double arrow
Акустические признаки звуков речи

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические призна­ки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для ус­пешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) — их качество определяется ха­рактером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: соглас­ные м, м', н, н′, л, л′, р, р', j.

Ш у м н ы е — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные в, в', з, з', ж;

звонкие шумные мгновенные б, б′, д, д', г, г';

глухие шумные длительные ф, ф′, с, с′, ш, х, х';

глухие шумные мгновенные п, п', т, т', к, к'.

По производимому звуками акустическому впечатлению вы­деляют следующие подгруппы звуков:

свистящие с, с', з, з', ц;

шипящие ш, ж, ч, щ;

твердые п, в, ш, ж, ц и др.;

мягкие п', в', ч, щ и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой язы­ка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо разви­вать фонематический слух, т. е. способность различать и воспро­изводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка; вырабатывать хорошую дикцию, т.е. подвиж­ность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каж­дого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; разви­вать речевое дыхание, т.е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слит­ность произношения.






Сейчас читают про: