Классическая и неклассическая методология: общая характеристика и использование в юриспруденции
Зачатки науки существовали ещё на Древнем Востоке. Считается, что в античной культуре возникла преднаука. Античное мышление характеризуется высоким уровнем рационализации. По мнению науковеда В.С. Степина («Теоретическое знание») до эпохи Нового времени как таковой не существовало. В связи с этим понятием «преднаука» охватывается этап мировой истории до 16-17 в.в. нашей эры. Собственно наука в прямом смысле этого слова возникает в Новое время – на рубеже 16-17 вв. в результате отпочкования от теологии и философии.
В рамках развития науки принято выделять три этапа:
- классический;
- неклассический;
- постнеклассический (современный).
Соответственно двум первым этапам говорят о классической (картезианской) и неклассической методологии.
Классическая методология (17-конец 18-го в.).
Для нее характерен объектный стиль мышления и убежденность в возможности познать предмет сам по себе. Классическая методология исходит также из убежденности в возможности установить единое для всех знание. «Истина рождается в споре, но после спора; истина должна быть объявлена единой для всех».
|
|
Классическая методология сложилась на основе успехов естествознания, её ещё также называют механистической и аналитической. Одним из основателей этой методологии выступает Рене Декарт – Картезий, отсюда второе название – картезианская методология. Он, в частности, утверждает: «Я определяю то знание, которое мы называем наукой, как очевидность истины, основанную на некоем начале или принципе». В основе этой методологии лежит установка: прежде чем решить проблему, её надо упростить до некоей очевидности.
Картезианская методология основана на достижениях естествознания и исходит из следующих постулатов:
- вселенная – совокупность неделимых и неизменных частиц;
- все можно вычислять и предвидеть; если ученый сталкивается с явлениями, на первый взгляд, случайными и непонятными, то это – результат неполноты знания;
- природу, общество и человека можно рассматривать как особую машину, механизм (отсюда название – механистическая методология).
Для классической методологии характерен монологический стиль познания.
Такого рода методология в юриспруденции проявляется в т.н. правовом идеализме и юридическом волюнтаризме, т.е. существует убеждение, что «достаточно принять «хорошие» законы, которые неизбежно управят обществом», возникает убежденность, что все общественные отношения можно нормативно, юридически урегулировать.
Неклассическая методология.
|
|
С конца 19-го – начала 20-го в. начинает формироваться неклассическая методология, чему способствовали, прежде всего, две причины. Во-первых, в физике возникает квантовая механика, формулируется теория относительности, совершаются другие открытия, выводы и результаты исследований которых уже не соответствуют в полном объеме началам и принципам классической методологии. В физике – принцип неопределенности, а также было признано, что научные выводы во многом зависят от позиции наблюдателя. Теория относительности признала неабсолютный характер времени и пространства.
Гуманитарии стали обращать внимание на недопустимость однозначного перенесения методологии естествознания в социальные науки. Элементы новой неклассической методологии впервые стали оформляться в т.н. философии жизни, - основатели Ф. Ницше, Ф.М. Достоевский, В. Дильтей.
Сопоставляя классическую и неклассическую методологию, можно составить таблицу, отражающую их характерные черты.
Классическая методология | Неклассическая методология |
1. Рациональное сознание направлено на существующий независимо от субъекта познания миропорядок; | 1. Диалогизм, признание различных, не сводимых друг к другу позиций; |
2. Понимание рационального как прослеживания связей «готового» бытия; | 2. Признание невозможности и нецелесообразности полной рационализации отношений человека к миру; С. Франк в работе «Непостижимое» доказывает, что есть явления очевидные, но при этом рационально непостижимые; |
3. Рациональное сознание исходит из возможности прямого схватывания и исследования свойств и связей исследуемого предмета; | 3. Предметом рационального сознания становится сама деятельность по выработке рационального знания. М.М. Бахтин утверждал, что «содержание предмета определяется нашим отношением к нему»; |
4. Абстрагирование рационального сознания от контекста социальной деятельности; | |
5. Установка на полную рационализацию ментальности, недооценка внерациональных и ценностных форм ментальности и культуры |
В результате возникновения неклассической методологии в прошлом оказался идеал 19 века о формировании единой научной картины мира и общей научной методологии.
В настоящее время признается специфика социо-гуманитарных исследований. Основная особенность – совпадение субъекта и объекта исследования. Гуманитарий, исследуя те или иные социальные явления, не должен допускать их излишней объективации и формализации.
Социолог Марена «Социолог должен окунуться в познаваемое социальное явление, вступить в диалог с участниками социального пространства».
Неклассическую методологию можно также назвать диалогической, т.е. ученый в процессе научного исследования должен оставаться участником социального диалога. Также эту методологию называют контекстной ввиду следующих причин. Если в классической методологии истинность утверждения зависит только от его содержания, то в неклассической методологии истинность того или иного научного тезиса зависит не только от его содержания, но и от контекста его произнесения. Это означает, что гуманитарий никогда не должен отрываться от контекста. Контекстную методологию важно использовать в юриспруденции, особенно при разрешении сложных нетипичных правовых ситуаций с использованием оценочных понятий, и при толковании правовых норм, содержащих в себе суровые санкции.
Возникновение новой неклассической методологии не означает отрицание старой классической методологии, но при этом ученые должны знать, что с помощью классических методов можно изучить отдельные стороны общественного и индивидуального бытия. Это такие социальные явления, объективация и формализация которых не препятствует получению адекватного знания. Классическую методологию можно использовать при разрешении типичных социальных ситуаций, когда реализуются нормы, обеспечивающие элементарный общественный порядок – сфера полицейского права, например.
|
|
В рамках гуманитарных наук неклассическая методология подводит некоторых ученых вообще к отрицанию возможности с помощью научных методов исследовать социальное бытие. Такие гуманитарные науки, как социология, экономика, юриспруденция вырабатывают условные знания. Эти науки исследуют не само социальное бытие в его непосредственности, т.е. социальный диалог, а внешние условия ведения этого диалога.
Очень важным методологическим принципом является требование «различать, а не смешивать».
Реляционизм – относительная истинность того или иного утверждения.
Неклассическая методология в настоящее время (постнеклассическая методология) характеризуется использованием достижений синергетики. Основатель – И. Пригожин.
Синергетика – наука о самоорганизующихся системах, состояние которых определяется не только закономерными, познаваемыми явлениями, но и случайными явлениями.
Любая система существует и развивается благодаря противоречивому соотношению порядка и хаоса. Причем порядок обеспечивает устойчивость системе, а хаос является источником её развития.
Любая система, в том числе и социальная, является открытой, т.е. на её состояние влияет огромное количество факторов, которые ни один ученый не сможет исследовать. Поэтому выводы наук всегда носят условный, вероятностный характер. Вместо категории «закономерность» и «определенный результат», в котором уверены ученые, целесообразней использовать категорию «веер возможных путей развития».
Синергетика позволяет преодолеть распространенную у ученых, в т.ч. у правоведов, убежденность в достижении четко определенного результата, например, в случае принятия научно обоснованных законов. В российской правовой науке впервые на выводы синергетики обратил внимание А.Б. Венгеров.
|
|
В целом неклассическая методология исходит из того, что социальные явления сущностно противоречивы, и поэтому для адекватного определения социальных явлений необходимо использовать взаимоисключающие характеристики.
Система методов юридической науки
С точки зрения науковедения каждая наука имеет свой предмет и метод. Классическая методология однозначно исходит из первичности предмета и производности метода. По неклассической методологии предмет исследования во многом определяется его методом. В современной науке метод – это способ и прием исследования. С греческого метод – это путь, направление движения.
С т.з. В.С. Нерсесянца имеет место дуализм объектов (государство и право как целостные явления) и единство предмета (понятие права, и производное от него правовое понятие государства) теории государства и права. Кроме того, ученый также указывает, что юристы рассматривают государство и право с одной, юридической, точки зрения как особые институционализированные явления общественной жизни, т.е. с использованием особой юридической методологии. Таким образом, академик В.С. Нерсесянц исходит из того, что метод во многом определяет предмет науки.
Термин «методология» традиционно употребляется в двух смыслах:
- методология – учение о методе;
- методология – система методов данной конкретной науки, включая общенаучные методы.
Е.В. Ушаков делит все методы на 4 группы. Именно на их рассмотрении мы сейчас и остановимся. Определенное дополнение в эту систему вносит также М.Н. Марченко.
1. Предельно общие методы (их иногда ещё называют принципами исследования). Это методы логические и философские.
Целесообразнее их называть принципами познания, т.к. это начала и установки, которым необходимо следовать на протяжении всего научного исследования. Эти принципы вытекают из признаков самой науки и характеризуют данное познание как научное. К таковым относятся:
- принцип всестороннего исследования объекта, например, государственно-правовые явления необходимо исследовать во взаимодействии с другими социальными явлениями;
- принцип объективности – т.е. признание возможности получения рационального знания о данном явлении и его обоснования; точка зрения ученого должна быть обоснована;
- принцип системности – наука изучает такие социальные явления, которые имеют определенную структуру, между элементами которой существуют определенные связи; нарушение принципа системности ведет к неполноте научного исследования;
- принцип плюрализма – в научном исследовании необходимо рассмотреть и проанализировать различные основные подходы к решению данной проблемы;
- принцип историзма – социальные явления необходимо исследовать в развитии; например, при исследовании того или иного института целесообразно представить краткий исторический очерк его развития;
- принцип комплексности исследования, т.е данное юридическое явление необходимо рассматривать с учетом выводов других наук.
В.М. Сырых следующим образом определяет предмет юриспруденции (3 элемента):
- нормативный, т.е. законодательные тексты и иные источники права;
- связанный с реализацией норм права, содержащийся в актах права;
- социальные явления, не являющиеся юридическими, но влияющие на функции права.
Здесь же стоит сказать и о таком понятии, как подход к познанию. В качестве подходов можно выделить диалектический, материалистический, идеалистический в их различных комбинациях, а также метафизический, в рамках которого на сегодняшний день рассматривают духовно-культурологический подход. Подходы представляют собой некие магистральные направления познания, определяющие методологию познания в целом.
Как методологические категории более высокого порядка могут быть также рассмотрены парадигмы мышления, научные традиции, а также научно-исследовательские программы, которые определяют методологию познания в целом. Все вышеперечисленные субстанции и составляют первый уровень методологии познания любой науки, юриспруденции в том числе.
2. Общенаучные методы.
Используются во всех или в большинстве наук в равной мере.
В выделении этих общенаучных методов отражается динамика научного исследования.
1) Наблюдение – сбор фактов, эмпирический этап исследования;
2) Эксперимент.
Мишель Фуко по поводу эксперимента говорил: «Эксперимент – пытка природы».
3) Обобщение – полученные факты обобщаются, анализируются, синтезируются;
4) формально-логический метод – применение законов логики;
Например, закон тождества – в рамках одного исследования должен выдерживаться соответствующий предмет исследования; раскрытие объема и содержания научных понятий;
5) метод абстрагирования и конкретизации;
6) диалектический метод.
3. Частнонаучные методы – методы отдельных наук, которые непосредственно отражают специфику предмета данной науки. Для правовой науки основным является формально-юридический метод. Выделяются также, наряду с ним, метод правового эксперимента, метод толкования правовых норм, технико-юридический метод, метод правового моделирования, историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод и др.
4. Специальные методы – методы, разработанные в иных науках, которые частично применяются при исследовании предмета данной науки (юриспруденции) – метод конкретно-социологических исследований, кибернетический, статистический и т.д.
В указанном широком смысле понятие «методология» сформировалось лишь в Новое время. В традиционных культурах обоснованнее говорить не о юридической методологии, а об определенном стиле юридического мышления.