Понятие и механизм бюджетного финансирования

Процедура бюджетного финансирования заключается в расхо­довании бюджетных средств. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых этапов санкционирования и финансирования.

Первый этап. Составление и утверждение бюджетной роспи­си — документа о поквартальном распределении доходов и рас­ходов бюджета и поступлений из источников финансирова­ния дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемого в соответствии с бюджетной класси­фикацией РФ. Бюджетная роспись составляется главным рас­порядителем бюджетных средств по распорядителям и получа­телям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классифика­циями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление про­екта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджет­ную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем ука­занного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняю­щий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись на­правляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

Второй этап. Утверждение и доведение уведомлений о бюд­жетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюд­жетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям. Действующее бюджетное законодательство предусматривает, что в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели ука­занной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Изменение объемов бюджетных ассигнований, дове­денных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Бюджетным кодексом РФ.

Основной категорией получателей бюджетных средств явля­ются бюджетные учреждения. В соответствии со ст. 161 БК бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, ор­ганами государственной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления для осуществления управленческих, со­циально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансиру­ется из соответствующего бюджета или бюджета государствен­ного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и рас­ходов.

В ст. 70 БК определен исчерпывающий перечень возможных направлений расходования бюджетных средств бюджетными учреждениями:

оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми до­говорами и правовыми актами, регулирующими размер зара­ботной платы соответствующих категорий работников;

перечисление страховых взносов в государственные внебюд­жетные фонды;

трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные выплаты ра­ботникам в соответствии с законодательством РФ;

оплата товаров, работ и услуг по заключенным государст­венным или муниципальным контрактам;

оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденны­ми сметами без заключения государственных или муниципаль­ных контрактов. Следует отметить, что все закупки товаров, ра­бот и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государствен­ных или муниципальных контрактов.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджет­ных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюд­жетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.

Смета доходов и расходов представляет собой финансовый план бюджетополучателя, в котором должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюдже­та и государственных внебюджетных фондов, так и от осущест­вления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от ис­пользования государственной или муниципальной собственно­сти, закрепленной за бюджетным учреждением на праве опера­тивного управления, и иной деятельности.

В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается ру­ководителем главного распорядителя бюджетных средств. Сме­та доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одно­го рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.

Третий этап. Утверждение и доведение уведомлений о лими­тах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. Лимит бюджетных обязательств — это объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет.

По общему правилу изменение лимитов бюджетных обяза­тельств возможно в случае изменения бюджетных ассигнований либо в случае блокировки расходов. Однако Бюджетный ко­декс РФ предусматривает возможность изменения лимитов бюджетных обязательств и без изменения бюджетных ассигно­ваний, в том случае если орган, исполняющий бюджет, отсро­чил исполнение предоставленных лимитов бюджетных обяза­тельств. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить пре­доставление лимита бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут пре­вышать 10% бюджетных ассигнований, установленных на квар­тал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.

Четвертый этап. Принятие денежных обязательств получа­телями бюджетных средств. Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществле­нию расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и плате­жей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обяза­тельств и сметы доходов и расходов.

Получатели бюджетных средств принимают на себя денеж­ные обязательства путем составления платежных и иных доку­ментов, необходимых для совершения расходов и платежей. Обязательства бюджетополучателей возникают из заключенных с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг дого­воров. Общая сумма принятых денежных обязательств не долж­на превышать доведенных до них лимитов бюджетных обяза­тельств и должна соответствовать смете доходов и расходов1.

Пятый этап. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, совершает расхо­дование бюджетных средств после проверки соответствия со­ставленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям бюджетного законодатель­ства, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных уч­реждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Ор­ган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтвер­ждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов соверша­ет разрешительную надпись. Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджет­ных обязательств.

Важным моментом во взаимоотношениях бюджетных учре­ждений и контрагентов по гражданско-правовым договорам яв­ляются положения ст. 161 БК. Так, при уменьшении уполномо­ченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целе­вым назначением для финансирования договоров, заключае­мых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. При этом сторо­на договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного измене­нием условий договора.

Принятые бюджетным учреждением бюджетные обязатель­ства могут быть не подтверждены органом, исполняющим бюд­жет, в случаях если данные обязательства не соответствуют тре­бованиям бюджетного законодательства, доведенным бюджет­ным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств, а также утвержденной смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения. Кроме того, основанием отказа в подтверждении бюджетных обязательств является блокировка расходов.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность для бюджетного учреждения самостоятельно определять на­правление кассового расхода со своих счетов в органах Феде­рального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обяза­тельств и объемов финансирования в случае задержки финан­сирования из бюджета более чем на два месяца или при финан­сировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, ус­тановленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал.

В том случае, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме (за исключением случаев, допускаемых бюджетным законода­тельством), получатель бюджетных средств имеет право на ком­пенсацию в размере недофинансирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: