double arrow

Правовая культура сотрудника органов внутренних дел

Профессионально-правовая культура – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Рассмотрим содержание и особенности формирования правовой культуры сотрудника органов внутренних дел.

Одной из важнейших задач, стоящих перед органами внутренних дел, является организация и осуществление нравственно-правового воспитания личного состава органов внутренних дел, забота о достижении высокого уровня (степени) нравственно-правовой культуры личности сотрудника, что находит свое отражение в Федеральном законе РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Усложнение характера оперативно-служебных задач, решаемых органами внутренних дел, профессиональная деформация сотрудников, реформирование структуры органов внутренних дел актуализируют проблему нравственной устойчивости, надежности и морально-психологической подготовленности сотрудников. В то же время, демократизация общественной жизни, ее отражение на характере отношений внутри служебных коллективов и взаимоотношениях с населением, требуют квалифицированной и юридически грамотной работы по укреплению нравственно-правового авторитета кадров отделов, служб, подразделений органов внутренних дел.

Вышеперечисленные особенности правоприменительной деятельности органов внутренних дел на современном этапе обосновывают значение нравственно-правовой культуры, как одного из важнейших факторов этой деятельности.

Целью воспитания у сотрудника нравственно-правовой культуры, является достижение соответствия интересов, моральных мотивов, помыслов, поступков, поведения сотрудника требованиям, предъявляемым к сотруднику ОВД в процессе повседневной практической деятельности по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью.

В современных условиях по мере усложнения общественных отношений, развития плюрализма в духовной сфере, снижения идеологической и организационно-управленческой регламентации жизни, объективно возрастает роль нравственно-правовых начал во всех отраслях деятельности и, прежде всего, в сфере правопорядка. Поэтому социальная потребность в нравственно-правовой культуре сотрудника органов внутренних дел значительно возрастает.

Специфика оперативно-служебной деятельности и моральная нагрузка на сознание сотрудников различных служб системы МВД всегда требовали от работников этих сфер высокой юридической грамотности, моральной стойкости, чистоты и устойчивости к отрицательным влияниям среды, а также нравственной зрелости и надежности.

Обстановка возросшей социальной напряженности, использование преступными элементами ситуаций межнациональных и региональных конфликтов, массовых беспорядков и других явлений, ослабляющих в ряде регионов государственное управление, обусловливает предъявление к кадрам органов внутренних дел, высочайших требований, особенно в сфере их профессиональной подготовки и морального облика.

Очевидны основные требования нравственно-правового характера, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел в процессе его правоприменительной деятельности:

- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными правовыми нормами, общечеловеческими принципами морали;

- глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионального мастерства, своей ответственности как сотрудника правоохранительной системы, от действий которого в решающей степени зависит общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

- использование предоставленных законом сотруднику прав разумно, гуманно, в соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

- принципиальность, бескомпромиссность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;

- безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации сотрудника органов внутренних дел;

- сознательная дисциплина, исполнительность и разумная объективно обоснованная инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, морально-психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях, самоотверженность, смелость и способность к разумному риску в ходе выполнения служебных задач;

- постоянное совершенствование профессиональных умений и навыков, знаний в области служебной этики, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Вместе с тем, следует отметить, что эти требования останутся благими пожеланиями, если их необходимость для общества не станет осознанной необходимостью для кадров ОВД в процессе осуществляемой ими правоприменительной деятельности.

Исходя из вышесказанного, представляется, что воспитание нравственно-правовой культуры сотрудника ОВД отнюдь не сводится к информированию его о том, как следует (или не следует) вести себя в той или иной жизненной ситуации. Сущность формируемой нравственно-правовой культурой регуляции состоит в том, что она преобразует внешние требования к правомерному поведению во внутренние побуждения к нему. В этом смысле нравственно-правовая культура выступает как фактор, воздействие которого так закрепляет в сознании личности моральные и правовые требования и представления, что превращает их во внутренние потребности, убеждения и намерения, подкрепленные нравственными чувствами, привычками, устоявшимися моральными качествами, а так же профессиональными умениями и навыками данной личности.

Воздействие нравственно-правовой культуры на личность сотрудника ОВД заключается в выработке своеобразного сугубо профессионального нравственно-правового автоматизма. Поскольку стремительно изменяющаяся оперативная обстановка порою практически не оставляет сотруднику времени на анализ ситуации и выбор наиболее приемлемого решения, то от быстроты и правильности осуществления им своих правомочий нередко зависят жизни людей (в том числе и жизни самих сотрудников правоохранительных органов). В данных случаях сотрудник действует автоматически, не задумываясь о последствиях своих действий. Однако не следует отождествлять понятия «нравственно-правовой автоматизм» и «бездумность». В первом случае сотрудник руководствуется нравственно-правовыми принципами (действующими на уровне подсознания), соизмеряя степень опасности противоправного поступка с той долей риска, которую он допускает, осуществляя правоприменительную деятельность по пресечению данного поступка. В случае же необдуманных действий, возможно наступление последствий более опасных для общества, нежели само противоправное деяние (например, преследуя преступника, совершившего мелкую кражу, в ряде случаев сотрудники полиции открывали огонь на поражение, тем самым явно превышая свои правомочия и более того, подвергая опасности жизнь и здоровье совершенно непричастных к данным поступкам людей).

Задачи нравственно-правового воспитания успешно решаются там, где в служебных коллективах существует здоровый нравственный климат, где каждый опытный сотрудник сам выполняет порученное ему дело с высокой мерой ответственности и всегда готов оказать практическую помощь своим начинающим коллегам.

Нравственно-правовая культура как фактор усиления эффективности правоприменительной деятельности органов внутренних дел находит свое отражение в следующих направлениях:

1. В процессе повседневной деятельности органов внутренних дел;

2. При организации служебной подготовки личного состава;

3. При проведении специальных воспитательных мероприятий.

Предполагается, что, участвуя в качестве организующей, регулирующей и направляющей силы в деятельности органов внутренних дел на всех вышеназванных направлениях, нравственно-правовая культура вместе с тем выступает как управляемый процесс, основанный на общем для всех сфер человеческой деятельности механизме управления, предполагающем:

- научное осмысление задач, форм и методов, с помощью которых руководители призваны решать проблемы нравственно-правового воспитания личного состава;

- создание условий для осуществления целей нравственно-правового воспитания, обеспечения нравственного влияния на каждого сотрудника со стороны служебного коллектива;

- анализ и оценку руководителями морального состояния коллектива, укрепление юридических основ защищенности сотрудников, а так же придание им моральной убежденности и духовной стойкости перед лицом деструктивных влияний обстановки и прочих деморализующих факторов;

- способность прогнозировать колебания уровня нравственно-правовой культуры (изменение оперативно-служебной обстановки, смена поколений и т. д.), увязывать психологическую готовность кадров к действиям в сложных условиях и критически оценивать результаты нравственно-правового воспитания, а так же планировать и координировать эту работу.

Целенаправленный процесс организации воспитания нравственно-правовой культуры (прежде всего молодых кадров органов внутренних дел) предполагает наличие четких программ (вплоть до индивидуальных), продуманных с учетом строгой последовательности этапов в воспитательной работе от простого к сложному, от нравственно-правового просвещения, разъяснения сущности морали и права, освещения их роли в человеческом обществе, до выработки самостоятельных нравственно-правовых оценок действий и поступков и закрепления норм права и нравственных убеждений в повседневном поведении и в служебной деятельности каждого сотрудника.

Влияние нравственно-правовой культуры на правоприменительную деятельность сотрудника органов внутренних дел в значительной степени отражается на формирование морального облика, который характеризуется системой как собственно юридических знаний и навыков, так и нравственных качеств и чувств сотрудника, его моральных потребностей, убеждений, привычек, соответствующих нравственно-правовым требованиям общества.

Выступающие как элементы структуры нравственно-правовой культуры, нравственно-правовые требования носят всеобщий, универсальный характер. Отметим, что в собственно нравственные отношения все люди вступают как равные индивиды. Но, включаясь в иные (в том числе и правовые) отношения, человек выступает носителем не только общего, но и особенного (в частности служебного правомочия). То есть речь здесь идет об известной специфике проявления общих нравственно-правовых требований. Несмотря на то, что нравственно-правовые качества характеризуются действиями и поступками независимо от того, кем они совершаются, важно выяснить специфику проявления этих качеств в деятельности людей различного служебного положения, различных профессий и, в первую очередь (поскольку это непосредственно касается темы работы), правоприменительной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Представляется, что моральные и правовые требования, предъявляемые к сотруднику ОВД, следует рассматривать не абстрактно, имея в виду весь круг общественных отношений, участниками которых являются сотрудники органов внутренних дел, а исходя из конкретных условий их служебной деятельности, прослеживая, к примеру, влияние нравственно-правовой культуры на взаимоотношение «начальник – подчиненный», так как моральный облик сотрудника в значительной мере определяется степенью этого нравственно-правового взаимодействия.

Характерно, что некоторые моральные качества, такие, как честность, добросовестность, трудолюбие, скромность, вежливость, необходимы людям любых профессий, любого служебного положения. Но в то же время есть моральные качества, которые как бы специально предназначены для руководителя. К данным качествам, с полным на то основанием, можно отнести: а) требовательность к себе и подчиненным; б) справедливость к подчиненным; в) доверие к подчиненным; г) уважение личного достоинства подчиненного; д) чувство ответственности за коллектив; е) умение владеть собой, тактичность; ж) заботу о подчиненных, внимание к ним; з) уверенность в себе, настойчивость, твердость; и) чуткость, отзывчивость; к) верность слову, обязательность; л) общительность, простоту в общении; м) самокритичность, скромность; н) жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора.

Следует заметить, что моральный облик руководителя включает в себя не только определенные моральные качества, но и соответствующие правовые знания, а также необходимую профессиональную подготовку (в связи с этим, определение «хороший человек» далеко не всегда означает «хороший специалист»), нравственные чувства, потребности, привычки, моральные убеждения. Каждую из этих составляющих можно рассматривать как специфическое направление нравственно-правовой культуры сотрудника по формированию его морального облика. Очевидно, что потребность общества в высококвалифицированных, образованных сотрудниках органов внутренних дел диктует официальное закрепление правовых норм поведения, морального облика будущего полицейского. Подтверждением этому является приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 « Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», дающий полное представление о нравственном портрете полицейского.

Естественно, моральный облик сотрудника – образование динамичное, сложно фиксируемое традиционными социально-правовыми средствами, тонко реагирующее на самый широкий спектр объективных и субъективных факторов, а потому и подверженное как посредственному, так и опосредованному влиянию различных социально-правовых условий.

Контрольные вопросы к главе 3:

1. Объясните сущность категории «правосознание».

2. Сформулируйте определения понятий «правовая психология» и «правовая идеология».

3. Какие факторы воздействуют на формирование правового сознания личности?

4. Дайте общую характеристику феномена правовой культуры.

5. Дайте понятие, выделите основные признаки и структурные элементы правовой культуры общества

6. Сформулируйте определение правовой культуры личности и охарактеризуйте ее виды.

7. Охарактеризуйте особенности профессиональной правовой культуры сотрудника ОВД.

9. Как соотносятся понятия «правовая культура» и «правовое сознание»?

10. Дайте характеристику правовому нигилизму.

Рекомендуемая литература к главе 3:

Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138«Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России / Р.С. Байниязов; под ред. засл. деят. науки РФ, д.ю.н., проф. Н.И. Матузова; Сарат. юрид. ин-т МВД России. - [2-е изд., изм. и перераб.]. - Саратов: СЮИ МВД России, 2008. - 211 с.

Безруков А.В. Правосознание как фактор мотивации правомерного поведения. - Мурманск: МГТУ, 2009. - 195 с.

Балаклеец И.И. Правовая культура современной России в условиях становления гражданского общества и правового государства//Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2009. - № 2. - С. 134-139.

Галиев Ф.У. Поведение людей и правовая культура//Право и образование. - 2009. - № 10. - С. 99-104.

Глиос Г.Н. Правовое сознание и правовая доктрина современной россии в аспекте философии права//Вестник алтайской науки. - 2008. - № 3. - С. 178-183.

Денисенко К.В. Правовая культура в системе социально-правового контроля над преступностью//Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 3. - С. 66-67.

Жиданов А.И. Правовое сознание современного российского общества: проблемы и перспективы//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 4. - С. 219-226.

Зубова Я.В. Правовое образование и правовая культура: монография / Зубова Я.В.; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение. - Ухта: УГТУ, 2010. - 191 с.

Зубова Я.В. Правовая культура как фактор формирования гражданского общества в современной России//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2010. - № 4. - С. 22-28.

Иванников И.А. Правовая культура российских государственных служащих: состояние и пути повышения//Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008. - № 3. - С. 5-8.

Каландаришвили З.Н. Правовая культура современного общества: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права: О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2008. - 85 с.

Калинин А.Ю. Правовое сознание и правовая культура как факторы правообразования//Юридическая мысль. - 2009. - № 6. - С. 42-50.

Карташов В.Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 2008. - 200 с.

Кушхова А.Ф. Политическое и правовое сознание как подсистемы духовной жизни общества//Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 6 (1). - С. 102-107.

Латыпов Ф.Т.Правовая культура в системе социальной деятельности//Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 6. - С. 50-53.

Лопатина И.А. Правовая культура российской федерации//Вестник алтайской науки. - 2008. - № 3. - С. 105-109.

Мурунова А.В. Правовая культура и правовая ментальность: проблема соотношения//Пробелы в Российском законодательстве. - 2009. - № 3. - С. 194-197.

Навальный С.В.Правовая культура общества в процессе легитимации государственной власти: (философско- правовой аспект). - Красноярск: Изд-во Красноярского гос. аграрного ун-та, 2009. - 412 с.

Правовая культура и проблемы предупреждения проявлений экстремизма в молодежной среде: сборник статей. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. - 123 с.

Правдюк Т.И. Правовая культура и правопорядок//История государства и права. - 2008. - № 7. - С. 8-10.

Репина О.Н. Правовая культура личности: к определению понятия//Инновации в образовании. - 2008. - № 11. - С. 43-50.

Сауляк О.П. Правовая культура как фактор обеспечения правопорядка (общетеоретические, образовательные и иные аспекты проблемы)//Право и образование. - 2009. - № 10. - С. 48-59.

Сафронов В. В. Правосознание гражданина: монография. - Красноярск: Редакционно-издательский отдел СИБУП, 2008. - 196 с.

Синюков В.Н. Юридическое образование и правовая культура. Правовая культура. 2008. № 2. С.13-30

Синюкова Т.В. Правовая культура: понятие, структура, соотношение национального и общечеловеческого//Правовая культура. - 2009. - № 2. - С. 6-17.

Соколов А.Н. Правовая культура в условиях модернизации России: учебное пособие. - Калининград: Калининградский юридический институт, 2010. - 66 с.

Соколов Н.Я. Правовая культура и законность//Вестник Российской правовой академии. - 2008. - № 2. - С. 8-15.

Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности//Государство и право. - 2009. - № 4. - С. 15-21.

Степанов О.А. «Правовое сознание мирового сообщества» и «публичный порядок» как современные категории права./С.В.Шилов//Современное право. - 2008. - № 2. - С. 46-48.

Толпыкин В.Е. Правовая культура общества и личности как комплексная, системообразующая проблема философии права//Философия права. - 2009. - № 4. - С. 35-37.

Хачинский К.Б. Правосознание граждан и правовая культура в условиях мировой интеграции//Мир экономики и права. - 2009. - № 1. - С. 27-31.

Чекмачев Д.Правовая культура и демократические ценности в современном российском обществе//Закон и право. - 2009. - № 7. - С. 57-59.

Яшин А.В. Роль правосознания личности в формировании механизма постпреступного поведения. Правовая культура. 2009. №2. С. 107-113


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: