Основные черты экономических районов

1. Объективность. Экономический район – категория объективная, его первичной основой является природная среда (позиция советских учёных). Экономический район субъективная категория и его основой является зона сбыта продукции (Август Лёш и у др. зарубежных исследователей).

2. Специализация. Любой экономический район имеет чётко выраженную специализацию, для которой имеются все необходимые ресурсы. Такое производство позволяет обеспечивать продукцией не только территорию производителя, но и вывозить её в другие регионы или за рубеж. Такая продукция обладает следующими характеристиками: конкурентноспособность, высокое качество, низкая себестоимость, избыточный объём, что стимулирует экспорт.

3. Комплексность (сочетание, совокупность, состав элементов, рассматриваемых объектом). Понятие комплексности сопряжено с понятием экономической структуры.

4. Наличие многообразных взаимосвязей, обусловленных геополитической обстановкой региона:

1) в нешние связи – межрайонные, а также международные связи;

2) внутренние связи – внутри района.

Через внешние связи регионов осуществляется экономическая и политическая целостность территории всей страны. Внутренние связи способствуют формированию единого экономического пространства России. В данной ситуации особую роль приобретают такие механизмы административного регулирования как налоги и законодательные (односторонние) методы. Регион имеет внешнюю связь только тогда, когда не менее 60% его продукции вывозятся в другие регионы.

Внутрирайонные взаимосвязи способствуют формированию эффективного хозяйственного комплекса районов (ТПК).

В хозяйстве любого региона можно выделить 3 блока отраслей:

v отрасли специализации – определяют лицо и значимость региона в экономике всей страны;

v вспомогательные отрасли – призваны обеспечить эффективное функционирование отраслей специализации, то есть выполняют функцию производственной инфраструктуры (относят: транспорт, системы тепло- и энергоснабжения, водоотведение, канализация, утилизация отходов);

v обслуживающие отрасли – обслуживают потребности населения в конкретных бытовых услугах.

Любой район имеет разные отрасли производств, но только часть является специализированными отраслями.

Для научной и практической разработки районирования в 1921 г. были созданы специальные комиссии при Госплане и Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК). Они выработали научную методологию советского экономического районирования, не потерявшую своего значения и до настоящего времени.

Содержание этой методологии изложено в тезисах Комиссии при ВЦИК по экономическому районированию России. В них выдвигались следующие основные принципы районирования:

1. Экономический – рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого народного хозяйства страны с определённым комплексом профилирующих, вспомогательных и обслуживающих производств.

2. Национальный – учитывающий национальный состав населения района, исторически сложившиеся особенности его труда, культуры и быта и условий их дальнейшего преобразования (Россия – страна многонациональная, и многие её субъекты сформировались не по экономическому принципу, а по национальному. Например, некоторые районы Сев. Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Башкирия).

3. Административный – определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны, создающий наилучшие условия для активного воздействия государства на развитие народного хозяйства. Каждый субъект имеет свои границы, хотя в годы СССР многие из них имели границу условную, обозначенную штрихпунктирной линией на карте (автономные области). Республики имели чёткую границу в отличие от областей и автономных округов.

Эти принципы являются основополагающими и для современной теории и практики экономического районирования России. Кроме этих принципов в современных условиях контуры границ экономических районов определяются развитием НТП, ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, но проводятся они по границам субъектов РФ.

В современных условиях кроме важнейших принципов экономического районирования, разработанных наукой (экономическая география, региональная экономика) и подтверждённых практикой народнохозяйственного регулирования (планирование, управление), устанавливаются следующие требования к выделяемым экономическим районам:

· рациональная специализация хозяйства в системе общественного ТРТ;

· оптимальная концентрация населения и производства для регионов определённого масштаба;

· комплексность, диверсификация (способность к перестройке, манёвру) и интеграция хозяйства;

· рациональная внутрирайонная организация расселения, производства, транспорта и экономических связей;

· эффективные межрайонные производственно-технологические и транспортно-экономические связи.

Следует иметь в виду, что рыночные отношения изменяют экономические взаимоотношения, но не производительные силы. Поэтому сохраняют своё значение прежние (советские) факторы и принципы экономического районирования, но наряду с ними усиливается и роль других, например, социального, экологического и неявного организационного (косвенное регулирование рынка) факторов.

В зависимости от целей и решаемых задач различают две разновидности экономического районирования:

а) интегральное (общехозяйственное);

б)отраслевое (промышленное, с/х и т.д.).

Основными формами ТОПС на территории РФ являются: экономические зоны, экономические районы, подрайоны различного типа, ТПК.

Экономические районы могут объединяться в экономические зоны (макрорегионы). Они отличаются общими природными условиями, экономическими условиями развития производительных сил, историческими факторами хозяйственного становления, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между ресурсами и степенью их использования. Цель выделения – стратегический прогноз развития хозяйства страны.

В России выделены две экономические зоны (макрорегиона) – Западная и Восточная. В Западной зоне – европейская часть России и Урал; в Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

Европейская и Восточная зоны страны по их демографическим и природным ресурсам столь различны, что подходы к изучению этих зон принципиально не совпадают.

На территории Европейской зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь – топливно-энергетических.

В то же время основные природные ресурсы сосредоточены в Восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается примерно 80% угля, 70% нефти с газовым конденсатом, более 90% газа, выпускается более 60% продукции цветной металлургии. И подавляющая часть сырьевых ресурсов экспортируется и потребляется Европейской зоной.

Границы экономических зон принимаются несколько условно, поскольку в пределах каждого из них имеются районы, в которых природно-климатические и хозяйственные характеристики значительно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегиону в целом. Так, северные районы Европейской и Восточной зоны резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным условиям, по достигнутому уровню социально-экономического развития и степени освоенности. Однако выделение северных районов в самостоятельную макроединицу, как это предлагают ряд эконом-географов, вряд ли актуально, так как организационные формы жизнеобеспечения и управления этими территориями жестко связаны со сложившейся структурой административного деления страны.

В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав восточной зоны, в силу большей схожести по уровню развития и обеспеченности ресурсами переведены в состав Европейской зоны.

Экономическое районирование было сформировано в условиях административно-командной советской экономики (централизованно-плановой). В связи с крахом этой системы и переходом к рынку формируется новая территориальная структура экономики, в т.ч. и под воздействием субъективных факторов (экологического, организационного). Районирование должно отражать существующую территориальную структуру экономики и её изменения, поэтому сетка экономических районов должна совершенствоваться.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов.

В 70-е и 80-е годы XX столетия началось и продолжается создание и дальнейшее формирование ряда ТПК: Тимано-Печорский (нефть, газ, уголь); Курская магнитная аномалия (чёрные металлы), Западно-Сибирский, Канско-Ачинский, Саянский, Южно-Якутский (различные сорта угля) и др. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов. Каждый такой ТПК представлен совокупностью предприятий различных отраслей хозяйства, связанных между собой экономически и технологически, имеющим единую систему расселения.

Как закономерное выражение процессов ТРТ ТПК представляют собой наиболее рациональную, совершенную форму территориальной организации общественного производства в научно-технической революции. Их формирование по единой программе даёт возможность получить значительный экономический эффект за счёт кооперирования и комбинирования размещаемых предприятий, рационального использования трудовых ресурсов, территории, природных богатств, транспорта, снижения стоимости строительства вспомогательных и обслуживающих предприятий, инженерных коммуникаций и культурных объектов.

Со временем ТПК стали преобразовываться в территориальные социально-экономические комплексы (ТСЭК). Основоположником ТСЭК является Шарыгин Михаил Дмитриевич (г. Пермь).

ТПК в современных рыночных условиях преобразовываются в финансово-промышленные группы (по сути, ФПГ – это российский аналог зарубежных транснациональных корпораций (ТНК)). За рубежом ТНК начали развиваться с 50-х годов XX века. В России аналоги ТНК назывались ТПК (основоположник теории ТПК в России Н.Н. Колоссовский). Российские ФПГ, как конкурентоспособные структуры, начинают формироваться с 1993г., когда была создана нормативно-правовая база для их деятельности. Цель создания ФПГ – экономическое обеспечение всего хозяйства страны. В структуру ФПГ входят: банки; страховые компании; торговые организации; обособленные, но созданные на базе ФПГ научно-исследовательские центры, ВУЗы для подготовки кадров. Некоторые ФПГ сегодня имеют названия «холдинг», происходит процесс межотраслевой и внутриотраслевой интеграции. ФПГ имеют разную направленность: промышленные, финансовые, торговые, НИИ, объединения ВУЗов и др.

Примеры ФПГ в Свердловской области и в России:

«Драгоценности Урала» в г. Екатеринбурге, (группу составляют следующие организации и предприятия: «Золото-Платина-Банк», Аффинажный завод (по ул. Ленина, 7), Ювелирная фабрика, объединение «Уральские самоцветы» (по ул. Радищева);

«Метчел» в г. Челябинске – предприятия передела черных металлов;

«УГМК» в г. В-Пышма – (её деятельность вышла за пределы Урала);

«СУАЛ» в городах Краснотурьинск и Североуральск – предприятия по переработке бокситов;

РАО «Газпром», РАО «ЕЭС» и многие другие.

Есть ФПГ, которые функционируют за пределами России, т.е они уже преобразовались из ФПГ в ТНК.

Трансформация экономической и политической систем в СССР и Российской Федерации с середины 1980-х гг. создала качественно новую ситуацию для региональной экономической политики:

- распад СССР и формирование постсоветского геополитического и экономического пространства;

- открытие экономики для внешних рынков;

- формирование реального федерализма;

- демилитаризацию экономики.

Эти процессы в сочетании с исходной региональной дифференциацией создают массу новых региональных проблем. Развал СССР привёл к возникновению в России новых приграничных регионов со всеми вытекающими последствиями. Необходимы принципиально новые подходы к развитию их экономики.

Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть территории России в настоящее время – это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы с уровнем развития ниже среднероссийского (80 % населения находятся ниже официальной черты бедности) северокавказские республики, Марий Эл, Алтай, Тува и ряд областей европейской части.

Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие госзаказ и инвестиционный спрос). Здесь высокая степень безработицы. В эту группу входят индустриально развитые области Сев.-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Зап.-Сибирского и Вост.-Сибирского районов.

К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс).

Приграничные регионы выделяются в отдельную группу с учётом геополитической ситуации, так как здесь кроме поднятия экономики необходима принципиально новая для них пограничная и таможенная инфраструктура, которая приведёт к коренным изменениям уклада жизни.

В связи с большой протяженностью территории обостряются проблемы транспортной доступности и издержек на перемещение товаров и людей, а также обмена деловой и культурной информацией. К этому добавляется ухудшение геополитического положения страны после разрушения СССР (утрата ряда важных источников минерального сырья, промышленных баз, морских портов, отошедших в ближнее зарубежье, сужение снабженческо-сбытовых и кооперационных связей с бывшими советскими республиками и т.д.).

Важнейшей задачей наряду с хорошим знанием и использованием огромных ресурсов является их сохранение, а значит – обеспечение территориальной целостности, экономической и национальной безопасности государства. Поскольку ресурсный потенциал имеет строгую территориальную привязку, то его эффективное освоение требует глубокого изучения экономики регионов.

Рынок есть система экономических отношений не только в сфере распределения и обмена, но и производства. Назначение системы – приспособить масштабы и структуру производства к общественным потребностям. Рыночные отношения во всем мире регулируются государством. При этом в противоположность плановому хозяйству, ослабляется роль отраслевых органов управления – министерств и ведомств – и повышается значение территориального управления. Особенно это характерно для такой огромной страны, как Россия.

Список использованных источников:

1. Экономическая география России и стран Ближнего зарубежья: Учебник/под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 551 с. (использованы с. 201-212).

2. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с. (с.246 – 251).

3. Экономическая география России: Учебник – изд. перераб. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М: Российская экономическая академия, 2004. – 568 с. (с. 277-286).

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУВШЭ, 2004. (ист. не использ., рекомендовать студентам с.317-343).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: