Терроризм, будучи сложным, многомерным явлением, посягающим на различные сферы жизнедеятельности людей, с неизбежностью порождает и вопросы о том, каким должен быть состав терроризма, какие сущностные характеристики и элементы этого общественно опасного деяния должны найти отражение в его законодательной конструкции, содержащейся в Уголовном кодексе.
То обстоятельство, что террористическая направленность может проявляться в различных деяниях, обусловливает и определенные трудности при конструировании самостоятельного состава терроризма и определении его места в системе уголовно-правовых норм. Вновь принятый состав по всей видимости, не должен вступать в противоречие с уже существующими и устоявшимися понятиями, категориями и институтами уголовного права и в частности с такими, например, как диверсия, захват заложников, бандитизм, заказное убийство, убийство или причинение имущественного ущерба, совершенные способом, опасным для жизни многих лиц и т. д. Совокупность объективных и субъективных признаков терроризма необходимо сформулировать таким образом, чтобы исключить возможность расширительного толкования и охвата этим понятием деяний, весьма далеких по своей сути от терроризма. В этой связи следует определить основные признаки состава террористического акта, которые могли бы характеризовать его объект, объективную и субъективную сторону и субъекта преступления.
Объект преступления - это то, на что посягает преступное деяние, чему оно причиняет или может причинить вред. Признаки объекта классифицируются по двум основаниям, в зависимости: 1) от степени обобщенности охраняемых уголовным законом общественных отношений, выступающих объектами различных преступлений; 2) от важности охраняемых общественных отношений, которым причиняет непосредственный вред конкретное преступление[184]. В уголовно-правовой науке широко распространена четырехзвенная классификация объектов: на общие, на родовые, на видовые и непосредственные.
Общим объектом данного состава преступления является совокупность охраняемых уголовным правом общественных отношений, юридическим выражением которых является вся совокупность существующих в обществе прав и обязанностей их субъектов, урегулированная соответствующими нормативными актами.
В ряде случаев конструкция состава содержит признаки сразу двух непосредственных объектов - основного и дополнительного. Террористический акт относится к так называемым двуобъектным преступлениям так как конструкция этого состава, содержит признаки двух обязательных объектов (основного и дополнительного), где основным объектом выступают отношения, на причинение вреда которым непосредственно направлено преступное деяние, а дополнительным - те отношения, путем прямого или косвенного воздействия на которые (посредством посягательства на первые) виновные лица достигают или пытаются достичь своих главных целей и удовлетворения интересов.
Террористический акт - многообъектное преступление. Он посягает на общественную безопасность, нормальное функционирование органов власти, других органов, предприятий, учреждений, организаций, а также жизнь, здоровье граждан, права собственников имущества. Поэтому важно выделить его признаки таким образом, чтобы состав терроризма не вступал в противоречие с другими составами и не вынуждал в правоприменительной практике постоянно квалифицировать подпадающие под его признаки деяния по совокупности с другими преступлениями. Данное обстоятельство ставит вопрос о наличии основного и дополнительного объектов терроризма.
Основным непосредственным объектом террористического акта выступают общественные отношения, обеспечивающие предотвращение и устранение общей опасности насильственного причинения вреда правоохраняемым интересам неопределенного числа конкретных участников этих отношений.
Дополнительным непосредственным объектом, очевидно, должны быть те отношения, которые обеспечивают нормальное функционирование органов власти и других органов, организаций, предприятий, учреждений, объединений, социальных групп и т. п. Участники этих отношений, собственно, и могут являться адресатом угроз и требований виновных лиц, прямого или косвенного принуждения. Угрозы и требования террористов могут быть непосредственно обращены и не к организациям или органам, а к частным лицам, но если при этом органы власти или другие организации вынуждены выступать в качестве посредников, то в данном случае также причиняется ущерб их нормальному функционированию и осуществляется по отношению к ним прямое или косвенное принуждение. Своим устрашающим воздействием терроризм может быть обращен и в целом к населению городов, административных районов в целях прямого или косвенного понуждения к каким-то действиям, выработке решения или воздержание от таковых. Здесь могут затрагиваться отношения по нормальному осуществлению избирательных прав, экономической деятельности, политических акций и т. д.
Объективная сторона террористического акта выражена в двух видах действий:
1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;
2) угроза совершения указанных действий.
Совершение взрыва - это действие с использованием взрывных устройств и взрывчатых веществ[185].
Поджог - намеренное вызывание пожара с использованием химических или иных, вызывающих воспламенение, средств.
Иные действия - это самые разнообразные, схожие с перечисленными по опасности и возможным последствиям, действия с использованием
Взрывчатые вещества - это химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому взрыву (тротил, аммониты, пластиты, эластиты, бездымный, дымный порох, твердое ракетное топливо и др. Взрывные устройства - это военно-инженерные или самодельные шины, бомбы, снаряды, т.е. устройства, конструктивно предназначенные для производства взрыва.
Взрыв - это мгновенное мощное самораспространяющееся химическое превращение взрывчатых веществ, сопровождающееся взрывной волной, громким звуком, возгоранием радиоактивных, ядовитых, сильнодействующих веществ или связанные с посягательством на информационные, энергетические, продуктовые ресурсы и системы жизнеобеспечения общества, а также блокирование аэропортов, железных дорог и т.д. Наибольшую опасность представляют действия, сопровождаемые использованием оружия массового поражения.
Обязательным элементом объективной стороны террористического акта, предусмотренного ст. 205 УК РФ, является создание опасности гибели человека от вышеперечисленных действий, значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
Опасность - это специфическое последствие общественно опасных действий, которое характеризуется признаками качества и количества, заключающими в себе возможную тяжесть последствий (качественная характеристика) и вероятность их наступления (как бы количество опасности)[186].
Ядерное оружие массового поражения - это совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления. При взрыве ядерного боеприпаса поражающее воздействие имеют ударная волна, проникающая радиация, световое излучение. Химическое оружие массового поражения - это в совокупности или в отдельности токсичные химикаты и их прекурсоры. К данному виду оружия массового поражения относятся боеприпассы, устройства или оборудование, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств химикатов, высвобождаемых в результате их применения.
Под биологическим оружием массового поражения понимается любой живой организм, в том числе и микроорганизм, вирус или другой биологический агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или его производное, а равно средства их доставки, способные вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или другого живого организма, заражение окружающей природной среды, продовольствия, воды или иных материальных объектов.
Опасность как признак объективной стороны террористического акта должна содержать в себе реальные предпосылки тех последствий, которые названы в уголовном законе: реальную возможность гибели человека, значительного имущественного ущерба и иных равно значительных последствий. Если качественная характеристика опасности определена законодателем путем перечисления в ст. 205 УК РФ возможных последствий, то вероятность их наступления, а значит, и самой опасности, определяется в зависимости от конкретных обстоятельств: силы взрыва, масштаба поджога, использования общеопасных химических, радиоактивных средств, избрания для взрыва, поджога и т. п. места скопления людей, замкнутого помещения и невозможности быстро его покинуть и т. д.
Опасность гибели человека означает: а) реальную возможность гибели хотя бы одного человека (когда он не погиб фактически)[187]; б) гибель одного человека и реальную возможность гибели других людей.
Значительный имущественный ущерб как последствие террористического акта - оценочное понятие. Чтобы определить его содержание, следует обратиться к примечанию к ст. 158 УК РФ, в соответствии с п. 4 которого крупным размером при совершении преступлений, предусмотренных статьями главы 21 «Преступления против собственности», признается стоимость имущества, в 250000 рублей. Естественно, «значительный» - это меньший, чем крупный, но больший, чем 2500 рублей, но вряд ли правильно придавать этому понятию тот же смысл, который заложен в ч. 2 ст. 158 - 160 УК РФ[188], поскольку в этих статьях речь идет о причинении значительного имущественного ущерба конкретному гражданину, а в ст. 205 УК РФ он определяет посягательство по характеру целям террористического акта и другим последствиям, предусмотренным ст. 205 УК РФ.
Иные тяжкие последствия - это последствия однопорядковые с возможной гибелью людей, значительным имущественным ущербом и соответствующие целям террористического акта: длительная остановка транспорта, блокирование аэропортов, зданий правоохранительных органов, срыв работы учреждений, предприятий, создание паники, беспорядков среди значительных групп населения и т. д.[189] Законодатель установил, что ответственность за террористический акт, как отмечалось ранее, наступает уже за одно создание опасности наступления перечисленных в ст. УК РФ последствий.
Это не случайно, так как создание опасности причиняет ущерб общественной безопасности как объекту террористического акта, поскольку «последствие представляет собой соединительное звено - между действием и объектом, причем сама юридическая природа последствия в значительной мере определяется характером объекта[190]». Когда же опасность реализуется в конкретный физический или имущественный вред, то террористические действия могут быть квалифицированы как террористический акт при отягчающих обстоятельствах или в совокупности с другими более тяжкими преступлениями (например, террористический акт и умышленное убийство).
Террористический акт относится к составам постановления в опасность[191] или деликтом опасности[192], когда законодатель, стремясь эффективнее обезопасить защищаемый объект от возможных последствий, и для предотвращения их связывает момент окончания преступления с двумя признаками объективной стороны: действием и возникновением реальной опасности. Следовательно, " опасность " выступает в этих составах как специфическое последствие. Отсюда возникает и другой вывод: должна быть установлена причинная связь между террористическим действием и фактом возникновения опасности, грозящей гибелью человека, повреждением зданий, сооружений, транспорта, связи и порождающей чувство страха, незащищенности, паники у неопределенного круга людей.
Факт реального причинения вреда составом ч.1 ст. 205 не охватывает и требует дополнительной квалификации:
а) в случае умышленного отношения вреда по совокупности ст. 205 УК РФ с соответствующей статьей Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и другим имущественным ценностям (ст. ст. 105,111,167 УК РФ) с вменением соответствующих квалифицирующих признаков (поджог, общеопасным способом и т.д.);
б) в случае неосторожного отношения к смерти или к иным тяжким последствиям по ч.3 ст. 205 УК РФ.
Второй вид действия - это угроза совершения указанных действий. Ее реальность определяется тем, способна ли угроза вызвать у отдельного человека (например, при политическом или криминальном терроризме), группы людей или властей опасения, что она будет осуществлена, а ущерб, который будет нанесен определенными действиями, - значимым. Как мы видели, и здесь должно действовать устрашение, а сама угроза может быть выражена устно, письменно или другим способом, в частности с использованием современных технических средств связи. Не имеет значения, была ли угроза вызвана открыто или анонимно, широкому кругу людей или одному человеку, например, служащему государственного учреждения по телефону.
Если угроза воспринимается в качестве реальной, это вызывает страх у того, кому она адресована, и он становится доступен шантажу и преступному диктату. Угроза, если она высказана публично или если о ней узнали другие, может устрашить и тех, на кого она и не была рассчитана.
Последние в свою очередь будут воздействовать на тех, на кого угроза и ориентированна, что в целом может значительно усилить тревожный эффект, создать атмосферу страха в значительной сфере. Для квалификации каких-то поступков в качестве угрозы не имеет значения, действительно ли ее намеревались исполнить, поскольку главным является то, что она была выражена для достижения тех целей (всех или только некоторых), которые определены в законе. Восприятие чего-то в качестве реальной и опасной угрозы (а в данном случае она должна быть таковой) во многом зависит от личности того или тех, кому она адресована. Это естественно, поскольку восприятие угрозы сугубо субъективно, но на него могут существенно влиять конкретные внешние факторы, обстановка места происшествия, личность и прошлое, кто грозит, и т. д.
Таким образом, террористический акт будет оконченным преступлением в случае, когда будут установлены все элементы объективной стороны: " действие" и причинно обоснованная " опасность "; либо угроза совершения указанных действий.
С субъективной стороны террористический акт характеризуется как умышленное преступление, и поскольку действия террористов закон связывает со специальными целями, то, следовательно, совершаются они с прямым умыслом, т. е. террорист осознает общественно опасный характер совершаемых действий и предвидит не только возможность, но, как правило, неизбежность наступления последствий и желает, чтобы они наступали (под последствиями, естественно, понимается создание опасности, а не ее реализацию в виде гибели человека, имущественного ущерба и др., так как к последнему отношение может быть различным: от прямого умысла до неосторожности).
В качестве целей террористического акта в ст. 205 УК РФ названы: воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями.
Отсутствие указанных целей исключает уголовную ответственность за террористический акт.
Представляется, что истинно террористической целью является воздействие в конечном итоге на тех, кто может принять то или иное решение, которого добиваются террористы.
Мотивы террористических актов могут быть самыми различными: месть за несправедливые решения, действия, мотивы, связанные с решением национальных, этнических, конфессиональных, политических, экономических, криминальных проблем. Мотивы терроризма, рассмотренные при его классификации, как побуждения, формирующие цели, лежат за пределами состава преступления, они не влияют на квалификацию, но могут быть учтены при определении меры наказания.
Субъектом террористического акта может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.
Более того, ответственность по УК РФ будут нести иностранные гра-ждане, совершившие преступление вне пределов РФ.
В ст. 12 УК РФ говорится, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В этой статье отражен распространенный во всем мире принцип действия уголовного закона в пространстве - это принцип гражданства. В этом положении находят выражение идеи международно-правового сотрудничества в борьбе с преступностью, уважении законодательства других суверенных государств.
Следует иметь в виду, что ответственность за террористический акт предусмотрен уголовным законодательством всех государств.