Конъюнктурный, или ситуационный, анализ представляет собой комплексную оценку состояния рынка по его основным параметрам на данный момент или отрезок времени с последующим выявлением причинно-следственных связей, обусловивших определенную рыночную ситуацию.
Изучение конъюнктуры товарного рынка должно осуществляться в определенной последовательности:
1) характеристика масштаба и типа рынка; географического положения, уровня монополизации, степени развития инфраструктуры и др.
2) сбор и накопление информации, отражающей объективное состояние рынка. Источниками информации могут быть статистические справочники, публикации в периодической печати, биржевые вестники.
3) выявляются тенденции и закономерности формирования рынка и причины происходящих на нем изменений.
Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающим на нем в качестве продавцов (производителей и посредников). При этом характеризуется функциональная специализация предприятий: вид товара, его ассортимент, основные свойства. Фирмы ранжируются по размеру и формам собственности, а также по доле, занимаемой ими на рынке.
Тип рынка определяется степенью его сбалансированности, назначением конечного использования товара, интенсивностью конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками и т.п.
Методика исследования конъюнктуры рынка заключается в последовательном анализе ряда категорий.
Анализ производства изделий включает в себя рассмотрение показателей, характеризующих объемы производства изделий в целом по стране и по основным предприятиям-изготовителям. Исследуется степень загрузки действующих мощностей, а также учитывается ввод в строй новых, т. е. определяются потенциальные возможности основных производителей данного изделия.
Анализ спроса и предложения. На рис. 6.1. показана зависимость между ценой товара, спросом и предложением. Кривая предложения на рис. 6.1. показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые поставщики желают представить на рынок. Характер кривой предложения противоположен характеру кривой спроса. Например, если производители сегодня представили на рынок товаров больше, чем вчера, то это дополнительное количество может быть реализовано только по более низким ценам.
Рис. 6.1- Кривые зависимости спроса и предложения от цены на изделие
На рис. 6.1. точка Цр характеризует равновесие спроса и предложения, когда количество товара, которое потребители желают приобрести соответствует количеству товара, которое поставщики хотят поставить на рынок. В этот период, именуемый равновыгодностью действий, цена на товар и объем его предложения стабилизируются и объективных предпосылок к изменению такого положения нет. Следует отметить, что не только цена определяет количество реализованного товара. Немаловажное значение имеют также финансовые возможности потребителей, емкость рынка и степень его насыщенности, цена и превосходящие характеристики конкурирующих товаров.
Равновесие спроса и предложения приводит к стабилизации рыночной конъюнктуры, достигаемой не плановым или законодательным порядком, а механизмом рыночного ценообразования.
С помощью кривых спроса и предложения можно отобразить идеальную картину рынка без учета того, что происходит на нем в каждый конкретный момент времени. В реальную ситуацию в немалой степени вносят изменение неценовые факторы (себестоимость, трудоемкость, качество материалов, уровень технологии), а также монополизация рынка и наличие недобросовестной конкуренции. Кроме того, важное значение имеет изучение динамики запасов товаров у изготовителей, потребителей и в каналах товародвижения (снабженческих базах, складах и т. п.), которые можно рассматривать как отложенные спрос и предложение, что весьма существенно на завершающих этапах цикла жизни конкретного изделия.
Анализ экспортно-импортных отношений включает в себя изучение динамики экспорта и импорта данного изделия в целом по стране и по отдельным отраслям, изменение удельного веса импорта в потреблении данного изделия основными отраслями-потребителями.
Анализ цен позволяет выявить основные тенденции их изменения и определить наиболее существенные факторы, влияющие на эти изменения: рост или снижение издержек производства, соотношение спроса и предложения, положение предприятия-изготовителя в отрасли, действия поставщиков и динамика цен на сырье и материалы. Исследуя конъюнктуру товарного рынка, особое внимание необходимо обратить на взаимосвязь цены, спроса и предложения, на то каким образом при изменении цены изменяются спрос и предложение исследуемых изделий. Определенную помощь может оказать анализ эластичности спроса и предложения по ценам.
Эластичность спроса — это степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены. При этом возможны три ситуации.
1. Уменьшение цены на определенный процент вызывает такое существенное (в процентном отношении) увеличение спроса на товары, что, несмотря на удешевление, общие доходы изготовителя возрастают за счет расширения объема производства. В этом случае имеет место эластичный спрос по отношению к цене.
2. Снижение цены на определенный процент предполагает изменение спроса на такой же процент. Объем производства увеличивается, но общий доход изготовителя при этом остается неизменным. Здесь имеет место единичный эластичный спрос. Между спросом и ценой в данном случае существует прямопропорциональная зависимость.
3. Снижение цены на определенный процент предполагает меньший рост объема производства товаров, что сокращает общий доход изготовителя. В этом случае имеет место неэластичный спрос.
Мерой ценовой эластичности спроса служит коэффициент эластичности Эсц, определяемый отношением изменения спроса к изменению цен:
(6.1)
где С1,С2 - уровень спроса на изделие до и после снижения цены, шт.;
Ц1, Ц2 - цена единицы изделия до и после ее снижения, грн.
Эластичность предложения по ценам - это степень изменения общего объема предложения данного товара в ответ на увеличение цены.
Методика анализа влияния изменения цен на показатель эластичности предложения не отличается от приведенной методики анализа эластичности спроса.
Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка.
Емкость рынка – количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях.
Расчет емкости рынка j-го товара производственного потребления базируется на нормативах производственного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу i-го изготавливаемого изделия) [Беляевский].
(6.2)
где Епр – емкость рынка i-го товара производственного назначения;
Ni – число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) i-тый товар производственного назначения;
Qi – количество изготавливаемых i-тых изделий (объем деятельности);
Wi – норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-й единицы изделия;
КНТП – коэффициент поправки на технологические изменения;
ΔЗj – средний размер изменения товарных запасов j-го товара;
Пi – потери j-го товара в пределах норматива;
С – часть рынка, приходящаяся на долю конкурента, в том числе импортера.
Кроме того, прогнозируя перспективы производства, необходимо учитывать конкурентоспособность продукции предприятия, возможность ее поставки на внешний рынок.