Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 18: (ОК-2), (ОК-3), (ОК-13)

Процесс возникновения биг-бэндов нового типа и их популярность далеко не всегда соответствовали друг другу. Одним из самых популярных стал оркестр «короля свинга» Бенни Гудмена, но широкая публика практически не знала, что достижения этого оркестра базировались на огромном опыте нескольких других бэндов, в основном афроамериканских, и в первую очередь — бэнда Флетчера Хендерсона. На молодой коллектив Бенни Гудмена была сделана ставка, он широко рекламировался и на значительный период в полтора десятка лет стал образцом того, что подразумевалось под словом «свинг». Бенни Гудмен при поддержке менеджера Джона Хэммонда объединил энергетику хот-джаза и его импровизационную сущность с принципами европейской аранжировки.

Одним из самых популярных джазово-танцевальных оркестров Америки к концу 30-х годов стал оркестр Гленна Миллера. Его руководитель, тромбонист, долго обучавшийся аранжировке, использовал ряд новаций, в частности, введя в группу саксофонов кларнет и получив характерный эффект звучания, называемый «crystal chorus». Этот оркестр до сих пор имеет ореол легенды еще и из-за ранней гибели своего лидера во время Второй мировой войны.

Ярким примером творчества биг-бэндов в эпоху свинга были активные оркестры с афроамериканскими музыкантами и, в первую очередь, оркестры Каунта Бэйси и Дюка Эллингтона. Ядро биг-бэнда Каунта Бэйси возникло в Канзас-Сити в первой половине 30-х годов. А сам оркестр сформировался в Нью-Йорке в 1937-38 гг., с помощью все того же импресарио Джона Хэммонда. Базис индивидуального звучания (саунда) этого оркестра составляют блюзы. Бэйси всегда следовал джазовой традиции, на основе которой достиг отличного свинга, мощного плотного звучания. В его оркестре ясно ощущаются стилевые приемы, характерные для такого типа бэндов. Среди них — взаимодействие секций оркестра, вопрос-ответная форма.

Оркестр Дюка Эллингтона — один из ранних составов, прошедший в своей истории несколько стадий. Первый состав этого выходца из Вашингтона, не слышавшего до той поры блюза, выступал в Нью-Йорке с развлекательной и танцевальной музыкой на протяжении 20-х годов. К концу этого периода с приходом новых талантливых музыкантов и прогрессом самого лидера ситуация изменилась. К этому времени биг-бэнд Дюка Эллингтона уже обладал своим неповторимым лицом. Сам лидер сочетал в себе таланты не только пианиста и бэнд-лидера, но еще и тонко чувствующего композитора, живописца, знатока истории и культуры афроамериканского народа.

В период свинга особое развитие получило общение джазменов под названием «джем-сешн» (хотя на деле оно происходило и раньше, еще во времена Нового Орлеана). Обычно под этим подразумевается непринужденная творческая встреча джазовых музыкантов в узком кругу своих коллег и друзей, в течение которой они импровизируют на темы каких-либо известных мелодий для собственного удовольствия и для обмена опытом, не преследуя каких-то коммерческих целей. Основой их общения и взаимопонимания является так называемое условие трех Т: выбор Темы, Тональности и Темпа исполнения.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бычков Ю. Курс теории и истории музыкального исполнительства / Ю. Бычков //Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. — М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009. — Вып. ІІ. — С. 38-43.

2. Фомина З. Философия музыки / З. Фомина. — Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2011. — 108 с.

Дополнительная:

1. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве / Н. Голубовская. — М.: Музыка, 1985. — 143 с.

2. Грум-Гржимайло Т. Музыкальное исполнительство / Т. Грум-Гржимайло. — М.: Знание, 1984. — 160с.

3. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности / Р. Ингарден // Исследования по эстетике. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — С. 404-568.

4. Корыхалова Н. Интерпретация музыки / Н. Корыхалова. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.

5. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. Мильштейн. — М., 1983. — 266 с.

6. Сапонов М. Искусство импровизации / М. Сапонов. — М.: Музыка, 1982. — 77 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: