Тема 2. Управление затратами в логистических системах

Вопрос 1. Издержки, затраты, расходы и себестоимость как экономические категории

Международный опыт бизнеса показывает, что на конкурентных рынках подчас критическими становятся не внешние, а внутренние конкурентные преимущества. Правильная система контроля и управления затратами позво­ляет их снижать, а значит, снижать риски бизнеса, с одной стороны, и получить большую прибыль при той же цене и обороте — с другой.

В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое ком­мерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.

Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и пред­ложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов сни­жения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость». Непра­вильное определение этих понятий может исказить их экономический смысл.

Издержки — это выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, Глава 5. Экономические основы логистики и УЦП 105 труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции (товаров). Подразумевается, что издержки включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т. д.

Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) расходы предприятия, т. е. стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе своей деятельности на производство, обращение и сбыт продукции. Определение расходов как экономической категории в составе информации, формируемой в бухгалтерском учете, дано в ПБУ10/99 «Расходы организации». Согласно ему признание расходов в бухгалтерском учете происходит при нали­чии следующих условий:

• расход производится в соответствии с конкретным договором, требовани­ем законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

• сумма расхода может быть определена;

• фактические траты денежных средств подтверждены полным пакетом документов, оформленных в соответствии с нормами и требованиями к запол­нению первичной бухгалтерской отчетности;

• имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции про­изойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не ис­полнено хотя бы одно из названных условий, то она либо будет не вправе при­нять данные расходы на баланс организации, либо в бухгалтерском учете будет признана дебиторская задолженность.

Таким образом, расходами организации признается стоимость использо­ванных ресурсов, которые полностью потрачены (израсходованы) в течение определенного периода времени для получения дохода. Такой подход называ­ется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по дебету и кредиту счетов «Прочие доходы и расходы» и «Прибыли и убытки». Применительно к счету «Продажи» расходы организации по существу характе­ризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции в условиях перехода к рыночной экономике является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия склады­вается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продук­ции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности.

Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

• оценки выполнения плана поданному показателю и его динамики;

• определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; • осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;

• выявления резервов снижения себестоимости продукции;

• определения цен на продукцию;

• исчисления национального дохода в масштабах страны;

• расчета экономической эффективности внедрения новой техники, техно­логии и организационно-технических мероприятий;

• обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

В настоящее время состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется Налоговым кодексом РФ. Следует отметить, что данный до­ кумент вообще не включает понятия себестоимости. Согласно ст. 247 НК РФ, «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов», образуют прибыль организации. Расходами признаются обоснованные и доку­ ментально подтвержденные затраты, осуществленные, понесенные налогопла­ тельщиком. Из этого следует, что Налоговый кодекс трактует понятия «расходы» и «затраты» одинаково.

Таким образом, с экономической точки зрения себестоимость продукции (работ, услуг) — это затраты предприятия, связанные с производством и реали­ зацией продукции.

Себестоимость продукции — показатель качественный, в котором отра­жаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем экономичнее организация использует трудовые, матери­ альные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственно-сбытового процесса, тем больше будет прибыль.

На себестоимость продукции могут оказывать влияние множество факторов.

В целях эффективной работы логистической си­стемы изменение данных факторов необходимо отслеживать и по возможности устранять их негативные влияния. Таким образом, с экономической точки зрения себестоимость продукции (ра­бот, услуг)— это затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. В реальных экономических условиях в целях победы в конкурентной борьбе необходимо стремиться к снижению себестоимости продукции без потерь вее качестве благодаря применению современных концепций и методов логис­ тического управления. Но прежде чем переходить к решительным действиям по снижению затрат, их необходимо правильно подсчитать и распределить между различными видами выпускаемой продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: