Учиться, учиться, и еще раз учиться

Для получения желаемой работы вас могут попросить пройти обучение или прослушать курс лекций. Вам пообещают золотые горы и гарантированное трудоустройство. Правда, после обучения мнимый работодатель в лучшем случае скажет вам, что вакансий нет, а в худ­шем просто испарится или же предложит заниматься распростране­нием сомнительной продукции. Аппетиты мнимых работодателей мо­гут начинаться с 50 рублей, а заканчиваться круп­ными суммами. Если вам предлагают внести деньги за обучение, пом­ните – в порядочных компаниях все расходы по обучению сотрудника несет работодатель.

Деньги за одежду

Униформа тоже может стать источником дохода для аферистов. Конечно, ее кандидату могут торжественно вручить, но вот потру­диться ему вряд ли удастся. Если плут-работодатель собирается заста­вить вас заплатить за рабочую одежду или требует деньги на покупку чего-либо еще, смело разворачивайтесь и уходите!

Тест-ловушка

Классикой обмана является взимание платы с кандидата за про­хождение профессионального или психологи­чес­кого теста. Если довер­чивый претендент в итоге и выполнит тест, то, к своему удивле­нию, потом узнает, что по результатам проверки он со­всем не подхо­дит компании. «Тест не пройден!» – озвучит работодатель свой вер­дикт. Бесспорно, во многих престижных компа­ниях вам могут пред­ложить пройти тестирование, но только на без­возмездной основе.

Сохраняйте бдительность!

Опасностей, подстерегающих соискателя на пути к трудоуст­ройству, много. Помните, что самыми лучшими средст­вами, способными убе­речь от мошенничества, являются бдительность, внимательность, осто­рожность и рассудительность – эти качества из­бавят вас от бесполез­ной траты времени и денег. Не бросайтесь с голо­вой в омут, даже если вам обещают грандиозные перспективы. Будьте осторожны!

11.5. Предложение необоснованно высокой зарплаты

В эпоху рыночной экономики, когда абсолютное большинство всех хозяйственных субъек­тов, работающих в реальном секторе экономики, являются частными и прежде всего решают задачу получения и увели­чения своей прибыли, заработная плата всех работающих на них и у индивидуальных предпринимателей людей может быть лишь частью прибыли, которую они получают в результате любой хозяйственной (коммерческой) деятельности, так как в противном случае эта деятель­ность станет невыгодной собственникам и будет прекращена.

Поэтому при поиске любой работы в реальном секторе эконо­мики или в коммер­ческих образовательных учрежде­ниях, чтобы избе­жать обмана, проблем и напрас­ных за­трат труда, надо пони­мать следующее:

1) единственный источник средств для выплаты зарплаты лю­бым хозяйственным обществом или другой коммерческой структу­рой, а также коммерческими образовательными учреждениями и ин­дивиду­альными предпринимателями – это получаемая ими прибыль;

2) выплачиваемое работнику вознаграждение за его труд (зара­ботная плата) может быть лишь частью прибыли, получаемой любой коммерческой организацией или индивидуальным предпри­нимателем
в результате его деятельности, так как дру­гую (обычно в не­сколько ­раз большую) часть этой прибыли надо тратить на обеспечение хозяйст­венной деятельности, прибыли собственника, оплаты налогов и т. д.;

3) любые обещания работнику более высокой зарплаты могут быть реально выполнены лишь в том случае, если его работа принесет работодателю еще больше прибыли, по­этому:

– предлагаемая работнику заработная плата в большинстве слу­чаев состоит из двух час­тей – гарантированного должностного оклада (как правило, небольшого в целях уменьшения оплаты налогов) и пре­мии или бонуса, которые выплачиваются по результатам его работы;

– часто предлагают работать вообще без должностного оклада, получая лишь процент от стоимости проданного товара и оплачивая за свой счет все рас­ходы, необходимые для обеспе­чения его рекламы и сбыта (обычно работники скоро понимают, что они несут только убытки, рекламируя чужой товар, так как покупатели затем обраща­ются непосредственно в фирму, где и покупают такой товар);

4) трудно рассчитывать на выполнение любых обещаний хоро­шо заплатить по резуль­татам любой работы, которая выполняется без заключения договора, так как основ­ную часть получаемой в результате прибыли хозяйственные обще­ства или индивидуальные предпри­нима­тели используют для выплаты зарплаты своим офи­циально оформлен­ным со­трудникам, дивидендов собственникам (нередко бывают и случаи, когда неофициальным работникам не платят вообще ничего).

Поэтому самый простой, быстрый и доступный всем способ из­бежать обмана при тру­доустройстве – сравнить обещанную заработ­ную плату с величиной прибыли, которую такая работа будет прино­сить хозяйственному обществу или индивидуальному предпринима­телю. И простейший экономический анализ сразу покажет, что при высокой зарплате получаемая ежемесячно в результате деятельности этого работника прибыль должна составлять много десятков тысяч рублей, а объем ежемесячно продаваемой им продукции – не менее со­тен ты­сяч рублей. В абсолютном большинстве случаев это нереально, особенно когда данный ра­ботник ранее не занимался рекламой и сбы­том такой продукции или услуг. Лучше отка­заться от невыполнимой работы, чтобы избежать напрасных затрат времени, сил и средств [12].

11.6. Расклейка, раздача или публикация объявлений

о высокооплачиваемой работе для всех желающих

Мы часто видим объявления, в которых предлагается работа, привлекательная по уровню за­ра­ботной платы, усло­виям занятости и другим показателям (рас­клейка на стенах и дверях домов и на столбах, раздача прохожим и/или публикация объ­явлений и другие способы массового информирования широ­ких слоев насе­ления, включая Интернет) и не тре­бующая специального образова­ния и наличия практического опыта,
а часто и не имеющая возрастных ограничений.

Предложения, которые делают откликнувшимся на такие объ­явления людям, могут быть самыми разнообразными по содержанию и по тому, как их делают, однако в конечном итоге в большинстве слу­чаев суть этих предложений сводится к ряду следующих вариантов:

1) принять участие в сетевом маркетинге каких-то товаров;

2) получить работу после предварительной оплаты (нередко даже
с заключением до­говора, по которому никто не будет отвечать за то, что у работника ничего не получилось):

– за внесение в любые базы данных для работодателей (с опла­той до несколько тысяч рублей);

– за подготовку и рассылку резюме соискателя и за его под­держку при трудоустройстве (обычно от нескольких тысяч рублей);

– за обучение или любые консультационные услуги (обычно не­сколько тысяч рублей);

– за нужный для работы комплект инструкций и других мате­риалов (обычно не­сколько тысяч рублей, но может быть и больше);

– за необходимые для работы материалы, полуфабрикаты и обо­рудование (эти затраты бывают более значительными – от нескольких тысяч рублей до десятков тысяч рублей, при­чем, как правило, в дого­воре указывается, что изготовленная работником продукция будет принята при ее соответствии установленным требо­ваниям, а это зачастую практически невозможно обеспечить в домашних условиях);

3) привлекать к работе фирмы всех своих родственников и зна­комых, получая за это определенный процент от заплаченных ими фирме денег (т. е. создается «пирамида», при которой привлечен­ные позже люди будут обмануты и ничего не получат);

4) представлять фирму, сидя в каком-то арендованном поме­щении. Этот вариант наи­более опасен по возможным последствиям, особенно если работник должен собирать и пере­давать работодателю предварительную оплату за товары, которых может и не быть. Ведь обманутые покупатели могут предъявлять все претензии именно ему.

Трудно представить, что при таких методах подбора кадров ка­ждый неквалифицированный работник будет сразу приносить на­столь­ко боль­шую при­быль, что ра­ботода­тель сможет платить всем обещанную высокую зарплату, компенси­рует все свои за­траты и сам будет получать прибыль. А это значит, что организаторы массовой расклейки таких объявлений заин­тере­сованы в чем-то другом и знают, как они получат свою прибыль.

При попытках поиска работы по подобным объявле­ниям надо помнить, что часто требуемое от соискателя на первой встрече или со­беседовании за­полнение анкет и осо­бенно предоставле­ние копий до­кументов (паспорта, диплома, трудовой книжки и т. д.) опасно, так как неизвестно, кто и зачем может их ис­пользовать.

11.7. Предложение быстрого большого заработка

без особых усилий

К сожалению, есть много криминальных схем, позволяющих быстро и много зарабатывать на стремлении людей, особенно молодых, значительно улучшить свое материальное положение. За­час­тую очень трудно привлечь к ответственности фирмы, использующие эти криминальные схемы, так как они хорошо подго­товлены в юридическом плане и имеют грамотно составленные и под­писанные обманутыми людьми документы, которые до­казы­вают, что в понесенном ущербе виноваты сами пострадавшие. Обычно это приво­дит к тому, что жертвы таких мошенников никуда не обра­ща­ются с жалобами и заявлениями и вы­нуж­дены использовать все воз­можности для компенсации якобы нанесенного ущерба [12].

В ведущих зарубежных странах население лучше подготовлено
к тому, чтобы не стать жертвами использующих такие схемы мошен­ников, а в России молодежь этому не учат, хотя это необходимо и мо­жет защитить многих молодых людей и их семьи от проблем и боль­шого ущерба. А в связи с тем, что мошенники стремятся заработать на каждом обману­том как можно больше, а основным имуществом боль­шинства семей является их жилье, то при поиске работы или заработка надо проявлять максимум осторожности, чтобы не при­шлось затем брать большие кредиты и ухудшать условия жизни своей семьи.

Следует крайне осторожно:

1) подпи­сывать договоры, предусматривающие материальную ответственность работ­ника, особенно если необходимых знаний и опыта выполнения такой работы у него еще нет;

2) соглашаться на предложения о проведении любых очень выгодных коммерческих операций, если это требует хотя бы ненадолго крупных затрат собст­венных средств.

Дело в том, что при ряде криминальных схем получения боль­ших средств от каждого привлекаемого молодого человека ему снача­ла на практике доказывают их большую выгод­ность и работоспособ­ность (пока он использует для этого только небольшие денеж­ные суммы), а затем (когда он вложил большие деньги, в том числе полу­ченные за счет кре­дитов и любыми другими способами, и нередко с участием членов семьи) он всегда крупно проигрывает. Причем крупные фирмы, наживающиеся за счет молодых людей с использованием все более изощренных методов, используют даже компьютерный контроль за состоянием их счетов с по­мощью современных информационных технологий (способы обеспечить это с участием са­мого соискателя хо­рошо отработаны). Поэтому они могут использо­вать информацию о том, в какой момент с молодого человека можно получить максимальную сумму и какова она (особенно в случаях, ко­гда он использовал свои банковские счета для элек­трон­ной оплаты че­рез Интернет, в том числе в платных играх в Интернете) [12].

11.8. Задержка получения работником подписанного

с ним трудового договора

Иногда, особенно во вновь создаваемых фирмах с амбициозны­ми планами и зада­чами, длительная бесплатная работа людей обес­пе­чивается за счет того, что им предлагают при­влекательные долж­нос­ти
с очень высокой зарплатой. При этом может проводиться и ряд ме­роприятий, которые должны убедить соискателей, что им крайне по­везло с работой (прове­де­ние конкурса на эту должность с большим ко­личеством участников, демонстрация привле­ка­тельных перспектив
и т. д.), чтобы надолго исключить любые их сомнения и вопросы.

После подписания соискателем двух экземпляров соответству­ющего трудового дого­вора (одновременно с этим или заранее соискателя обя­зывают подписать договор о неразглашении информации, преду­смат­ривающий очень жесткие санкции за любые действия, подрываю­щие имидж фирмы как во время работы в ней, так и после увольнения из нее), а часто и задолго до этого, ему предлагают немедленно при­сту­пить к работе, чтобы на деле доказать свою спо­собность за­нять столь заманчивую должность. Причем текст трудо­вого договора под­твер­ждает все данные ему обе­щания и не вызывает никаких подозре­ний. Поэтому ра­ботник долго бывает уверен, что ему очень повезло, так как обычно приему на работу предшествует его победа в трудном кон­курсе с боль­шим числом участников, прохождение собеседований, выпол­нение ряда тре­бований
к соис­кателям, что показывает на­личие очень многих конкурентов.

Но затем выдача работнику подписанного сторонами трудо­вого договора с подписью и печатью работодателя и заработной платы под разными предло­гами максимально задержи­ваются с использованием ряда изощренных методов, основанных на хорошем знании психо­ло­гии людей. В результате этого он может не только ничего не по­лучить за свою длительную (часто многомесячную) работу, но и потратить при этом много собственных средств и сил. Например, сначала работ­ник может стесняться спросить о своем экземпляре договора или бо­яться задавать вопросы, чтобы не вызвать недовольства руководства и не потерять работу, а затем ему назначают все новые сроки получения договора и сообщают о различных уважительных причинах за­держки. Когда же ра­ботник наконец заявляет об отказе работать без получения зарплаты и под­пи­санного с ним трудового договора, ему могут пред­ложить под­писать новый трудовой до­говор о работе на еще более вы­сокой должности с более высокой зарплатой. И все повторяется [12].

Чтобы избежать такого обмана, надо стремиться как можно ско­рее получить свой эк­земпляр подписанного трудового договора с под­писью
и печатью работодателя. Ведь только это даст возможность при возникновении проблем обратиться в Государственную ин­спек­цию по труду, любые другие инстанции и даже в суд для защиты своих инте­ресов,
а также бу­дет доказательством вашей работы на дан­ной долж­ности и трудового стажа, что важно для будущего трудоустройства.

11.9. Большая текучесть кадров в фирме,

на предприятии или на данной должности

Иногда фирмы и индивидуальные предприниматели, особен­но
в торговле, исполь­зуют для повышения своей прибыли частую смену части работников, которые не получают в результате этого обещанно­го им уровня заработной платы, а некоторые – и трудовых договоров или за­писей в трудовых книжках, подтверждающих их работу.

Поэтому молодежь надо учить обнаруживать возможность свое­го обмана и бы­ст­рого увольне­ния такими работодателями и избе­гать работы у них, чтобы она могла получить трудо­вой стаж на соот­ветст­вующих должностях и иметь возможность документально его подтвер­дить при после­дующем трудоустройстве в другие фирмы. Иначе есть опасность, что молодые люди будут раз за разом уст­раи­ваться на ра­боту в такие фирмы и в итоге не наработают трудо­вой стаж и отчисле­ния в пенсионный и другие фонды, призванные обеспечи­вать их соци­альную защиту. Причем узнать о таких методах работы фирмы из раз­говоров с ее сотрудниками обычно не удается, так как с ними при тру­доустройстве подписан договор о неразглаше­нии инфор­мации и его нарушение грозит им увольнением и рядом других неприятностей.

Однако быстро узнать о работе соответствующей фирмы и на основе этого оценить ве­роятность своего обмана можно, зная, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [29]:

– для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовать обучение безо­пасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим;

– допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж и обучение по охране труда, запрещается.

Порядок проведения, вид и содержание инструктажа опреде­лены ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда» [25].

Для того чтобы своевременно больше узнать о фирме и о своей будущей ра­боте, можно использовать вводный инструктаж по охране труда, который должны проходить все вновь поступающие на предприятие, командированные, практиканты. Его проводит ин­же­нер по охране труда с обязательной записью в специальный журнал, где инструктируемый должен расписаться. В этот момент, увидев пре­дыдущие записи, довольно легко можно оце­нить, на­сколько высока текучесть кадров в данной фирме и опасность работы в ней, так как:

– большое количество записей в таком журнале, который ведут
в небольшой фирме, является косвенным признаком неблагополучия;

– большие интервалы времени между записями в журнале, который ве­дут в крупной фирме с большим количеством сотрудников, также могут быть косвенным признаком опасности.

Надо также помнить о том, что программа вводного инструк­тажа включает ознакомление с общими сведениями о предприятии.

Именно вводный инструктаж, который обычно проводится до подпи­сания трудового договора с работником, позволя­ет оценить опасность обмана и избежать проблем. Ведь от­сут­ствие вводного инструктажа с соответствующей записью в специ­альном журнале, где инструктируемый должен обязательно распи­саться, является явным признаком того, что его работу в данной фирме не собираются оформ­лять официально, даже если это было обещано.


Часть 3

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

Глава 12

ВАЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

12.1. Что означают слова «планировать карьеру»?

Успеха в жизни добиваются не столько талантливые и способ­ные, сколько целеустремленные и упорные. Лучшие профессиональ­ные достижения именно у тех, кто еще в вузе начал плани­ровать свою карьеру,
а не просто стремился получать «пятерки» на эк­заменах [34].

«Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», – писал Сенека. Карьера, как парусник: если управлять им, то достигнешь цели, а если отдаться воле ветра, то
и результат непредсказуем. HR-менеджеры все чаще говорят, что надо планировать карьеру. Можно ли преду­смотреть все повороты своей профессиональной жизни? Как планиро­вать движение по карь­ерной лестнице? Портал www.Superjob.ru подго­товил информа­цию об том.

Еще недавно выражение «планирование карьеры» вызывало улыбку. Что можно было планировать в 90-е годы ХХ века, когда школьные учителя нередко шли торговать на рынок, а рабочие закры­вающихся предприятий вынужденно осваивали новые для них профес­сии – от охранника до предпринимателя?

Сейчас рынок труда более устойчив, а уме­ние выбрать себе цель
и пути ее достижения це­нится. По данным Ис­следова­тельского центра рекрутингового портала Superjob.ru, планиро­вание карьеры считают нужным боль­шинство экономически активных россиян (77 %): «Полу­че­ние высоких должностей не мо­жет быть спон­танным»; «Нужно пла­ни­ровать, как повысить квалифи­ка­цию, какие курсы пройти, как завое­вать авторитет в фирме»; «Пла­ни­рование карь­еры очень важно: необ­ходимо знать, в каком направле­нии двигаться, какие навыки развить».

Чаще всего о планировании карьеры задумывается молодежь: согласно результатам опроса, у 60 % респондентов до 24 лет есть об­щий план развития карьеры, тогда как среди людей старше 45 лет этот показа­тель составляет лишь 37 %.

На любом собеседовании Вас могут спросить, кем вы видите себя через пять лет. Такой вопрос не что иное, как попытка узнать ваши карьерные планы: в каком направлении вы намерены разви­ваться, какой должности хотите достичь. Перед тем, как отвечать на него, взвесьте все «за» и «против». Так, если на данном этапе вы пре­тендуете на позицию помощника руководителя, секретаря т. е. на должности, где не нужны лидерские качества, о своих често­любивых планах лучше умолчать. Если же вы собираетесь работать в отделе продаж или менеджменте, то, скорее всего, имеет смысл под­черкнуть, что данная позиция не является пределом ваших мечтаний.

Конечно, лучше всего планировать карьеру в молодости, еще до поступления в вуз или после его окончания. Но в большинстве случаев
у молодых специалистов, а тем более выпускников школы, слишком мало жизненного опыта для серьезного поэтапного планирования с учетом множества факторов. Хорошо, если в окружении найдется нас­тавник, способный помочь в этом непростом деле, – родители, кто-то из преподавателей или друг семьи. Однако чаще всего необходимость карьерного планирования осознается специалистом несколько позже, когда профессиональный путь уже начался.

Что такое планирование карьеры? Это постановка профессио­нальных целей и определение конкретных сроков их достижения. На­пример, выпускник вуза, решивший развиваться в области продаж, может планировать свою карьеру следующим образом.

На первом этапе выпускник может стать торговым представите­лем компании, занимающейся поставкой близкой к его специальнос­ти продукции. В течение двух-трех лет молодой человек наберется опыта, освоит технику прямых продаж, деловой этикет, тонкости ра­боты с договорами и т. д. При этом ему будут полезны знания, полу­ченные в вузе,
а также участие в тренингах и курсах по продажам.

На втором этапе карьеры при условии успешной работы торго­вый представитель может стать супервайзером – специалистом, конт­ролирующим работу торговых представителей. Он будет заниматься организацией их работы, постановкой целей и задач, участвовать в подборе и мотивации персонала, проводить переговоры с клиентами.

Рост с позиции супервайзера до позиции начальника отдела продаж в крупной компании занимает обычно несколько лет. Таким образом,
к 30 годам молодой человек, осознанно подходящий к плани­рованию своей карьеры и вкладывающий в работу и самообразование много сил, вполне в состоянии достигнуть определенных высот. Сле­дующим карьерным этапом может стать должность директора по про­дажам либо коммерческого директора, при условии получения допол­нительного экономического образования.

Разумеется, обозначенная схема «торговый представитель – су­первайзер – начальник отдела продаж – директор по продажам» не обязательно должна реализоваться в одной компании. Скорее всего, на профессиональном пути выпускнику придется сменить не одно место работы. Однако в соответствии с примерным планом своей карьеры он будет выбирать работодателей осознанно, учитывая не только величину зарплаты, но и возможные перспективы.

Задумываясь о перспективах своей профессиональной жизни, нужно четко осознавать: успешная карьера – это результат упорного труда. «Без знакомств на хорошую работу не устроишься», – уверены многие. Безусловно, полезные связи еще никому не мешали, однако чаще всего такие убеждения – лишь оправдание собственных неудач. Эксперты уверены: сейчас карьера специалиста зависит от него самого – от того, какие цели он себе ставит, какую ответственность готов на себя взять, сколько вкладывает в свое развитие.

Обдумав, в каком направлении вам хотелось бы расти и какой уровень ответственности будет для вас предельным, напишите на бу­маге примерную схему вашей карьеры, ка­кой вы хотите ее ви­деть (на­пример, ассистент от­дела по связям с общественностью – специалист по связям
с общественностью – руководитель отдела рекламы и PR – руководитель департамента маркетинга). Это основа ва­шего плана.

Теперь наполните свой план содержанием. Что надо сделать на каждом этапе, чтобы подняться на ступень выше? Чему научиться и какой вклад внести в развитие компании-работодателя? Какие компе­тенции
и навыки приобрести? Возможно, для пози­ции руководителя департамента маркетинга необходимо получить дополнительное образование, а для работы в ино­странной компании – выучить английский язык.

Продумайте и примерные сроки каждого этапа. При этом не будьте слишком самонадеянны – смотрите на вещи реально. Едва ли вам удастся стать вице-президентом по маркетингу крупной компании в 25 лет – скорее всего, данной цели вы достигнете не раньше, чем к 35–40 годам при условии напряженной работы и самообразования.

«Не все хотят быть начальниками», – можете справедливо возра­зить вы. И в самом деле, карьера – это не всегда постоянное движение вверх по служебной лестнице. Существует и такое понятие, как гори­зонтальная карьера – профессиональное развитие специалиста, не пре­тендующего на постоянное повышение в должности, но рассчиты­вающего на постепенное повышение зарплаты.

Осознанный отказ от продвижения в начальники – явление дос­таточно распространенное. Например, не всякий практикующий врач захочет стать заведующим отделением или тем более главным врачом: слишком много бумажной работы и слишком мало времени для лечения пациентов. Успешные журналисты нередко отказываются от работы редактором отдела, понимая, что потеряют возможность реа­лизовывать себя в творчестве. И подобных примеров очень много.

Так что далеко не всегда плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Настоящий профи – ценный кадр на рынке труда. Ра­зумеется, профессиональное развитие сказывается на зарплате: специ­алист, ставший профессионалом, будет получать хорошую зарплату.

Если вы решили, что «карьерный Олимп» не для вас и намерены развиваться скорее в горизонтальном направлении, подумайте, что может помочь вам стать профи. Возможно, это работа в крупной ком­пании под началом авторитетного специалиста, постоянное самообра­зование, чтение профессиональной литературы, в том числе иностран­ной. Обычно
в жизни ни горизонтальная, ни вертикальная карьера в чистом виде не встречаются. Чаще всего про­фессиональный путь включает как вертикальные, так и горизонталь­ные передвижения.

Но помните, что любой карьерный план, как бы он ни был про­думан, – это всего лишь план. Будьте готовы к тому, что жизнь может внести в него свои коррективы. Разочарование в профессии, захваты­вающие проекты в смежной отрасли, наконец, семья и дети – все это жизненные реалии. Стоит ли упорно отказываться от интересной и вы­сокооплачиваемой работы только потому, что такая позиция не входи­ла
в ваши планы? Что важнее для карьеры – гибкость или целеустрем­ленность? На эти вопросы каждый отвечает для себя сам. Тем не ме­нее, карьерный план полезен в профессиональной жизни, поскольку учит самодисциплине, постановке задач и путей их решения [37].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: