ТЕМА 16. История оркестра народных инструментов

Компетенции, формируемые в результате изучения темы № 16: (ОК-2), (ОК-3), (ОК-13).

Оркестр Русских Народных Инструментов имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведет свое начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге «Кружка любителей игры на балалайках» (1888). В 1923 Великорусскому оркестру присвоено имя Андреева. С 1936 Оркестр русских народных инструментов имени Андреева Ленинградской филармонии. В начале Великой Отечественной войны многие оркестранты ушли на фронт, оркестр прекратил существование. В 1942 на радио был возрожден ансамбль народных инструментов, в который вошли музыканты, работавшие еще с Андреевым (к 1946 в оркестре свыше 40 человек). В 1951 оркестру возвращено имя Андреева. Среди руководителей оркестра — дирижеры С. В. Ельцин (1948-1951), Г. А. Дониях (1955-1970), Д. X. Хохлов (с 1987). В репертуаре оркестра обработки народных песен и танцев, переложения произведений русских и зарубежных композиторов, а также сочинения, созданные специально для этого коллектива некоторыми ленинградскими авторами. На доме, где состоялся первый концерт оркестра (улица Островского, 7), — мемориальная доска.

Состав: Трехструнные домры: пикколо, малые (6-20), альтовые (4-12) и басовые (3―6)

Духовые инструменты:

Русского происхождения — свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра)

Европейские — флейты, гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.

Оркестровые гармоники — в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные — басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д.

Ударные инструменты:

Русского происхождения — бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п.

Европейские — литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру)

Гусли клавишные и звончатые

Балалайки: примы (3-6), секунды (3-4), альтовые (2-4), басовые (1-2) и контрабасовые (2-5).

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бычков Ю. Курс теории и истории музыкального исполнительства / Ю. Бычков //Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. — М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009. — Вып. ІІ. — С. 38-43.

2. Фомина З. Философия музыки / З. Фомина. — Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2011. — 108 с.

Дополнительная:

1. Гинзбург Л. О музыкальном исполнительстве / Л. Гинсбург, А. Соловцов. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. — 311 с.

2. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве / Н. Голубовская. — М.: Музыка, 1985. — 143 с.

3. Грум-Гржимайло Т. Музыкальное исполнительство / Т. Грум-Гржимайло. — М.: Знание, 1984. — 160с.

4. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности / Р. Ингарден // Исследования по эстетике. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962. — С. 404-568.

5. Корыхалова Н. Интерпретация музыки / Н. Корыхалова. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.

6. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. Мильштейн. — М., 1983. — 266 с.

7. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 384 с.

8. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции / Е. Назайкинский. — М.: Музыка, 1982 — 319 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: