Общая характеристика методологии юридической науки

Классическая и неклассическая методология: общая характеристика и использование в юриспруденции

Зачатки науки существовали ещё на Древнем Востоке. Считается, что в античной культуре возникла преднаука. Античное мышление характеризуется высоким уровнем рационализации. По мнению науковеда В.С. Степина («Теоретическое знание») до эпохи Нового времени как таковой не существовало. В связи с этим понятием «преднаука» охватывается этап мировой истории до 16-17 в.в. нашей эры. Собственно наука в прямом смысле этого слова возникает в Новое время – на рубеже 16-17 вв. в результате отпочкования от теологии и философии.

В рамках развития науки принято выделять три этапа:

- классический;

- неклассический;

- постнеклассический (современный).

Соответственно двум первым этапам говорят о классической (картезианской) и неклассической методологии.

Классическая методология (17-конец 18-го в.).

Для нее характерен объектный стиль мышления и убежденность в возможности познать предмет сам по себе. Классическая методология исходит также из убежденности в возможности установить единое для всех знание. «Истина рождается в споре, но после спора; истина должна быть объявлена единой для всех».

Классическая методология сложилась на основе успехов естествознания, её ещё также называют механистической и аналитической. Одним из основателей этой методологии выступает Рене Декарт – Картезий, отсюда второе название – картезианская методология. Он, в частности, утверждает: «Я определяю то знание, которое мы называем наукой, как очевидность истины, основанную на некоем начале или принципе». В основе этой методологии лежит установка: прежде чем решить проблему, её надо упростить до некоей очевидности.

Картезианская методология основана на достижениях естествознания и исходит из следующих постулатов:

- вселенная – совокупность неделимых и неизменных частиц;

- все можно вычислять и предвидеть; если ученый сталкивается с явлениями, на первый взгляд, случайными и непонятными, то это – результат неполноты знания;

- природу, общество и человека можно рассматривать как особую машину, механизм (отсюда название – механистическая методология).

Для классической методологии характерен монологический стиль познания.

Такого рода методология в юриспруденции проявляется в т.н. правовом идеализме и юридическом волюнтаризме, т.е. существует убеждение, что «достаточно принять «хорошие» законы, которые неизбежно управят обществом», возникает убежденность, что все общественные отношения можно нормативно, юридически урегулировать.

Неклассическая методология.

С конца 19-го – начала 20-го в. начинает формироваться неклассическая методология, чему способствовали, прежде всего, две причины. Во-первых, в физике возникает квантовая механика, формулируется теория относительности, совершаются другие открытия, выводы и результаты исследований которых уже не соответствуют в полном объеме началам и принципам классической методологии. В физике – принцип неопределенности, а также было признано, что научные выводы во многом зависят от позиции наблюдателя. Теория относительности признала неабсолютный характер времени и пространства.

Гуманитарии стали обращать внимание на недопустимость однозначного перенесения методологии естествознания в социальные науки. Элементы новой неклассической методологии впервые стали оформляться в т.н. философии жизни, - основатели Ф. Ницше, Ф.М. Достоевский, В. Дильтей.

Сопоставляя классическую и неклассическую методологию, можно составить таблицу, отражающую их характерные черты.

Классическая методология Неклассическая методология
1. Рациональное сознание направлено на существующий независимо от субъекта познания миропорядок; 1. Диалогизм, признание различных, не сводимых друг к другу позиций;
2. Понимание рационального как прослеживания связей «готового» бытия; 2. Признание невозможности и нецелесообразности полной рационализации отношений человека к миру; С. Франк в работе «Непостижимое» доказывает, что есть явления очевидные, но при этом рационально непостижимые;
3. Рациональное сознание исходит из возможности прямого схватывания и исследования свойств и связей исследуемого предмета; 3. Предметом рационального сознания становится сама деятельность по выработке рационального знания. М.М. Бахтин утверждал, что «содержание предмета определяется нашим отношением к нему»;
4. Абстрагирование рационального сознания от контекста социальной деятельности;  
5. Установка на полную рационализацию ментальности, недооценка внерациональных и ценностных форм ментальности и культуры  

В результате возникновения неклассической методологии в прошлом оказался идеал 19 века о формировании единой научной картины мира и общей научной методологии.

В настоящее время признается специфика социо-гуманитарных исследований. Основная особенность – совпадение субъекта и объекта исследования. Гуманитарий, исследуя те или иные социальные явления, не должен допускать их излишней объективации и формализации.

Социолог Марена «Социолог должен окунуться в познаваемое социальное явление, вступить в диалог с участниками социального пространства».

Неклассическую методологию можно также назвать диалогической, т.е. ученый в процессе научного исследования должен оставаться участником социального диалога. Также эту методологию называют контекстной ввиду следующих причин. Если в классической методологии истинность утверждения зависит только от его содержания, то в неклассической методологии истинность того или иного научного тезиса зависит не только от его содержания, но и от контекста его произнесения. Это означает, что гуманитарий никогда не должен отрываться от контекста. Контекстную методологию важно использовать в юриспруденции, особенно при разрешении сложных нетипичных правовых ситуаций с использованием оценочных понятий, и при толковании правовых норм, содержащих в себе суровые санкции.

Возникновение новой неклассической методологии не означает отрицание старой классической методологии, но при этом ученые должны знать, что с помощью классических методов можно изучить отдельные стороны общественного и индивидуального бытия. Это такие социальные явления, объективация и формализация которых не препятствует получению адекватного знания. Классическую методологию можно использовать при разрешении типичных социальных ситуаций, когда реализуются нормы, обеспечивающие элементарный общественный порядок – сфера полицейского права, например.

В рамках гуманитарных наук неклассическая методология подводит некоторых ученых вообще к отрицанию возможности с помощью научных методов исследовать социальное бытие. Такие гуманитарные науки, как социология, экономика, юриспруденция вырабатывают условные знания. Эти науки исследуют не само социальное бытие в его непосредственности, т.е. социальный диалог, а внешние условия ведения этого диалога.

Очень важным методологическим принципом является требование «различать, а не смешивать».

Реляционизм – относительная истинность того или иного утверждения.

Неклассическая методология в настоящее время (постнеклассическая методология) характеризуется использованием достижений синергетики. Основатель – И. Пригожин.

Синергетика – наука о самоорганизующихся системах, состояние которых определяется не только закономерными, познаваемыми явлениями, но и случайными явлениями.

Любая система существует и развивается благодаря противоречивому соотношению порядка и хаоса. Причем порядок обеспечивает устойчивость системе, а хаос является источником её развития.

Любая система, в том числе и социальная, является открытой, т.е. на её состояние влияет огромное количество факторов, которые ни один ученый не сможет исследовать. Поэтому выводы наук всегда носят условный, вероятностный характер. Вместо категории «закономерность» и «определенный результат», в котором уверены ученые, целесообразней использовать категорию «веер возможных путей развития».

Синергетика позволяет преодолеть распространенную у ученых, в т.ч. у правоведов, убежденность в достижении четко определенного результата, например, в случае принятия научно обоснованных законов. В российской правовой науке впервые на выводы синергетики обратил внимание А.Б. Венгеров.

В целом неклассическая методология исходит из того, что социальные явления сущностно противоречивы, и поэтому для адекватного определения социальных явлений необходимо использовать взаимоисключающие характеристики.

Система методов юридической науки

С точки зрения науковедения каждая наука имеет свой предмет и метод. Классическая методология однозначно исходит из первичности предмета и производности метода. По неклассической методологии предмет исследования во многом определяется его методом. В современной науке метод – это способ и прием исследования. С греческого метод – это путь, направление движения.

С т.з. В.С. Нерсесянца имеет место дуализм объектов (государство и право как целостные явления) и единство предмета (понятие права, и производное от него правовое понятие государства) теории государства и права. Кроме того, ученый также указывает, что юристы рассматривают государство и право с одной, юридической, точки зрения как особые институционализированные явления общественной жизни, т.е. с использованием особой юридической методологии. Таким образом, академик В.С. Нерсесянц исходит из того, что метод во многом определяет предмет науки.

Термин «методология» традиционно употребляется в двух смыслах:

- методология – учение о методе;

- методология – система методов данной конкретной науки, включая общенаучные методы.

Е.В. Ушаков делит все методы на 4 группы. Именно на их рассмотрении мы сейчас и остановимся. Определенное дополнение в эту систему вносит также М.Н. Марченко.

1. Предельно общие методы (их иногда ещё называют принципами исследования). Это методы логические и философские.

Целесообразнее их называть принципами познания, т.к. это начала и установки, которым необходимо следовать на протяжении всего научного исследования. Эти принципы вытекают из признаков самой науки и характеризуют данное познание как научное. К таковым относятся:

- принцип всестороннего исследования объекта, например, государственно-правовые явления необходимо исследовать во взаимодействии с другими социальными явлениями;

- принцип объективности – т.е. признание возможности получения рационального знания о данном явлении и его обоснования; точка зрения ученого должна быть обоснована;

- принцип системности – наука изучает такие социальные явления, которые имеют определенную структуру, между элементами которой существуют определенные связи; нарушение принципа системности ведет к неполноте научного исследования;

- принцип плюрализма – в научном исследовании необходимо рассмотреть и проанализировать различные основные подходы к решению данной проблемы;

- принцип историзма – социальные явления необходимо исследовать в развитии; например, при исследовании того или иного института целесообразно представить краткий исторический очерк его развития;

- принцип комплексности исследования, т.е данное юридическое явление необходимо рассматривать с учетом выводов других наук.

В.М. Сырых следующим образом определяет предмет юриспруденции (3 элемента):

- нормативный, т.е. законодательные тексты и иные источники права;

- связанный с реализацией норм права, содержащийся в актах права;

- социальные явления, не являющиеся юридическими, но влияющие на функции права.

Здесь же стоит сказать и о таком понятии, как подход к познанию. В качестве подходов можно выделить диалектический, материалистический, идеалистический в их различных комбинациях, а также метафизический, в рамках которого на сегодняшний день рассматривают духовно-культурологический подход. Подходы представляют собой некие магистральные направления познания, определяющие методологию познания в целом.

Как методологические категории более высокого порядка могут быть также рассмотрены парадигмы мышления, научные традиции, а также научно-исследовательские программы, которые определяют методологию познания в целом. Все вышеперечисленные субстанции и составляют первый уровень методологии познания любой науки, юриспруденции в том числе.

2. Общенаучные методы.

Используются во всех или в большинстве наук в равной мере.

В выделении этих общенаучных методов отражается динамика научного исследования.

1) Наблюдение – сбор фактов, эмпирический этап исследования;

2) Эксперимент.

Мишель Фуко по поводу эксперимента говорил: «Эксперимент – пытка природы».

3) Обобщение – полученные факты обобщаются, анализируются, синтезируются;

4) формально-логический метод – применение законов логики;

Например, закон тождества – в рамках одного исследования должен выдерживаться соответствующий предмет исследования; раскрытие объема и содержания научных понятий;

5) метод абстрагирования и конкретизации;

6) диалектический метод.

3. Частнонаучные методы – методы отдельных наук, которые непосредственно отражают специфику предмета данной науки. Для правовой науки основным является формально-юридический метод. Выделяются также, наряду с ним, метод правового эксперимента, метод толкования правовых норм, технико-юридический метод, метод правового моделирования, историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод и др.

4. Специальные методы – методы, разработанные в иных науках, которые частично применяются при исследовании предмета данной науки (юриспруденции) – метод конкретно-социологических исследований, кибернетический, статистический и т.д.

В указанном широком смысле понятие «методология» сформировалось лишь в Новое время. В традиционных культурах обоснованнее говорить не о юридической методологии, а об определенном стиле юридического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: