Каждая фирма, готовясь к выходу на рынок, сталкивается с необходимостью дать оценку сложившейся рыночной ситуации. Она разрабатывает конъюнктурный обзор – комплексную оценку рыночной конъюнктуры, выполненную по результатам специальных исследований.
Оценки рыночной конъюнктуры выставляются на основе комбинирования рыночных индикаторов. Индикатором рынка считается показатель, позволяющий единолично или в комбинации с другими показателями отразить рыночную ситуацию. К рыночным индикаторам относятся: поступление товаров (поставка или объем производства), продажа товара (товарооборот, в стоимостных или натуральных единицах), товарные запасы (в стоимостном выражении или в днях оборота), цены (в денежных единицах или в отношении к доходу), прибыль (рентабельность). Часто рыночными индикаторами являются не статичные показатели, а их темпы роста (динамические индексы).
Неформальными конъюнктурными оценками являются характеристики покупательских настроений, отражающие тенденции оживленности рынка, и инфляционных ожиданий, предсказывающих изменения цен. Эти характеристики базируются на основе опросов, как самих потребителей, так и предпринимателей, выступающих на рынке в качестве продавцов.
|
|
Для оценки потенциала развития рыночной ситуации определяется коэффициент заполненности портфеля заказов. Он исчисляется на основе ответов предпринимателей об уровне и тенденции заполненности портфеля. В табл.6.1. представлена модель этой характеристики.
Таблица 6.1.
Уровень и динамика формирования портфеля заказов производителя
Удельный вес давших оценку в общем числе ответивших респондентов, % | |||
Уровень заполненности портфеля заказов в текущем периоде | Тенденция ожидаемого изменения заполненности портфеля | ||
характеристика | % ответов | характеристика | % ответов |
1. выше нормы 2. нормальный 3. ниже нормы | 1. увеличение 2. без изменений 3. уменьшение | ||
Баланс ответов | Баланс ответов |
В качестве индикатора используется не доля ответивших, а баланс положительных и негативных оценок (стр.1+стр.2-стр.3). Если баланс положительный, то дополнительно определяется степень положительных перспектив как соотношение стр.1 и стр.2. Если оно близко к 0, то перспективы можно считать удовлетворительными, когда же оно составляет 1/3, то перспективы хорошие, и, наконец, если оно близко к единице, перспективы выглядят блестящими.
Блок прогноза заполняемости портфеля можно заменить или дополнить ретроспективным блоком оценки изменений за предшествующий период. В результате могут быть получены три характеристики изучаемого явления: за предшествующий период, который объясняет сложившуюся конъюнктуру; в настоящее время, отражающее реальную ситуацию; на будущий период, представляющий собой прогнозную оценку. От них можно перейти к интегральной характеристике, к своего рода коэффициенту благополучия предприятия, исчисляемая как простая среднеарифметическая трех показателей.
|
|
Цель прогноза конъюнктуры рынка заключается в определении наиболее вероятных оценок ее состояния в будущем. Экономическое прогнозирование основано на объективно существующей инерционности явлений социально-экономической жизни общества. Выделяют следующие методы осуществления прогноза.
Методы экспертных оценок основаны на использовании опыта, знаний и интуиции ведущих специалистов (экспертов), занимающихся изучением и прогнозированием конъюнктуры. Прогнозная оценка вырабатывается в виде суждений и мнений экспертов.
Методы статистической экстраполяции во времени базируются на привлечении статистической информации за прошедший период, представленной в виде динамических рядов отдельных показателей. Выявленные тенденции изменения того или иного показателя продлеваются в будущее и интерпретируются в качестве прогнозных значений.
Методы экономико-математического моделирования предусматривают создание моделей, выражающих функциональные или корреляционные зависимости между показателями конъюнктуры данного рынка.
Комбинированные методы представляют собой различные сочетания методов экстраполяции с методами экспертных оценок или методами экономико-математического моделирования и являются оптимальными для прогнозирования конъюнктуры товарных рынков, так как на практике применение описанных выше методов в чистом виде встречается достаточно редко. Как правило, использование одного метода дополняется (и проверяется) применением другого.
Ламбен отмечает, что центральные банки стран ЕС проводят ежемесячные конъюнктурные опросы среди предприятий основных секторов промышленности, посредством которых выявляются ожидания предприятий относительно развития конъюнктуры. К задаваемым вопросам относятся:
· состояние портфеля заказов и поставок;
· уровень загрузки производственных мощностей;
· уровень занятости; инвестиционные намерения и т.д.
На их основании строится сводный индикатор конъюнктуры, который может служить надежным ранним индикатором наступающего спада или подъема экономики.
Особенностью динамики показателей рынка средств производства являются меньшие амплитуды их колебаний и отсутствие резких перепадов, что наблюдается на рынке предметов труда. Их большая стабильность объясняется следующими особенностями:
а) длительностью периода освоения средств, вкладываемых в основные производственные фонды;
б) большей продолжительностью циклов создания и изготовления продукции;
в) значительными затратами времени при переориентации потребителей на использование новых видов оборудования;
г) преобладанием на рынке стабильных факторов формирования конъюнктуры.
Прогноз перспектив развития производства промышленной продукции тесно связан с прогнозом ее потребления. Он строится главным образом на данных о предполагаемом изменении объема капитальных вложений в отраслях - основных потребителях этой продукции, которое определенным образом повлияет на изменение спроса. Поэтому при оценке перспектив развития производства следует предусмотреть возможности его приспособления в прогнозируемом периоде к меняющемуся спросу. В противном случае на рынке будет ощущаться разрыв между спросом и предложением.
Прогнозы потребления и производства, разрабатываемые для рынка конкретной страны или региона, будут неполными и недостаточно обоснованными, если при оценке уровня будущего спроса не учитывалась возможность частичного его удовлетворения путем импорта. Кроме того, как указывалось выше, нередко значительная часть изготовленной продукции поступает на экспорт. Поэтому прогнозы экспорта и импорта конкретного вида продукции, а также общих тенденций в стране в данном направлении позволяют внести важные коррективы в результаты прогнозирования потребления и производства на внутреннем рынке.
|
|
Вместе с тем, если речь идет о стране, являющейся ведущей в мире по производству или потреблению рассматриваемых изделий или услуг, прогнозы экспорта и импорта приобретают самостоятельное значение и становятся неотъемлемой частью прогнозов развития международной торговли данными изделиями.
Прогноз экспортно-импортных поставок строится в основном с учетом перспектив развития производства. Его расширение увеличивает потребность в сырьевых материалах, что предполагает проведение предварительного анализа рынков сырья. Развитие экспортно-импортных поставок во многом связано с изменением качественных показателей продукции. Достижение уровня лучших мировых образцов окажет прямое воздействие на снижение импорта и увеличение экспорта. При некотором застое в развитии качественных показателей следует ожидать обратного эффекта - увеличения импортных поставок в страну более современных изделий и сокращения экспортных. Рост импорта определенным образом скажется также на емкости внутреннего рынка и на изменении его конъюнктуры.
При прогнозировании импорта требуется тщательная оценка темпов экономического развития страны-импортера, уровня ее общехозяйственной конъюнктуры для объективного определения уровня перспективного спроса.
Завершающим этапом прогнозирования конъюнктуры товарного рынка является моделирование изменения цен, включающее в себя оценку стоимости основных материалов и сырья, а также других затрат (стоимость энергии, топлива, инструмента, оснастки, технологического оборудования, рабочей силы и др.). Следует также учитывать факторы изменения спроса и предложения на данные изделия (рост конкуренции, изменение экспортно-импортного сальдо, регулирующие меры государства применительно к данным изделиям и т.д.).
|
|
В процессе производства машин и оборудования существенную долю их себестоимости составляют расходы на комплектующие изделия. Поэтому при прогнозировании цен необходимо учитывать перспективы развития отраслей - поставщиков комплектующих изделий.
Исследование конъюнктуры промышленных рынков связано с рядом объективных трудностей, что объясняется особенностями самих изделий и характером их производства:
а) широкая номенклатура продукции с тенденцией к быстрому обновлению, и модернизации под воздействием научно-технического прогресса и развивающейся конкуренции между изготовителями в условиях рыночной экономики;
б) наличие сложной структуры отраслей, производящих и потребляющих машины и оборудование;
в) большее разнообразие технико-экономических характеристик и показателей изделий, динамика которых отражается на уровне конкурентоспособности и политике ценообразования;
г) высокая степень диверсификации (увеличение количества видов и наименований продукции и услуг) промышленного рынка в целом, а также отдельных его отраслей и предприятий, каждое из которых, как правило, имеет ряд специфических, только ему присущих производств.