Конструкторская подготовка производства — это сложный процесс, включающий проектирование и экспериментальные исследования, сопровождаемые разработкой конструкторской документации. Последняя подразделяется на проектную и рабочую. Первая создается в процессе проектирования, вторая используется непосредственно при изготовлении изделия и его эксплуатации.
Начинается конструкторская подготовка производства с разработки технического задания и последовательно проходит ряд этапов: разработка технического предложения, эскизного и технического проектов, рабочей документации.
Техническое задание определяет область использования нововведений, его технические и эксплуатационные параметры, показатели качества. Техническое предложение разрабатывается на основе технического задания и является его конкретизацией и дополнением. В процессе эскизного проектирования разрабатываются принципиальные схемы, габаритные чертежи, проводится оптимизация параметров, создается макет, который испытывается в лабораторных условиях, обобщаются результаты испытаний, вносятся изменения в чертежи, составляется пояснительная записка, проводится расчет экономической эффективности и выбирается наилучший вариант конструкции.
|
|
Технический проект разрабатывается на основе эскизного с учетом изменений, внесенных при его рассмотрении. Он содержит окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве изделия и его отдельных узлов, а также необходимые данные для разработки рабочей документации.
Последний этап — разработка рабочей документации, необходимой для изготовления, монтажа и эксплуатации изделия. Это рабочие чертежи всех без исключения деталей, сборочные чертежи и монтажные схемы, инструкции по испытаниям, монтажу и эксплуатации продукции, ремонтная документация. Многие работы этого этапа осуществляются параллельно с технологической подготовкой производства. Виды и комплектность конструкторской документации устанавливаются соответствующими стандартами. Правила ее оформления приводятся в Единой системе конструкторской документации (ЕСКД).
В серийном и массовом производствах для более тщательной отработки конструкции выделяются этапы изготовления опытного образца (партии), испытания их в рыночных условиях, приемки комиссией, а затем развертывания коммерческого производства.
При проектировании новых изделий важно обеспечить высокую технологичность конструкции, которая выражается в уменьшении суммарных трудовых и материальных затрат. Основным показателем технологичности вновь осваиваемых изделий служит уровень стандартизации и унификации деталей и узлов изделия. Стандартизация, устанавливая единые строго определенные нормы по технико-экономическим параметрам и качеству изделий, ограничивает число их разновидностей как по форме, размерам, так и по другим качественным характеристикам и определяет наиболее целесообразные свойства конкретных видов продукции. Унификация, обеспечивая конструктивную тождественность по форме и размерам отдельных деталей и узлов изделия, сокращает их номенклатуру, сроки освоения, повышает технический уровень конструкции, снижает затраты на изготовление унифицированных узлов и деталей. Высокий уровень унификации позволяет применять при конструировании и изготовлении сложных изделий такой прогрессивный метод, как агрегатирование - метод создания продукции путем компоновки их из стандартных элементов.
|
|
Высокого уровня технологичности можно достичь, используя системы автоматического проектирования (САПР). Большой эффект дает использование автоматизированных информационно-поисковых систем (ИПС). САПР и ИПС значительно сокращают сроки конструкторской подготовки производства.
Экономическое обоснование новой конструкции производится на основе сопоставления приведенных затрат различных ее вариантов. Критерий оптимальности — их минимум:
Si+EНKi—>min где Si — себестоимость единицы продукции (работы) по i-му варианту конструкции, руб.; ЕН нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Ki- удельные капитальные затраты в производственные средства по i-му варианту конструкции, руб.