Н. Объекты конституционного контроля // Судовы веснiк. 1993. № 2. С. 51–54; Бибило В. Конституционный суд как орган конституционного контроля // Судовы веснiк. 1993. № 4. С. 8–9.

[81] Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь. 1997. № 34. Арт. 1064.

[82] Первый съезд судей Республики Беларусь: Документы и материалы. Минск, 1998. С. 153–158.

[83] Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь. 1997. № 34. Арт. 1064.

[84] Первый съезд судей Республики Беларусь: Документы и материалы. Минск, 1998. С. 153–158.

[85] Права человека: Сборник международных документов. М., 1986. С. 23.

[86] Первый съезд судей Республики Беларусь: Документы и материалы. Минск, 1998. С. 153–158.

[87] Судовы веснiк. 1998. № 1. С. 13.

[88] Карев Д. С. Советское судоустройство. М., 1951. С. 165–174; Мартинович И. И., Плюта Е. Ф. Суд и правосудие в БССР. Минск, 1977. С. 113–114; Проверка организации работы судебных органов. М., 1978. С. 3; Организация суда и прокуратуры в СССР / Под ред. Н. А. Баженова. М., 1988. С. 92–95.

[89] Божьев В. П., Добровольская Т. Н., Перлов И. Д. Организационное руководство судами. М., 1966; Агеева Г. Н. Организационное руководство судами. М., 1978; Семенов В. М. Правоохранительные органы в СССР. М., 1990. С. 213–214; Мартинович И. И., Пастухов М. И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Суд присяжных и другие нововведения в законодательстве о судоустройстве. Минск, 1995. С. 140.

[90] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1995. С. 225–226; Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В. П. Божьева. М., 1996. С. 180–181; Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации / Под ред. В. И. Швецова. М., 1997. С. 333–334.

[91] Собрание постановлений и распоряжений Правительства Белорусской Советской Социалистической Республики. 1939. № 31. Ст. 112.

[92] Собрание Узаконений и Распоряжений рабоче-крестьнского правительства Белорусской Социалистической Советской Республики. 1924. № 25–26. Ст. 231.

[93] История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917–1954 гг.: Сборник документов / Под ред. С. А. Голунского. М., 1955. С. 564–571.

[94] История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917–1954 гг.: Сборник документов / Под ред. С. А. Голунского. М., 1955. С. 536.

[95] Собрание постановлений и распоряжений Правительства Белорусской Советской Социалистической Республики. 1939. № 31. Ст. 112; № 51. Ст. 173.

[96] Мартинович И. И., Плюта Е. Ф. Суд и правосудие в БССР. Минск, 1977. С. 116.

[97] Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР. 1961. № 19. Ст. 186.

[98] Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР. 1970. № 34. Ст. 497.

[99] Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. № 33. Ст. 601.

[100] Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 34. Ст. 835.

[101] Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Совета Министров Белорусской ССР. 1990. № 5. Ст. 69.

[102] Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь. 1997. № 35. Арт. 1089.

[103] Судовы веснiк. 1992. № 3. С. 67–68.

[104] Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь. 1997. № 30. Арт. 958.

[105] Первый съезд судей Республики Беларусь: Документы и материалы. Минск. 1998. С. 145–163; Судовы веснiк. 1998. № 1. С. 14–19.

[106] Первый съезд судей Республики Беларусь: Документы и материалы. Минск, 1998. С. 146–149.

[107] Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Социалистической Советской Республики Белоруссии. 1923. № 4. Ст. 40.

[108] Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Социалистической Советской Республики Белоруссии. 1923. № 4. Ст. 40.

[109] Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Социалистической Советской Республики Белоруссии. 1922. № 1. Ст. 1.

[110] Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1917. № 4. Ст. 50.

[111] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 197.

[112] Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. № 26. Отдел первый. Ст. 420; № 52. Ст.589.

[113] Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Социалистической Советской Республики Белоруссии. 1923. № 4. Ст. 40.

[114] Зайцева Л. Л. Развитие законодательства о Верховном Суде Республики Беларусь // Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923–1998) / Под общ. ред. В. О. Сукало, Л. Л. Зайцевой. Минск, 1998. С.74–85; Мартинович И. И. Верховный Суд БССР и Верховный Суд СССР: становление взаимоотношений // Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923–1998) / Под общ. ред. В. О. Сукало, Л. Л. Зайцевой. Минск, 1998. С. 86–97.

[115] Собрание Узаконений и Распоряжений рабоче-крестьянского правительства Белорусской Социалистической Советской Республики. 1924. № 12. Ст. 112.

[116] Мартинович И. И., Плюта Е. Ф. Суд и правосудие в БССР. Минск, 1977. С. 34.

[117] Революционные комитеты БССР и их деятельность по упрочению советской власти и организации социалистического строительства (июль, декабрь 1920 г.): Сборник документов и материалов. Минск, 1957. С. 53–55.

[118] Сборник Узаконений и Распоряжений рабоче-крестьянского правительства Белорусской Социалистической Советской Республики. 1924. № 11. Ст. 108.

[119] Практическое решение национального вопроса в Белорусской Социалистической Советской Республике (к 10-й годовщине Октябрьской революции): Работа среди национальных меньшинств. Минск, 1928. С. 110.

[120] Уголовно-процессуальный кодекс Белорусской Советской Социалистической Республики (с изменениями на 15 июня 1938 г.). Минск, 1938. С. 7.

[121] Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства Белорусской Социалистической Советской Республики. 1925. № 49. Отдел первый. Ст. 382.

[122] Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Белорусской Социалистической Советской Республики. 1931. № 26. Отдел 1. Ст. 186, 187.

[123] История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917–1954 гг.: Сборник документов / Под ред. С. А. Голунского. М., 1955. С. 564-571.

[124] Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 17. Ст. 360.

[125] Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. № 4. Ст. 63.

[126] Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 12.

[127] Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 14.

[128] Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР. 1959. № 16. Ст. 248.

[129] Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 27. С. 546.

[130] Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 27. Ст. 545.

[131] Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: