Звуковое членение речи

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. || Дверь в сад была открыта, || на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л. Т.) членится паузами на три фразы (границы между фразами обозначаются двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Они и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере в одном сложном предложении две фразы. Одно сложное предложение может соответствовать и одной фразе: Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.); Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу (Гонч.).

Фраза может члениться на речевые такты.

Речевой такт (или фонетическая синтагма) – основная единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. Речевой такт может состоять из одной или нескольких словоформ. Он выделяется в повествовательной речи более сильным ударением на последнем слове фонетической синтагмы: Например, фраза Было ветрено, | сыро| и скверно состоит из трех тактов (границы между тактами обозначаются одной вертикальной чертой). Сравните членение звукового потока на фразы: Как ныне сбирается |вещий Олег || Отмстить неразумным хазарам||: Их сёла и нивы| за буйный набег || Обрёк он| мечам и пожарам (П.).

Членение речевого потока на фразы и такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, возможны варианты членения фразы на речевые такты; ср.: На другой день весть о пожаре | разнеслась по всему околотку. (П.) – На другой день| весть о пожаре | разнеслась по всему околотку. – На другой день весть о пожаре | разнеслась | по всему околотку. В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение; ср.: Надо учиться, | работать | и отдыхать.Надо учиться работать | и отдыхать; Как испугали её | слова брата.Как испугали её слова | брата.

Речевые такты, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Поэтому невозможно такое, например, членение на такты: на | другой день или на другой | день.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Так, во фразе В ту же ночь | широкая лодка | отчалила от гостиницы… (Т.) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова (сочетания слов в ту же, от гостиницы образуют одно фонетическое слово). Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки.

Фонетический слог – это часть фонетического слова (звук или несколько звуков), произносимая одним выдыхательным толчком воздуха. Слог – это минимальная произносительная единица, которая служит полем реализации сегментных и суперсегментных признаков.

Звук – это минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами.

Акустическая характеристика звуков речи

Звук с акустической точки зрения – результат колебаний частиц воздуха, источником которых являются колебания какого-либо упругого тела. Основным источником звуков речи являются колебания голосовых связок, преобразуемые системой резонаторов в надгортанных полостях. Возникающие в результате колебания голосовых связок сжатие и разрежение воздуха создают звуковую волну, которая воспринимается слуховым аппаратом человека.

Образующиеся колебания могут быть периодическими, если они образованы волнами равной длительности. Такие колебания называются музыкальными тонами или просто тонами. Они графически изображаются в виде синусоиды.

Звуки, возникающие в результате непериодических (неравномерных, неритмических) колебаний называются шумами. Источником тоновых звуков являются колебания голосовых связок, шумы образуются в надгортанных полостях, в месте преграды. Вследствие непериодических колебаний образуются глухие согласные; периодических – все остальные согласные, а также гласные.

Звук характеризуется акустическими признаками высоты, интенсивности, длительности.

Высота звука зависит от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени. Звуки с малой частотой называются низкими, с большой частотой — высокими.

Интенсивность звука зависит от амплитуды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем интенсивнее, т. е. громче звук. Отсюда громкий и тихий звук.

Лингвистическое значение акустического признака интенсивности весьма велико. Достаточный уровень интенсивности обеспечивает точность и ясность передачи речи, а следовательно, и ее восприятия.

Длительность звука определяется временем его звучания. В русском языке, в отличие от некоторых других языков, длительность звука не имеет функциональной значимости.

Артикуляционная характеристика звуков речи.

В русском языке выделяются две группы звуков — гласные и согласные. С точки зрения артикуляционной их различие состоит в следующем:

а) при образовании гласных воздушная струя свободно проходит через полость рта, при образовании же согласных образуется преграда (смычка или щель);

б) гласные в отличие от согласных характеризуются более однообразной формой тела языка; для русского языка характерно произношение гласных при опущенном книзу кончике языка и с выгнутой верху спинкой. Согласные образуются при более сложных движениях языка. При образовании гласных отмечается общее («разлитое») напряжение, при произношении же согласных напряжение локализовано в месте образования преграды;

в) гласные и согласные различаются силой выдыхаемой струи воздуха: при произношении гласных она слабая, при произношении согласных — более сильная.

Устройство речевого аппарата

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Артикуляцией (от лат. аrticulare – «членораздельно выговаривать») называются движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука.

В артикуляции каждого звука различаются три фазы:

экскурсия (приступ) – переход органов из состояния покоя (нейтрального положения) или от артикуляции предшествующего звука в рабочее положение;

экспозиция (выдержка) – основная фаза звука, когда органы речи установлены именно для данной артикуляции;

рекурсия (отступ) – возвращение органов в нейтральное положение или переход к артикуляции следующего звука.

Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка. Глотка меняет форму и объем за счет движения тела языка вперед и назад.

Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при образовании [у], [о]).

Произносительный аппарат:

1 — твердое нёбо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — надгортанник; 12 — голосовая щель; 13 —щитовидный хрящ; 14 — перстневидный хрящ; 15 — носоглотка; 16 — мягкое нёбо; 17 — язычок; 18 — гортань; 19 — черпаловидный хрящ; 20 — пищевод; 21 — трахея

Наиболее подвижный орган речи – язык. Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль — они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны — они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] обе пассивны.

Работа речевого аппарата

Звуки мы произносим при выдыхании.

Воздух из легких идет в дыхательное горло. Он встречает на своем пути голосовые связки; если они сдвинуты и напряжены, то при движении воздушной струи начинают колебаться. Колебания воздушных связок создают тон. Сдвинутость голосовых связок – первое препятствие, которое встречает на своем пути воздушная струя.

Все звуки делятся на тоны и шумы. Тон – музыкальный звук, шум – немузыкальный. Колеблясь, голосовые связки образуют музыкальный звук – тон. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются и тон не возникает.

В ротовой полости воздушная струя либо проходит свободно (при этом произносятся гласные: они состоят из чистого тона), либо встречают препятствия и с шумом преодолевает их (при этом произносятся согласные: они состоят из тона и шума или из чистого шума). Значит, в ротовой полости может быть второе препятствие для воздушной струи.

Классификация звуков по сонорности, т. е. по степени участия в звуке тона.

1. Тон, созданный голосовыми связками, в ротовой полости не осложняется шумами, так как воздушная струя через рот проходит свободно. Так произносятся гласные.

2. Тон осложняется шумом, так как воздушная струя в ротовой полости встречает препятствия. Однако тон преобладает над шумом: несмотря на препятствия, проток для воздушной струи остается достаточно широким. Шум не настолько интенсивен, чтобы стать основным компонентом звука. Так произносятся сонорные согласные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [j] (йот, например, в начале слова яма).

3. Тон осложняется шумом; шум преобладает над тоном: препятствия на пути воздушной струи заставляют ее с интенсивным шумом преодолевать их. Так произносятся звонкие шумные согласные: [б], [б'], [в], [в'], [д], [д'], [з], [з'], [ж], [ж'], [г], [г'].

4. Голосовые связки раздвинуты, тон не образуется; звук создают одни шумы, которыми сопровождается протекание воздушной струи через ротовую полость. Так произносятся глухие шумные согласные: [п], [п'], [ф], [ф'], [т], [т'], [с], [с'], [ц], [ш], [ш'], [ч'], [к], [к'], [х], [х'].

Таблица 1 показывает эти различия:

Таблица 1

Звуки Препятствия
в дыхательном горле в ротовой полости
Гласные +
Сонорные согласные + +
Шумные звонкие согласные + +
Шумные глухие согласные +

Препятствие в дыхательном горле – сдвинутые голосовые связки – преодолевается так: воздушная струя проходит сквозь их сдвиг, колебля голосовые связки. Препятствия в ротовой полости – это сближение губ друг с другом, нижней губы с зубами, языка с зубами или нёбом. (Таблица не показывает, чем отличаются сонорные согласные от шумных звонких согласных: меньшей интенсивностью шума, менее значительными препятствиями на пути воздушной струи.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: