Глава 19. Товарищеские суды

Товарищеские суды – это разновидность общественных судов. Они могут быть образованы на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, совхозах для рассмотрения мелких юридических конфликтов, относящихся к правонарушениям, не затрагивающим существенные права человека. Но главное их предназначение – воспитание людей путем убеждения и общественного воздействия. В БССР они функционировали почти в каждом трудовом коллективе. Кроме товарищеских судов, созданных по производственному и территориальному принципу, действовали и другие виды товарищеских судов, статус которых определял Президиум Верховного Совета СССР. Так, 25 сентября 1980 г. утверждено Положение о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах СССР[266], 4 июля 1973 г. – Положение о товарищеских судах чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в Вооруженных Силах СССР[267], 3 мая 1994 г. – Положение о товарищеских судах рядового и начальственного состава органов внутренних дел[268].

Товарищеские суды возникли в Беларуси в первые годы советской власти как одна из форм борьбы трудящихся против различных правонарушений[269] и имеют свою богатую историю. Периодически принимались нормативно-правовые акты, которые регламентировали их деятельность. Указом Президиума Верховного Совета БССР 29 марта 1977 г. было утверждено Положение о товарищеских судах и Положение об общественных советах по работе товарищеских судов[270], которые не отменены и действуют в настоящее время.

В конце 80-х гг. количество товарищеских судов стало неуклонно сокращаться и теперь в одних местностях они сохранены, а в других их деятельность прекращена.

В Положении о товарищеских судах не сказано, что в каждом трудовом коллективе должен быть образован товарищеский суд. Необходимость его наличия согласно ст. 2 Положения определяется самим трудовым коллективом. Так, на предприятиях, в высших и средних специальных учебных заведениях они создаются по решению общего собрания трудового коллектива, коллектива студентов или учащихся, а в колхозах по решению общего собрания колхоза.

Товарищеские суды могут быть созданы в трудовых коллективах численностью не менее 50 человек.

Товарищеские суды избираются открыто на общих собраниях (сходах) граждан по месту жительства сроком на два года. Граждане, участвующие в избрании товарищеского суда, вправе заявлять мотивированный отвод любому из кандидатов, а также выдвигать новых кандидатов. Вопрос об удовлетворении или отклонении отвода решается большинством голосов участников собрания.

Количество членов суда устанавливается собранием, однако их число не может быть менее пяти. Члены суда из своего состава избирают открытым голосованием председателя товарищеского суда, его заместителя и секретаря суда.

Избранным в состав товарищеского суда вручается специальное удостоверение органом, на который возложено руководство товарищеским судом.

Согласно ст. 22 Положения о товарищеских судах, руководство работой товарищеских судов осуществляют профсоюзные комитеты, исполкомы районных, городских, поселковых советов депутатов. Правовую помощь товарищеским судам оказывают органы юстиции, прокуратуры и суды.

Положение об общественных советах по работе товарищеских судов[271] предусматривает образование общественных советов при исполнительных комитетах районных, городских Советов депутатов, которые должны содействовать улучшению организации работы товарищеских судов и повышению эффективности их деятельности.

Товарищеские суды не реже одного раза в год отчитываются о своей деятельности перед общими собраниями трудовых коллективов. Члены товарищеского суда, не оправдавшие оказанного доверия, могут быть отозваны досрочно общим собранием. Вопрос об отзыве обсуждается в присутствии отзываемого члена товарищеского суда.

Согласно ст. 7 Положения о товарищеских судах, к компетенции товарищеских судов относится широкий круг дел. Товарищеские суды рассматривают дела о поведении граждан на работе, в быту, в общественных местах. Им подведомственны дела, связанные как с правонарушениями, так и с нарушением норм морали.

Товарищеские суды рассматривают дела о нарушениях трудовой дисциплины; о несоблюдении требований по охране труда; об утрате, повреждении оборудования, инвентаря, инструментов, материалов и иного имущества, принадлежащего государственным или общественным организациям вследствие недобросовестного отношения лица к своим обязанностям, если это не влечет уголовную ответственность; о самовольном использовании в личных целях принадлежащих государственному предприятию, учреждению, организации, колхозу или иной кооперативной или общественной организации транспортных средств, сельскохозяйственной техники, станков, инструментов, сырья и другого имущества, если эти действия не причиняли указанным предприятиям, учреждениям и организациям существенного вреда; о распитии спиртных напитков на улицах, во дворах и подъездах, на стадионах, в парках и других общественных местах; о мелком хищении; о порче жилых и нежилых помещений; о порче деревьев и других зеленых насаждений; о сквернословии и др.

Товарищеские суды рассматривают дела по представлениям профсоюзных комитетов, руководителей предприятий, учреждений, организаций, по заявлениям граждан, а также по собственной инициативе.

До рассмотрения дела в товарищеском суде в необходимых случаях должна проводиться проверка поступивших материалов. Согласно ст. 12 Положения о товарищеских судах, председатель суда или его заместитель знакомит стороны возникшего юридического конфликта с имеющимися материалами и устанавливает, кто должен быть вызван в суд в качестве свидетелей. Явка граждан по вызову товарищеского суда обязательна. Если одна из сторон возникшего конфликта вторично не явилась, то дело рассматривается в ее отсутствие (ст. 14 Положения).

Заседание товарищеского суда проводится открыто. Дела рассматриваются в составе не менее трех членов товарищеского суда. Председательствует в судебном заседании председатель суда, его заместитель либо любой член товарищеского суда.

Товарищеский суд рассматривает имеющиеся материалы, заслушивает объяснения сторон и свидетелей. Присутствующие в зале судебного заседания товарищеского суда могут задавать вопросы и выступать по существу рассматриваемого дела. Ход судебного заседания отражается в протоколе, который подписывается председательствующим и секретарем заседания.

Решение товарищеского суда принимается большинством голосов – членов суда, участвующих в рассмотрении данного дела. Оно подписывается председательствующим и членами суда, и объявляется публично.

Товарищеский суд может применить к виновному следующие меры воздействия: а) обязать принести публичное извинение потерпевшему или коллективу; б) объявить товарищеское предупреждение; в) объявить общественное порицание; г) объявить общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати; д) наложить денежный штраф; е) поставить перед руководителем предприятия, учреждения, организации вопрос об увольнении или о переводе виновного на нижеоплачиваемую должность или о смещении на низшую должность, об увольнении работника, выполняющего воспитательные функции или работу, связанную с непосредственным обслуживанием денежных или товарных ценностей, если товарищеский суд с учетом характера совершенных этим лицом проступков сочтет невозможным доверять ему работу в дальнейшем.

Товарищеский суд может ограничиться публичным рассмотрением дела и не применять мер общественного воздействия, если виновный чистосердечно раскается, принесет извинения коллективу, возместит причиненный ущерб.

Если товарищеский суд придет к выводу о необходимости привлечения правонарушителя к уголовной или административной ответственности, он принимает решения о передаче материалов в соответствующие органы.

Решение товарищеского суда может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено решение, потерпевшим и участниками гражданско-правового спора в течение 7 дней со дня вынесения решения в соответствующий профсоюзный комитет или исполнительный комитет сельского, поселкового, районного Совета депутатов.

Как уже отмечалось, в Республике Беларусь деятельность товарищеских судов резко сократилась. Это связано со многими факторами.

Согласно ст. 7 ч. 2 Положения о товарищеских судах, товарищеский суд может рассматривать дела о впервые совершенных преступных деяниях, если они не представляют большой общественной опасности, и органы внутренних дел, прокуратура или суд передадут такое дело на рассмотрение товарищеского суда. Такой порядок соответствовал УПК БССР 1960 года.

Наличие этой правовой нормы привело к тому, что товарищеские суды довольно часто рассматривали дела о малозначительных преступлениях. В какой-то мере это нарушало принцип равенства граждан перед законом, поскольку направление дела в товарищеский суд зависело от усмотрения органов внутренних дел, прокуратуры или суда. А это означало, что за аналогичные правонарушения в отношении одного лица дело рассматривалось районным (городским) судом и такое лицо несло уголовную ответственность, а другого – товарищеским судом, что позволило избежать уголовного наказания. УПК 1999 года не предусматривает рассмотрения уголовных дел товарищеским судом.

После объявления Республики Беларусь независимым государством начались преобразования политического и экономического характера. Появились более актуальные задачи, чем контроль за работой товарищеских судов. Получила упрочение частная собственность, увеличилась безработица, ликвидировались предприятия. Одним словом, наблюдались кризисные явления во всех сферах общественной жизни. Товарищеские суды в этот переходный период не могли существовать в том виде, в каком они были представлены в Положении о товарищеских судах, а народ не проявлял инициативы в создании товарищеских судов нового типа.

Вместе с тем нельзя считать, что товарищеские суды – это отжившее явление. Наоборот, в правовом государстве должны быть созданы условия для функционирования как государственных, так и общественных судов, поскольку в обществе могут быть разные социальные конфликты юридического характера. Расширение сферы деятельности товарищеских судов по их рассмотрению будет способствовать предупреждению нарушений прав человека[272].

В 1960-е годы на страницах советской юридической печати было распространено мнение, что товарищеские суды выполняют функцию правосудия и должны стать органичной частью судебной системы[273]. Но это не было воспринято Конституцией СССР 1977 г. В последующем некоторые юристы продолжали отстаивать эту точку зрения[274], ссылались на опыт некоторых зарубежных стран Восточной Европы, где в законодательстве общественные суды наравне с государственными были названы органами правосудия. В частности, общественными судами Германской Демократический Республики рассматривалась одна треть уголовных дел[275].

Участники V Международного конгресса криминологов социалистических стран, на котором рассматривались проблемы участия общественности в борьбе с преступностью, обсуждая вопрос об общественном правосудии, высказали разные точки зрения. Представляет интерес вывод, к которому пришли авторы генерального доклада: в отношении большинства преступлений отсутствует условия для передачи их на рассмотрение органам общественности[276].

Следует отметить, что в отличие от государственных судов, сфера деятельности общественных судов – гражданское общество. Органы законодательной власти не полномочны принимать какой-либо нормативно-правовой акт, регулирующий образование и порядок их деятельности. В правовом государстве, где есть большой простор для реализации индивидуальной свободы человека, то или иное сообщество людей, образующих коллектив, может выработать такие нормы поведения, которые будут авторитетными именно для этих людей. Локальное или корпоративное регулирование общественных отношений способно оказать творческое воздействие на развитие и укрепление правового государства. Но чтобы трудовой коллектив или иное сообщество людей могли принимать такие локальные, корпоративные нормативно-правовые акты относительно товарищеских судов, необходимо иметь со стороны государства предварительные разрешения. Это разрешение необходимо закрепить в общегосударственном нормативно-правовом акте, иначе будет существовать угроза, что сообщество людей, трудовой коллектив превысят свою компетенцию и закрепляет такие нормы права, природа которых будет больше соответствовать централизованному правовому регулированию. Желательно, чтобы Совет Министров принял Типовое Положение о товарищеских судах, которое послужило бы ориентиром для принятия Положения о товарищеских судах в тех коллективах, которые желают функционирования таких судов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: