План практического занятия
1. Формы и степени психического недоразвития.
2. Умственная отсталость при наследственных заболеваниях.
3. Метаболические олигофрении.
4. Смешанные формы олигофрении.
5. Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях
– Раскройте понятие «психическое недоразвитие».
– Каковы основные клинико-психологические критерии психического недоразвития?
– Охарактеризуйте основные подходы к классификации умственной отсталости.
– Раскройте содержание основного симптома психического недоразвития.
– Назовите основные дифференцированные формы умственной отсталости.
– В чем отличие дифференцированных и недифференцированных форм умственной отсталости?
– Назовите и дайте клиническую характеристику умственной отсталости при хромосомных болезнях.
– Какие формы умственной отсталости относятся к наследственным заболеваниям обмена?
– Охарактеризуйте клинические проявления наследственных заболеваний обмена (на выбор).
|
|
– Какие формы умственной отсталости относятся к экзогенным?
– Охарактеризуйте проявления экзогенных форм умственной отсталости (на выбор).
– В чем отличие семейной формы от других форм умственной отсталости?
– Охарактеризуйте осложненные формы умственной отсталости.
– Охарактеризуйте основные варианты декомпенсации в процессе их реабилитации.
– Смоделировать присутствие в медико-педагогической консультации при обследовании детей с отклонениями в развитии.
– Провести наблюдение за обследованием ребенка с психоневрологическим отклонением.
– Каковы медицинские и педагогические рекомендации при отклонениях в развитии?
– Какова схема составления истории болезни с отклонениями в развитии?
Темы рефератов:
1) «Клиника наследственных заболеваний, сочетающихся с умственной отсталостью».
2) «Характеристика форм и степеней умственной отсталости».
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для студ. педагогич. вузов. — М.: Акад. проект: Фонд «Мир», 2009. — 766 с. — Допущено УМО МО РФ.
2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб.: Речь, 2007. — 391 с.
3. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 160 с. — Допущено УМО РФ.
б) дополнительная литература:
1. Бадалян Л.О. Невропатология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л.О.Бадалян. 6 изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2009. — 400 с.
|
|
2. Бортникова С.М., Зубахина Т.В. Нервные и психические болезни: учеб. пособие (Сер. «Медицина для Вас»); Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 480 с.
3. Винарская Е.Н. Дизартрия. — М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006.
4. Волкова Л.С. Логопедия: Нарушения темпа и ритма речи. – М.: Владос, 2003. – Кн. 2.
5. Дыгало И.Н., Шпорт Л.В., Кравцова О.С. Семейная медсестра. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. — 368 с. Допущено МО РФ.
6. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003.
7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа.: учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Просвещение, 2009. — 319 с.
8. Назарова Н.М., Г.Н. Пенин; под ред. Н.М. Назаровой. Специальная педагогика. В 3 т. Т.1. История специальной педагогики. М.: Академия ИЦ, 2007. — 352 с.