Артикуляционные признаки звуков речи

Тема 3. Произносительная сторона речи.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноситель­ная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повы­шение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темпскорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмо­циональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голосасилу и высоту; речевое дыхание — его длительность и интенсивность.

Система фонем

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи раз­личаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании прини­мают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми складками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей ре­чевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управ­лению процессами рече- и голосообразования, т. е. процессы дыха­ния, голосообразования и артикуляции регулируются деятель­ностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осущест­вляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппа­рата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голо­совых складок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их диф­ференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, по­лость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).. Источником образования звуков речи служит струя воздуха, иду­щая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя, воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые складки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые складки не вибрируют, и голос не образуется, а если складки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наи­большую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка.

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движе­ния. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и от­дельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а пе­редняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опуще­ны, а задняя — высоко подниматься вверх (при звуке к); кон­чик языка может подниматься, а передняя и средняя части спин­ки вместе с боковыми краями — опускаться (при звуке л). Благо­даря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может со­здавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акус­тические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­щей комбинацией различительных признаков, как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Артикуляционные признаки звуков речи

Рассмотрим артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает возможность фиксировать внимание де­тей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата, выявлять нарушения в артикуляции звуков и находить наиболееэффективные пути их устранения.

В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, и виде последо­вательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

(При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздухане встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды).

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

(При образовании гласных звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос).

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. 1аbiа — губы), а все остальные гласные — нелабиализованн ы м и;

(В зависимости от степени выдвижения губ вперед различа­ют гласные неогубленные (нелабиализованные)а, ы (губы в нейтральном положении), э, и (губы растянуты, как при улыб­ке) и огубленные (лабиализованные)о, у (губы округляют­ся и выдвигаются вперед).

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний
подъем);

(Степень подъема передней, средней или задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

(При участии передней части спинки языка образуются звуки и, эгласные переднего ряда, средней части спинки языка — а, ыгласные среднего ряда, задней части спинки языка — о, угласные заднего ряда).

Описанная выше классификация гласных фонем представлена в таблице 1.

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

2) способ артикуляции;

3) место артикуляции;

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

5) место резонирования.

По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б', д,д', г,г', в,в', 3,3', ж,ж';

2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л', р,р', м,м', н,н', й (j);

(При образовании звонких согласных (в, в', з, з', ж, б, б′, д, д', г, г') и сонорных (звучных) согласных (j, м, м', н, н', л, л', р, р') голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос).

3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п', т,т', к,к', ф,ф', с,с', х, ц, ч', ш, щ.

(При образовании глухих согласных (ф, ф', с, с', ш, п, п', т, т', к, к', х, х', ц, ч, щ) голосовые складки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется).

По второму признаку (по способу артикуляции)

(Способ образования отражает характер преграды, т. е. в фор­ме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т. п.).

согласные делятся на:

1) смычные — смычно-взрывные: 6,6', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к'

(Смычно-взрывные – органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходя­щей изо рта воздушной струей:

п, п', 6, б' — смычку образуют губы;

т, т', д, д' — передняя часть спинки языка образует смыч­ку с верхними зубами или альвеолами;

к, к', г, г' — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба).

и смычно-проходные: м,м', н,н', л,л';

(Смычно-проходные — органы артикуляционного аппарата об­разуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается про­ход в другом месте:

м, м' — смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

н, н′ — передняя часть спинки языка образует смычку с верх­ними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л, л' — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой).

2) щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х', й (j);

(Щелевые (фрикативные) — органы артикуляционного аппара­та сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выды­хаемая струя воздуха:

ф, ф', в, в' — нижняя губа образует щель с верхними зубами; с, с', з, з' — передняя часть спинки языка образует щель с верх­ними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими аль­веолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и пере­ходящими в слизистую оболочку нёба;

ш, ж, щ — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное зву­чание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик язы­ка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

х, х' — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

j — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом).

3) аффрикаты: ц, ч;

(Смычно-щелевые (аффрикаты) — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной ар­тикуляции к другой совершается незаметно:

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвео­лами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходя­щую незаметно в щель между ними (правильное звучание быва­ет и при нижнем положении кончика языка).

4) дрожащие: р,р'.

(Дрожащие (вибранты):

р, р' — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе).

По третьему признаку (по месту артикуляции)

(Место образования определяется подвижными органами (язы­ком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи).

согласные делятся на:

1) губные — губно-губные: м,м', п,п', б,б' и губно-зубные: ф,ф', в,в';

(Губно-губные: п, п′, 6, б', м, м′ — преграда образуется ниж­ней и верхней губой; Губно-зубные: ф, ф′, в, в' — преграда образуется нижней губой и верхними зубами).

2) язычные — язычно-зубные: т, т', д,д', н,н', с,с', з,з', ц;
язычно-альвеолярные: л,л', р,р'; язычно-передненебные: ш, ж, ч, щ;
язычно-средненёбные: к', г', х,' й (j); заднеязычные (задненёбные):

г, к, х.

(Переднеязычные: т, д, н, л, л′, р, р', ш, ж, ч, щ, т′, д', н', с, с′, з, з', ц — преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные: j (йот) — преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные: к, к', г, г', х, х' — преграда образуется зад­ней частью спинки языка).

По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

(При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учиты­вать и так называемую дополнительную артикуляцию — п о д ъ е м средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, л и л′: пылпыль, луклюк и т. д. Но есть и непарные звуки: толь­ко твердые — ш, ж, ц, только мягкие — ч, щ, j.

Различие согласных по твердости и мягкости требует осо­бенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозна­чаются одной буквой, а различие на письме достигается с помо­щью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).

По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

1) носовые: м,м', н,н';

(При образовании носовых звуков (м, м', н, н') мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос).

ротовые: все остальные согласные.

(При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость).

Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: