Взаимосвязь звуков русского языка

Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ре­бенка других, более сложных по артикуляции звуков. Знания о взаимосвязи и взаимозависимости звуков русского языка игра­ют большую роль в практической работе логопеда.

Зная, как связаны группы звуков между собой, например, что общего в артикуляции свистящих и шипящих или свистя­щих и р, логопед решает, с какой группы звуков лучше начать коррекционную работу, если нарушено несколь­ко групп звуков. Понимание связи между звуками внутри любой группы (например, между с, з, ц, с', з' — в группе свистящих или между в, з, ж, б, д, г — в группе звонких) дает логопеду возможность решить, какой звук и почему является основным, базовым, в данной группе и в какой последовательности проводить коррекционную работу.

Рассмотрим это на примере перед­неязычных щелевых звуков из двух групп: свистящих — с, з и шипящих — ш, ж.

Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная направленная воздушная струя, иду­щая посередине языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздуш­ная струя. Эти звуки наиболее легки для произношения. Одна­ко у детей трех лет артикуляция звуков ф и в часто бывает неточ­ной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам, и струя воздуха вместо узкой, направленной, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Форми­руя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посере­дине языка, и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сна­чала изолированных, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную длительную воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.

С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых пе­реднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более прос­тых переднеязычных звуках и, э, т, д, н.

Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при артикуляции с, з. У детей трех-четырех лет иногда при произношении звуков и, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов, или же бывает опущен один из боковых краев языка.

При звуках т, д, н язык поднимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Дети же часто произносят звуки т, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упи­рается в узкую щель между передними резцами, вместо того чтобы подниматься за верхние зубы). Добиваясь правильного поло­жения языка за нижними зубами при звуках и, э иподъема язы­ка за верхние зубы при звуках т, д, н, а также ясного произноше­ния изолированных звуков т, д, н, и, э, мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношения дру­гих, более сложных переднеязычных звуков: с, з, ш, ж. Уточняя же их произношение в словах и фразах, мы не только формиру­ем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориен­тировку в звуковой стороне языка.

Таким образом, добиваясь у детей четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, созда­ют базу для появления звуков, более сложных по артикуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: