Методика проведения анализа конъюнктуры промышленного рынка

Конъюнктурный, или ситуационный, анализ представляет собой комплексную оценку состояния рынка по его основным параметрам на данный момент или отрезок времени с последующим выявлением причинно-следственных связей, обусловивших определенную рыночную ситуацию.

Изучение конъюнктуры товарного рынка должно осуществляться в определенной последовательности:

1) характеристика масштаба и типа рынка; географического положения, уровня моно­полизации, степени развития инфраструктуры и др.

2) сбор и накопление информации, отражающей объективное состояние рынка. Источниками информации могут быть статистические справочники, публикации в периодической печати, биржевые вестники.

3) выявляются тенден­ции и закономерности формирования рынка и причины происходя­щих на нем изменений.

Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающим на нем в качестве продавцов (производителей и посредников). При этом характеризуется функциональная специализация предприятий: вид товара, его ассортимент, основные свойства. Фирмы ранжируются по размеру и формам собственности, а также по доле, занимаемой ими на рынке.

Тип рынка определяется степенью его сбалансированности, назначением конечного использования товара, интенсивностью конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками и т.п.

Методика исследования конъюнктуры рынка заключается в последовательном анализе ряда категорий.

Анализ производства изделий включает в себя рассмотрение показателей, характеризующих объемы производства изделий в це­лом по стране и по основным предприятиям-изготовителям. Иссле­дуется степень загрузки действующих мощностей, а также учиты­вается ввод в строй новых, т. е. определяются потенциальные возможности основных производителей данного изделия.

Анализ спроса и предложения. На рис. 6.1. показана зависи­мость между ценой товара, спросом и предложением. Кривая предложения на рис. 6.1. показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые поставщики желают представить на рынок. Характер кривой предложения про­тивоположен характеру кривой спроса. Например, если производители сегодня представили на рынок то­варов больше, чем вчера, то это дополнительное количество может быть реализовано только по более низким ценам.

Рис. 6.1- Кривые зависимости спроса и предложения от цены на изделие

На рис. 6.1. точка Цр характеризует равновесие спроса и предло­жения, когда количество товара, которое потребители желают приобрести соответствует количеству товара, которое поставщики хотят поставить на рынок. В этот период, именуемый равновыгодностью действий, цена на товар и объем его предложения стабили­зируются и объективных предпосылок к изменению такого положения нет. Следует отметить, что не только цена определяет количество реализованного товара. Немаловажное значение имеют также финансовые возможности потребителей, емкость рынка и степень его насыщенности, цена и превосходящие характеристики конкурирую­щих товаров.

Равновесие спроса и предложения приводит к стабилизации рыночной конъюнктуры, достигаемой не плановым или законода­тельным порядком, а механизмом рыночного ценообразования.

С помощью кривых спроса и предложения можно отобразить идеальную картину рынка без учета того, что происходит на нем в каждый конкретный момент времени. В реальную ситуацию в не­малой степени вносят изменение неценовые факторы (себестоимость, трудоемкость, качество материалов, уровень технологии), а также монополизация рынка и наличие недобросовестной конкуренции. Кроме того, важное значение имеет изучение динамики запасов товаров у изготовителей, потребителей и в каналах товародвижения (снаб­женческих базах, складах и т. п.), которые можно рассматривать как отложенные спрос и предложение, что весьма существенно на завершающих этапах цикла жизни конкретного изделия.

Анализ экспортно-импортных отношений включает в себя изу­чение динамики экспорта и импорта данного изделия в целом по стране и по отдельным отраслям, изменение удельного веса им­порта в потреблении данного изделия основными отраслями-потребителями.

Анализ цен позволяет выявить основные тенденции их изменения и определить наиболее существенные факторы, влияющие на эти изменения: рост или снижение издержек производства, соотно­шение спроса и предложения, положение предприятия-изготовителя в отрасли, действия поставщиков и динамика цен на сырье и ма­териалы. Исследуя конъюнктуру товарного рынка, особое внимание не­обходимо обратить на взаимосвязь цены, спроса и предложения, на то каким образом при изменении цены изменяются спрос и предложение исследуемых изделий. Определенную помощь может оказать анализ эластичности спроса и пред­ложения по ценам.

Эластичность спроса — это степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены. При этом возможны три ситуации.

1. Уменьшение цены на определенный процент вызывает такое существенное (в процентном отношении) увеличение спроса на то­вары, что, несмотря на удешевление, общие доходы изготовителя возрастают за счет расширения объема производства. В этом слу­чае имеет место эластичный спрос по отношению к цене.

2. Снижение цены на определенный процент предполагает изме­нение спроса на такой же процент. Объем производства увеличи­вается, но общий доход изготовителя при этом остается неизмен­ным. Здесь имеет место единичный эластичный спрос. Между спросом и ценой в данном случае существует прямопропорциональная зависимость.

3. Снижение цены на определенный процент предполагает мень­ший рост объема производства товаров, что сокращает общий до­ход изготовителя. В этом случае имеет место неэластичный спрос.

Мерой ценовой эластичности спроса служит коэффициент эластичности Эсц, определяемый отношением изменения спроса к изменению цен:

(6.1)

где С12 - уровень спроса на изделие до и после снижения цены, шт.;

Ц1, Ц2 - цена единицы изделия до и после ее снижения, грн.

Эластичность предложения по ценам - это степень изменения общего объема предложения данного товара в ответ на увеличение цены.

Методика анализа влияния изменения цен на показатель эластичности предложения не отличается от приведенной методики анализа эластичности спроса.

Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка.

Емкость рынка – количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях.

Расчет емкости рынка j-го товара производственного потребления базируется на нормативах производственного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу i-го изготавливаемого изделия) [Беляевский].

(6.2)

где Епр – емкость рынка i-го товара производственного назначения;

Ni – число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) i-тый товар производственного назначения;

Qi – количество изготавливаемых i-тых изделий (объем деятельности);

Wi – норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-й единицы изделия;

КНТП – коэффициент поправки на технологические изменения;

ΔЗj – средний размер изменения товарных запасов j-го товара;

Пi – потери j-го товара в пределах норматива;

С – часть рынка, приходящаяся на долю конкурента, в том числе импортера.

Кроме того, прогнозируя перспективы производства, необходи­мо учитывать конкурентоспособность продукции предпри­ятия, возможность ее поставки на внешний рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: