Особенности правового регулирования отношений в области государственного и муниципального кредита

Отношения, складывающиеся в области государственного и муниципального кредита, носят сложный характер и регулируют­ся нормами преимущественно финансового и гражданского права.

При непосредственном оформлении отношений займа меж­ду Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями как должниками и их кредиторами применя­ются договоры гражданско-правового характера. Нормы граж­данского законодательства предусматривают, что по договору государственного займа заемщиком выступает Российская Фе­дерация либо субъект РФ, а заимодавцем — гражданин или юридическое лицо (ст. 817 ГК). В Гражданском кодексе РФ фиксируется важнейший принцип государственных займов — отказ государства от принуждения при осуществлении заимст­вований (государственные займы являются добровольными). Также предусматривается, что договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостове­ряющих право заимодавца на получение от заемщика предос­тавленных ему взаймы денежных средств, или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов или иных имущественных прав в сроки, предусмотренные ус­ловиями выпуска займа в обращение.

Правила о договоре государственного займа распространяют­ся и на займы, выпускаемые муниципальными образованиями.

Правоотношения, возникающие в сфере государственного кредита, в значительной мере строятся на властных началах. Государство, будучи должником, в одностороннем порядке ус­танавливает условия займов. Содержание договоров граждан­ско-правового характера, используемых при непосредственном оформлении отношений займа между государством-заемщиком и кредиторами, включает элементы публично-правового харак­тера (предмет, сроки, субъектный состав, процедурные вопросы и проч.). В этой связи большое значение приобретают нормы права, обеспечивающие защиту прав кредиторов. Так, положе­ниями ст. 817 ГК, ст. 98 БК закреплено, что не допускается из­менение условий выпущенного в обращение займа. Хотя Рос­сийская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образова­ния обладают правом на реструктуризацию долга — правом прекращения долговых обязательств, составляющих государст­венный или муниципальный долг, с заменой указанных долго­вых обязательств иными долговыми обязательствами, преду­сматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств, однако такие прекращение и замена должны быть основаны в соответствии со ст. 105 БК на соглашении.

Финансовые отношения, возникающие в области государст­венного и муниципального кредита, складываются «по поводу формирования, функционирования и погашения государствен­ного и муниципального внутреннего долга. На федеральном уровне эти отношения формируются и по поводу внешнего долга...»1 и регулируются нормами финансового права. Государ­ственно-властный характер данных правоотношений обуслов­лен следующими принципиальными моментами. С одной сто­роны, средства, поступающие в процессе осуществления заим­ствований в распоряжение органов власти, являются составной частью финансовых ресурсов государства, а с другой стороны, управление государственным долгом представляет собой важ­ное направление политики бюджетного и денежно-кредитного регулирования, проводимой государством. Наконец, отноше­ния, связанные с государственными заимствованиями, включа­ют в себя взаимодействие между органами государственной власти, осуществляемое по поводу государственного долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: