Общая характеристика рецепции римского права. Возникновение юридического образования и науки

Тема 4. Рецепция римского права

Историки называют рецепцию римского права третьим завоеванием мира римлянами. “Receptio” означает «заимствование». Юристы употребляют этот термин в широком значении как признание обязательности иностранного права на территории данного государства. В узком смысле рецепция означает восприятие римского права в средние века законодательством и правовой наукой стран континентальной Европы.

В литературе нет единства в хронологических рамках рецепции римского права. Отечественные историки права (З.М. Черниловский, Скрипелёв) распространяют процесс рецепции римского права вплоть до принятия в 19-м веке классических гражданских кодексов (Французский 1804, ГГУ 1900).

В западно-европейской правовой науке считается, что рецепция происходила с 9-го по 16 век. Рецепция завершается возникновением так называемого пандектного римского права, т.е. римского права, приспособленного к новым условиям. Возникает закономерный вопрос: каким образом право совершенно иной цивилизации, культуры и исторической эпохи могло быть приспособлено к новым условиям – для регулирования зарождающихся буржуазных отношений? Это объясняется тем, что римское право имеет двуединую природу. С одной стороны, римское право по своему историческому типу – право рабовладельческое (раб есть вещь – типичный постулат римского права). С другой стороны, большинство норм римского права регулирует отношения между свободными людьми, и рецепции подверглось прежде всего римское частное право – это наиболее простая и ясная правовая форма выражения универсальных отношений простого товарного производства.

После исчезновения римского государства право сохранилось. Оно сохранилось в следующих трех основных формах (тремя способами):

1. Население больших римских провинций при регулировании брачно-семейных отношений продолжало следовать нормам римского права;

2. Римская католическая церковь сыграла значительную роль – официальным языком католицизма выступала латынь; кроме того, при создании канонического права активно использовались нормы римского права; афоризм того времени: «Церковь живет по римским законам»;

3. Римское право сохранилось также в университетах. Оно стало изучаться на юридических факультетах как универсальная, идеальная форма права вообще; римское право – писаный разум (ratio scripta).

Рецепция римского права происходила именно в Западной Европе, при этом в Византии оно оставалось действующим. Однако, такой широкой рецепции римского права в Византии не происходило, что, по выражению И.А. Покровского, византийское римское право – увядшая ветвь римской правовой культуры. Это объясняется тем, что Византия по своему культурно-цивилизационному облику относится к совершенно иному типу цивилизации – цивилизация-держава. Византийская культура носила идеократический, религиозный характер, что предопределило сужение сферы формально-юридического воздействия на общественные отношения. Несмотря на кодификацию Юстиниана в Византии римское право стало подвергаться значительному влиянию церковного права. Важное место в источниках византийского права заняли номоканоны – церковно-правовые сборники. Формально прежние источники римского права сохранились, но они стали подвергаться церковному толкованию, сокращению и упрощению. Например, стали издаваться т.н. схолии – толкования кодексов, стали издаваться очень краткие выдержки из Свода Юстиниана – прохироны, наконец, были составлены краткие и переработанные части Свода Юстиниана – базилики.

Эпоха доглоссаторов. После падения Рима в 467 году на территории его бывших провинций возникли «варварские государства». Это были примитивные и очень непрочные политические образования, которые легко возникали и исчезали.

Классики марксизма высказали по отношению к формировавшемуся в то время общественно-политическому строю следующую фразу: «Феодализм – это система упорядоченного и облагороженного рэкета».

В этих государствах стали возникать предпосылки новых феодальных отношений, и часто эти отношения облекались в юридическую форму с помощью римского права. Например, для возникновения отношений между крестьянином и сеньором использовался римский договор «прекарий» - безымянный контракт. Взаимоотношения между сеньором и вассалом регулировались с использованием такой конструкции римского права, которая называлась «патронат».

В этих варварских государствах не было понятия единого правового пространства. Нормы права действовали прежде всего по кругу лиц = принцип личного действия права. Так, в государстве франков была составлена Салическая правда (Салический закон), которая распространялась на самих франков. В отношении местного галло-римского населения продолжало действовать римское право. Поэтому в варварских государствах было составлено несколько сборников римского права – кодексы Аллариха и Теодориха. Формально и Италия оставалась подчиненной Византии, и поэтому формально в течение нескольких десятилетий в 6-м веке продолжал действовать Свод Юстиниана. В условиях примитивного натурального хозяйства этот Свод оказался слишком сложным для судей и чиновников, поэтому был забыт. До 11-12 вв. Западная Европа являлась мировой провинцией и не было особой нужды в развитом частном праве.

Большую роль в сохранении римского права сыграли общеобразовательные школы – школы свободных искусств. В первый год преподавались грамматика, диалектика и риторика. Риторика предполагала, в том числе, и обучение судебному красноречию. Принципы риторики требовали, чтобы оратор знал предмет своего выступления, поэтому в рамках этого курса необходимо было преподавать основы римского права. Стали появляться учителя права и особые юридические школы – Ровень, Орлеан и т.д. В этих школах впервые появились так называемые глоссы – в переводе с греческого – язык или трудное слово. В процессе преподавания учитель разъясняет те или иные сложные места в текстах римского права, пишет комментарии. Глоссы писались на полях, а также между строк. Т.о. к 11 веку была подготовлена почва для появления школы глоссаторов.

Глоссаторы. Первые университеты. Начало периода глоссаторов связывают с возникновением в 11-м веке Болонского университета. Он возник из процветающей школы свободных искусств. Основатель школы – Ирнерий. Первоначально – учитель риторики. Затем – увлекся правом, работал судьей. В 1080-м году был найден полный текст Свода Юстиниана. Ирнерий стал внимательно его изучать и преподавать студентам (первоначально этот термин означал «требующие знаний»). Юридическая школа в Болонии стала очень популярной и лекции Ирнерия слушали около 10 тыс. студентов. Большинство студентов были иностранцами и для защиты собственных интересов объединялись в землячества. Постепенно возникло 20 землячеств. Они объединялись по географическому принципу – севернее и южнее Альп, - в две корпорации. Эти корпорации были названы «Университет» - нечто единое. Средневековое общество в целом носило корпоративный характер и основывалось на началах саморегулирования.

Таким образом, университеты создали студенты. Профессора представляли особую корпорацию, и студенты на один год заключали с этими профессорами договор о преподавании. Студенты строго следили за профессорами с тем, чтобы они соблюдали расписание, следили за качеством преподавания, а в качестве наказаний использовали штраф или бойкот. Была принята особая Болонская хартия университета, в которой студенты обещали проявлять взаимную помощь, и др. Как правило, студенты были детьми очень богатых людей и городу было выгодно нахождение университета.

Новые университеты возникали в результате отъезда той или иной группы профессоров со студентами в другой город. Поэтому города стали заключать с профессурой договоры с обязательством не уезжать в другой город. В университетах, как правило, возникало 4 факультета – богословский, юридических, медицинский и свободных искусств.

Ирнерий разработал особую методику изучения текстов римских юристов. В основе его метода лежала схоластика. Догмы римского права создали именно глоссаторы. Они подвергли казуистические тексты римских юристов обобщению и создали теорию договора, права собственности, владения, ответственности и т.д.

По содержанию выделяют три основных вида глосс:

1) Нотабилия – краткое изложение отрывка;

2) введение общих положений – т.н. максим;

3) вид классификации.

До Ирнерия учителя права слишком свободно обращались с первоисточником и создали слишком широкое толкование и усмотрение. Ирнерий выдвинул лозунг тщательного изучения первоисточника – Дигестов. Сам Ирнерий больше склонялся к формализму – в случае противоречия законности и справедливости предпочтение отдавал закону. У него было два ученика. Булгар – продолжил линию Ирнерия. Мартин допускал возможность широкого толкования текстов.

Таким образом, глоссаторы стали привносить в римское право определенную систему и терминологическое единство. Метод глоссаторов называют аналитическим или даже схоластическим. В Средние века термин «схоластика» имел положительное значение и обозначал способность к обобщению (например, глоссаторы выяснили, что значит длительный срок – длительное время. В текстах они встречали различные сроки – 5, 10, 15, 20 лет, 50 лет, и выявили средний длительный срок – 20 лет).

Глоссаторы активно занимались научно-педагогической деятельностью, и постепенно стала возникать практика назначать судьями и адвокатами тех, кто окончил школу глоссаторов. Первоначально ценность этого образования проявлялась не в знании действующего права, а в приобретении самой методики ведения диспутов, прений, консультаций и т.д.

Семилетний срок обучения завершался строгим итоговым экзаменом, который состоял из решения казусов. Сам процесс обучения имел форму постоянных диспутов. Профессор намеренно стремился столкнуть студентов в спор. При этом использовалась особая методика:

- указать (изложить) суть казуса;

- указать на основную проблему (выдвинуть главный факт);

- привести ссылки на Дигесты и иные источники.

Одним из недостатков школы глоссаторов выступало то, что они не обращали особого внимания на действующее обычное, церковное, королевское право. В середине 13-го века эта школа выполнила свою задачу восстановления, изучения и определенного обобщения текстов римских юристов. В 1250-м году Акнурсий издал Общую глоссу. Этим была завершена работа школы глоссаторов.

Школа комментаторов (постглоссаторов). Во 2-й половине 12-го века на смену глоссаторам приходят комментаторы. Центр изучения римского права перемещается из Италии в другие страны. Основатели школы – француз Яков де Рованис и испанец Раймонд Лулий. Эти два мыслителя были прежде всего философами, а уже затем – юристами. Именно эти два комментатора завершили процесс формирования дедуктивного стиля юридического мышления. Они стремились выводить истину не столько из первоисточника, сколько из общих положений. Постглоссаторы уже не так тщательно изучают первоисточники, и предметом анализа и комментирования сделали саму Общую глоссу. Существует ложное мнение, что в эпоху комментаторов наблюдается упадок юридической науки. Однако, по утверждению Г. Дж. Бермана именно постглоссаторы создали юридическую науку как метод и систему знаний. В выявленные глоссаторами понятия и классификации комментаторы стремились привнести единый порядок на основе общей идеи. Такой общей идеей постглоссаторы считали естественное право. Так, Лулий сформулировал принцип, согласно которому позитивное право должно соответствовать естественному праву и дружить с ним. Но, с другой стороны, именно постглоссаторы стали в большей степени применять римское право при разрешении конкретных правовых вопросов. Этому способствовало распространение практики назначения на государственные должности, в том числе судейские, знатоков римского права. Так, в 13-м веке во Франции Людовиком Девятым был создан Парижский парламент – судебный орган страны. В состав этого органа стали назначаться легисты – доктора права, которые все чаще стали делать ссылки на римское право. Например, в процессе усиления центральной королевской власти легисты стали ссылаться на тезис «император ни какими законами не ограничен, а то, что он укажет, является законом». Авторитет юристов стал так высок, что Парижский парламент постепенно приобрел право т.н. ремонстрации – отказа в регистрации акта короля, противоречащего прежним законам королевства и его обычаям.

К 15-му веку школа комментаторов стала клониться к упадку, к кризису. Именно в то время слово «схоластика» приобрело негативное значение как умение использовать ловкие софистические приемы для доказательства чего угодно. В это время и термин «юридическая казуистика» приобрел негативное значение, да и сама работа юриста-практика стала оцениваться негативно как воплощение крючкотворства и продажности. «Юрист искусный – юрист подлый» (Juris peritas – juris perditas).

Римское право в эпоху Возрождения. Выходом из кризиса правовой науки этого времени стало развитие гуманистического направления в изучении римского права. Возрождение предполагает восприятие всех достижений античной цивилизации, в т.ч. и права. Стали развиваться филологический и исторический подходы к римскому праву. В это время юристы вновь обратились к первоисточникам, и стремились освободить их от искажений. Правоведов этого времени стала интересовать сама история римского права. Наиболее видный представитель – Куяций. Тяжеловесное комментирование отдельных отрывков Куяций стал преподавать в связи с конкретной живой жизнью самих римлян. Начинает преодолеваться отношение к римскому праву как к идеальной, вневременной форме права вообще. В это же время продолжает развиваться тенденция к приспособлению римского права к нуждам юридической практики. С 17-го века историко-филологическое направление вытесняется практическим, на этом этапе свою роль в рецепции сыграла Германия, в которой и возникло само понятие «современное римское право». Не будучи романской страной, в Германии интенсивно рецепировалось римское право по той причине, что в 10-м веке Германия приобрела форму Священной Римской империи германской нации и считалась преемницей империи римлян.

Формально Свод Юстиниана считался для германцев отечественным актом. Поэтому в крупных университетах Германии римское право изучалось как национальное государственное право. 1495 – общеимперский суд. В деятельности этого суда было выработано правило – в начале судить по римскому праву, а уже затем – по доброму немецкому праву. К концу 16 – началу 17 в. римское право было рецепировано полностью, но при этом стало повышаться значение собственного германского права, возникла тенденция к субсидиарному применению римского права. Возникает подозрение к практике непосредственного обращения к источникам римского права. Поэтому было сформулировано требование: что не признает глосса, то не признает суд. Таким образом, процесс рецепции римского права завершился. В соответствии с этим в университетах стали преподавать два разных предмета: догма римского права (классическое) и пандектное римское право (переработанное, приспособленное), а также и собственно история римского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: