double arrow

I. Характер мотивации.

Мотив – внутреннее побуждение лица к тому, чтобы вести себя правомерно. Исходя из данного критерия, правомерное поведение может быть подразделено не следующие виды:

1. Социально-активное правомерное поведение – это поведение, выражающееся в целенаправленной инициативной правомерной деятельности субъектов, направленное на осознание значимости достижения социально-полезных результатов для государства и общества.

2. Конформистское поведение – это поведение, основанное на восприятии правовых норм, исходя из того, как к ним относятся окружающие данного субъекта люди. Другими словами, это поведение может быть выражено в виде формулы «поступаю так, как поступают все или большинство». Это вовсе не означает, что субъект уважает право и считает его предписания наиболее рациональными для общества вариантами поведения. Руководствуясь данной формулой, субъект просто не хочет выделяться из общей массы людей.

Конформизм, представляя собой комплексное психологически-политическое явление, предполагает пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п. Конформизм выражается также и в некритическом следовании образцу, обладающему наибольшей силой давления. Необходимость серьезного отношения к конформизму вызывается результатами исследований, проведенных С.Шехтером (Schachter), М.Шерифом (Sherif) и С.Эшем (Asch). Эти исследования убедительно показали, что уровень конформности поведения представителей любой социальной группы составляет от 30 до 70 % в зависимости от знания предмета эксперимента .




Очевидно, что психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: Во-первых, индивидуально-личностных (уровень интеллекта, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих). Во-вторых, микросоциальностных (положение человека в группе, ее значимости для него, степени и структуры группы). В-третьих, ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, публичность принятия решения и т.п.). И, наконец, в-четвертых, общесоциальных и социокультурных (условия, существующие в обществе для развития самостоятельности, ответственности личности и т.п.).

3. Законобоязненное поведение ‑ это поведение, основанное на страхе перед наказанием






Сейчас читают про: