Прогнозирование конъюнктуры промышленного рынка

Каждая фирма, готовясь к выходу на рынок, сталкивается с необходимостью дать оценку сложившейся рыночной ситуации. Она разрабатывает конъюнктурный обзор – комплексную оценку рыночной конъюнктуры, выполненную по результатам специальных исследований.

Оценки рыночной конъюнктуры выставляются на основе комбинирования рыночных индикаторов. Индикатором рынка считается показатель, позволяющий единолично или в комбинации с другими показателями отразить рыночную ситуацию. К рыночным индикаторам относятся: поступление товаров (поставка или объем производства), продажа товара (товарооборот, в стоимостных или натуральных единицах), товарные запасы (в стоимостном выражении или в днях оборота), цены (в денежных единицах или в отношении к доходу), прибыль (рентабельность). Часто рыночными индикаторами являются не статичные показатели, а их темпы роста (динамические индексы).

Неформальными конъюнктурными оценками являются характеристики покупательских настроений, отражающие тенденции оживленности рынка, и инфляционных ожиданий, предсказывающих изменения цен. Эти характеристики базируются на основе опросов, как самих потребителей, так и предпринимателей, выступающих на рынке в качестве продавцов.

Для оценки потенциала развития рыночной ситуации определяется коэффициент заполненности портфеля заказов. Он исчисляется на основе ответов предпринимателей об уровне и тенденции заполненности портфеля. В табл.6.1. представлена модель этой характеристики.

Таблица 6.1.

Уровень и динамика формирования портфеля заказов производителя

Удельный вес давших оценку в общем числе ответивших респондентов, %
Уровень заполненности портфеля заказов в текущем периоде Тенденция ожидаемого изменения заполненности портфеля  
характеристика % ответов характеристика % ответов
1. выше нормы 2. нормальный 3. ниже нормы     1. увеличение 2. без изменений 3. уменьшение      
Баланс ответов   Баланс ответов  

В качестве индикатора используется не доля ответивших, а баланс положительных и негативных оценок (стр.1+стр.2-стр.3). Если баланс положительный, то дополнительно определяется степень положительных перспектив как соотношение стр.1 и стр.2. Если оно близко к 0, то перспективы можно считать удовлетворительными, когда же оно составляет 1/3, то перспективы хорошие, и, наконец, если оно близко к единице, перспективы выглядят блестящими.

Блок прогноза заполняемости портфеля можно заменить или дополнить ретроспективным блоком оценки изменений за предшествующий период. В результате могут быть получены три характеристики изучаемого явления: за предшествующий период, который объясняет сложившуюся конъюнктуру; в настоящее время, отражающее реальную ситуацию; на будущий период, представляющий собой прогнозную оценку. От них можно перейти к интегральной характеристике, к своего рода коэффициенту благополучия предприятия, исчисляемая как простая среднеарифметическая трех показателей.

Цель прогноза конъюнктуры рынка заключается в определении наиболее вероятных оценок ее состояния в будущем. Экономическое прогнозирование основано на объек­тивно существующей инерционности явлений социально-экономиче­ской жизни общества. Выделяют следующие методы осуществления прогноза.

Методы экспертных оценок основаны на использовании опыта, знаний и интуиции ведущих специалистов (экспертов), занимаю­щихся изучением и прогнозированием конъюнктуры. Прогнозная оценка вырабатывается в виде суждений и мнений экспертов.

Методы статистической экстраполяции во времени базируются на привлечении статистической информации за прошедший период, представленной в виде динамических рядов отдельных показателей. Выявленные тенденции изменения того или иного показателя про­длеваются в будущее и интерпретируются в качестве прогнозных значений.

Методы экономико-математического моделирования предусмат­ривают создание моделей, выражающих функциональные или кор­реляционные зависимости между показателями конъюнктуры дан­ного рынка.

Комбинированные методы представляют собой различные соче­тания методов экстраполяции с методами экспертных оценок или методами экономико-математического моделирования и являются оптимальными для прогнозирования конъюнктуры товарных рын­ков, так как на практике применение описанных выше методов в чистом виде встречается достаточно редко. Как правило, использо­вание одного метода дополняется (и проверяет­ся) применением другого.

Ламбен отмечает, что центральные банки стран ЕС проводят ежемесячные конъюнктурные опросы среди предприятий основных секторов промышленности, посредством которых выявляются ожидания предприятий относительно развития конъюнктуры. К задаваемым вопросам относятся:

· состояние портфеля заказов и поставок;

· уровень загрузки производственных мощностей;

· уровень занятости; инвестиционные намерения и т.д.

На их основании строится сводный индикатор конъюнктуры, который может служить надежным ранним индикатором наступающего спада или подъема экономики.

Особенностью динамики показателей рынка средств производ­ства являются меньшие амплитуды их колебаний и отсутствие рез­ких перепадов, что наблюдается на рынке предметов труда. Их большая стабильность объясняется следующими особенностями:

а) длительностью периода освоения средств, вкладываемых в основные производственные фонды;

б) большей продолжительностью циклов создания и изготовле­ния продукции;

в) значительными затратами времени при переориентации потребителей на использование новых видов оборудования;

г) преобладанием на рынке стабильных факторов формирова­ния конъюнктуры.

Прогноз перспектив развития производства промышленной продукции тесно связан с прогнозом ее потребления. Он стро­ится главным образом на данных о предполагаемом изменении объ­ема капитальных вложений в отраслях - основных потребителях этой продукции, которое определенным образом повлияет на изме­нение спроса. Поэтому при оценке перспектив развития производ­ства следует предусмотреть возможности его приспособления в про­гнозируемом периоде к меняющемуся спросу. В противном случае на рынке будет ощущаться разрыв между спросом и предложе­нием.

Прогнозы потребления и производства, разрабатываемые для рынка конкретной страны или региона, будут неполными и недо­статочно обоснованными, если при оценке уровня будущего спроса не учитывалась возможность частичного его удовлетворения путем импорта. Кроме того, как указывалось выше, нередко зна­чительная часть изготовленной продукции поступает на экспорт. Поэтому прогнозы экспорта и импорта конкретного вида продук­ции, а также общих тенденций в стране в данном направлении по­зволяют внести важные коррективы в результаты прогнозирования потребления и производства на внутреннем рынке.

Вместе с тем, если речь идет о стране, являющейся ведущей в мире по производству или потреблению рассматриваемых изделий или услуг, прогнозы экспорта и импорта приобретают самостоя­тельное значение и становятся неотъемлемой частью прогнозов раз­вития международной торговли данными изделиями.

Прогноз экспортно-импортных поставок строится в основном с учетом перспектив развития производства. Его расширение увели­чивает потребность в сырьевых материалах, что предполагает про­ведение предварительного анализа рынков сырья. Развитие экспорт­но-импортных поставок во многом связано с изменением качествен­ных показателей продукции. Достижение уровня лучших мировых образцов окажет прямое воздействие на снижение импорта и увели­чение экспорта. При некотором застое в развитии качественных по­казателей следует ожидать обратного эффекта - увеличения им­портных поставок в страну более современных изделий и сокраще­ния экспортных. Рост импорта определенным образом скажется также на емкости внутреннего рынка и на изменении его конъюнк­туры.

При прогнозировании импорта требуется тщательная оценка темпов экономического развития страны-импортера, уровня ее общехозяйственной конъюнктуры для объективного определения уров­ня перспективного спроса.

Завершающим этапом прогнозирования конъюнктуры товарного рынка является моделирование изменения цен, включающее в себя оценку стоимости основных материалов и сырья, а также других затрат (стоимость энергии, топлива, инструмента, оснастки, технологического оборудования, рабочей силы и др.). Следует также учитывать факторы изменения спроса и предложения на данные изделия (рост конкуренции, изменение экспортно-импортного сальдо, регулирующие меры государства применительно к данным изделиям и т.д.).

В процессе производства машин и оборудования существенную долю их себестоимости составляют расходы на комплектующие изделия. Поэтому при прогнозировании цен необходимо учитывать перспективы развития отраслей - поставщиков комплектующих изделий.

Исследование конъюнктуры промышленных рынков связано с рядом объективных трудностей, что объяс­няется особенностями самих изделий и характером их про­изводства:

а) широкая номенклатура продукции с тенденцией к быстрому обновлению, и модернизации под воздействием научно-технического прогресса и развивающейся конкуренции между изготовителями в условиях рыночной экономики;

б) наличие сложной структуры отраслей, производящих и по­требляющих машины и оборудование;

в) большее разнообразие технико-экономических характеристик и показателей изделий, динамика которых отражается на уровне конкурентоспособности и политике ценообразования;

г) высокая степень диверсификации (увеличение количества ви­дов и наименований продукции и услуг) промышленного рынка в целом, а также отдельных его отраслей и предприятий, каждое из которых, как правило, имеет ряд специфических, только ему присущих про­изводств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: