Место России в современном мировом сообществе цивилизаций

Вопросы для обсуждения:

1. «Что есть Россия?»

Россия – это Восток или Запад? Или она соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна?

- «Россия – Запад?»;

- «Россия – Восток?»;

- «Россия – самобытная цивилизация?».

2. Какова Ваша точка зрения о месте нынешней России в цивилизационном процессе? Каковы ее ценностные ориентиры?

Методические рекомендации для подготовки к семинару-диспуту:

В ходе подготовки первого вопроса группа делится на три подгруппы для разработки проекта по одному из трех предложенных вариантов. Представителя, который будет выражать групповое мнение по тому или иному вопросу выбирают участники подгруппы.

1. Первая подгруппа студентов разрабатывает проблему: «Россия - Запад?». Она представляет мультимедийную презентацию и комментарии (аргументы) к ней, подтверждающие, что Россия относится к западному типу цивилизации. Особое внимание следует уделить ценностям, на которых основывается западная цивилизация.

2. Вторая подгруппа студентов разрабатывает проблему: ««Россия – Восток?». Представляет мультимедийную презентацию и комментарии (аргументы) к ней, подтверждающие, что в России достаточно ценностей, характерных для восточной цивилизации. В качестве вывода следует выделить ценности, характерные для цивилизации восточного типа.

3. Третья подгруппа студентов, с опорой на изложенный первыми двумя группами материал, должна предложить свой взгляд на место России в мире, представив свои аргументы с использованием презентации.

Подготовка ко второму вопросу требует индивидуальной самостоятельной работы каждого студента для формирования своего видения поставленного для обсуждения вопроса. Необходимо продумать и заранее записать в конспект аргументы, которые помогут обосновать свою точку зрения. Следует также использовать информацию, которая будет озвучена в ходе обсуждения первого вопроса.

Основная

- Андреев А. Место России в мире: Европа или Евразия? Интернет-ресурс: //http://www.perspektivy.info/print.php?ID=49892

- История мировых цивилизаций: учебное пособие / Под ред.Драч Г.В. М., 2012. Раздел IV.*

- Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. М., 2008. *

Дополнительная

- Герасимов Г. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. Учебное пособие для вузов. М., 2008.

- Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. М., 2009.

- Захарова Е.Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком: пособие для учащихся и учителей. М., 2002.

- Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. Раздел V. Проект мира III тысячелетия. М., 2004.

- Сурков В. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М., 2006.

Раздел 1. Тема 1.3. Семинар. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира в конце ХХ – начале ХХI в.: тенденции формирования, сопутствующие проблемы, способы их разрешения.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные процессы, характеризующие социально-экономическое развитие ключевых регионов мира на рубеже ХХ – ХХI вв. и их последствия.

2. Тенденции развития политической системы в ведущих государствах мира на современном этапе.

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

В ходе подготовки к семинару студенты должны ориентироваться на примеры из истории и практику сегодняшнего дня.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на следующие проблемы:

- направления развития интеграции в мире (на примере ключевых регионов мира);

- особенности современного миграционного процесса в мире и его последствия для социально-экономического развития индустриально-развитых государств;

- тенденции в развитии социальной структуры современного западного общества;

- причины нарастания социальной напряженности в различных регионах мира.

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание на:

- основные тенденции современного конституционного строительства в ведущих странах Запада;

- особенности развития партийно-политической системы в странах западной цивилизации;

- эволюцию политической идеологии в ведущих индустриальных странах;

- развитие альтернативного политического движения (экологического, антивоенного и т.д.);

- формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и других регионах мира.

Подготовка докладана тему:

- «Последствия мирового финансового кризиса 2008-2011 гг. для развития современного мира». Доклад готовит один из студентов. Продолжительность доклада 12-15 мин.

Опираясь на знания, полученные по дисциплине «История» на первом курсе, а также знания проблем второго вопроса семинара каждый студент готовит письменную работу (объемом 1,5-2 страницы) на тему: «Схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале ХХ века и построения глобального демократического общества во второй половине ХХ- начала ХХI вв.».

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Загладин Н.В., Симония А.А. История России и мира в ХХ- начале ХХI в. М., 2012.

- Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. М., 2010.

- Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время. М., 2010.

Дополнительная

- Бусыгина И. По литическая система Европейского Союза. Что изменилось с Лиссабонским договором? // Аналитические записки НКСМИ. 2009. №2. С.3–22.

- Гуриев С. Бедность на планете будет уничтожена //Россия в глобальной политике. 2013. №3.

- Единый Европейский Акт. Договор о Европейском союзе. М., 1998.

- Иноземцев В. Кризис: природа и перспективы// Свободная мысль. 2009. С.95–108.

- Иноземцев В. Контуры посткризисного мира. // Россия в глобальной политике. 2009. №3.

- Маастрихтский договор. М., 1994.

- Нижегородцев Р. М., Стрелецкий А. С. Мировой финансовый кризис. Причины, механизмы, последствия. М., 2008.

- От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. М., 1996.

- Олтман Р. Великий крах– 2008: геополитическое поражение Запада// Россия в глобальной политике. 2009. №1. С. 8–21.

- Строганов А.И. Латинская Америка в ХХ веке. М., 2008.

- Сафронов А. Капитализм без среднего класса // Свободная мысль. 2012. №3-4.

- Черников Г.П., Черникова Д. А. Европа на рубеже XX–XXI веков. М., 2006.

Раздел 2. Тема 2.5. Учебная дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР.

Вопросы для обсуждения:

1. В связи с 20-летием Августовского (1991 г.) путча в российском обществе было много разговоров о «шести годах, которые изменили страну, изменили мир, изменили нас». Какие аргументы вы могли бы привести «за» и «против» каждого из этих заявлений?

2. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства?

3. В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением?

4. Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ.

5. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы?

6. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»).

Методические рекомендации для подготовки к учебной дискуссии:

В ходе подготовки к занятию необходимо ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России, которые Вам доступны. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий. Кроме того, используя средства Интернет, ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартии для новой Европы (21.11. 1990), Соглашения о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991). Используйте их в ходе дискуссии в качестве аргументов при ответах на тот или иной вопрос.

К занятию один из студентов готовит сообщение на тему:

- «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников». Сообщение заслушивается в начале занятия.

В качестве самостоятельного домашнего задания каждый студент в письменной форме (в объеме 2-2,5 страницы):

1. Предлагает проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг. альтернативного «новому политическому мышлению».

Выстроить свое видение данной проблемы обучаемому поможет знакомство с работой М.С. Горбачева: Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. Раздел второй. Новое мышление и мир. М., 1988. См.: Интернет-ресурс: http://www.newparadigma.ru/prcv/Publ/Gorbachev/perestroika.h...

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. 2-е изд., М., 2013.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В.А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб., 2010.

- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988.

Дополнительная

- Волобуев О.В. и др.Россия и мир. Учебник. 10-11 кл. М., 2002. Ч. 2.

- Горбачёв М.С. Понять перестройку… М., 2006.

- История России. ХХ век: 1939 – 2007. М., 2009.

- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.

- Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий. М., 2004.

- Пастухов В.Б. «Перестройка» - второе издание. Революция и контрреволюция в России // Полис. 2011. № 11. С. 7-28.

- Шубин А.В. Преданная демократия. Неформалы и Перестройка (1986-1989). М.: Европа, 2006.

Раздел 3. Т ема 3.3. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: опыт, проблемы, тенденции.

Предусматривает работу с источниками информации.

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

1. Ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных социально-экономическим преобразованиям в период с 1992 по 2011 гг.

2. Используя, в том числе и средства массовой информации, необходимо составить две таблицы:

- таблица №1: «Социально-экономическая ситуация в 90-е гг. в России» и таблица №2: «Социально-экономическое развитие России в 2000-2011 гг.», самостоятельно выбрав основания для характеристики социально-экономического развития России в указанные годы.

3. Подготовить сообщение на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».

Порядок проведения занятия.

1. Выступление одного из студентов с сообщением на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».

2. Изучение документов:

- Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 «О мерах по либерализации цен»;

- Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли»;

- Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

По завершении изучения документов студент формулирует ответы на следующие вопросы:

а. Докажите, что экономическая реформа методом «шоковой терапии» была действительно радикальной.

б. Укажите цели, методы, последствия для экономического и социального развития России, вышеперечисленных документов.

в. Укажите тенденции развития социально-экономической ситуации, сложившейся в 90-е годы в России, опираясь на материалы таблицы, подготовленной к занятию. Какие результаты предполагались и какова была реальность социально-экономического курса?

3. Сопоставление статистических сведений, характеризующих социально-экономическое развитие России в 90-е годы со статистической информацией о социально-экономическом развитии России в 2000-2011 гг. Оформление на основе сопоставления таблицы №3: «Приобретения и потери суверенной России в области экономики за последнее десятилетие».

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг: учебник. М., 2011.

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. См.: Интернет-ресурс: hht://www.government.ru/content/ governmentactiviti?rfgovernmentdecision/?archivi/2008/11/17/2982752.htm

- Россия. ХХ век: документы и материалы /Под ред. А. Безбородова. В 2-х кн. М., 2004.

Дополнительная

- Абалкин Л.И., Мильнер Б.З., Медведев В.А. и др. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М., 1997.

- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.

- Кочегарова Т.М. О некоторых проблемах модернизации России // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. № 42.

- Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. СПб., 2010.

- Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М., 2008.

- Симонян Р.Х. Некоторые социально-экономические последствия реформ 1990-х годов // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. №35.

- Симонян Р.Х. Социально-экономическая политика в современной России: её истоки и некоторые итоги // Новая и новейшая история. 2011. № 5.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.

- Экономические реформы в России в 90-е годы. Путь в ХХI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Отв. ред. Д.С. Львов. М., 1999.

Тема 3. 6. Семинар. Проблемы государственного строительства

Суверенной России.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы и противоречия становления российской государственности (1992-2000 гг.).
  2. Политическая модернизация в начале ХХI в.: задачи, содержание, тенденции.

Методические рекомендации по подготовке к семинару:

В ходе подготовки ответа на первый вопрос обратите внимание на следующие проблемы:

- этапы в противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти. Октябрьские события 1993 г. в Москве. Их последствия. Президентские указы: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.; «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета Народных депутатов по реформе органов государственной власти и местного самоуправления в г. Москве и Московской области» от 24 октября 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г.;

- новые органы власти, которые были сформированы в России в ходе политической реформы? Объясните, почему Верховный Совет не мог одобрить проект новой Конституции. Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? Объясните причину опасности оттягивания факта принятия Конституции;

- время возобновления деятельности Государственной думы. Ее основные функции. Результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г.? Их влияние на общественно-политическую обстановку в стране. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Почему становление нового Российского государства было столь трудным?

В ходе подготовки ответа на второй вопрос обратите внимание на следующее:

- содержание реформ политической системы с 2000 по 2012 гг. Объясните, с какой целью были предприняты реформы по усилению роли федерального Центра. Уясните содержание административной, военной реформ, реформы судебной системы. Особенности партийного строительства. Отношение власти и олигархии. Изменения в избирательной системе.Назовите основные достижения россиян в становлении новой российской государственности.

Кроме того, в ходе подготовки к семинару следует подготовить:

- сообщение на тему: «Политический портрет Б.Н. Ельцина»;

- сообщение на тему: «Политический портрет В.В. Путина»;

- в качестве учебного индивидуального задания в письменной форме (объемом 1,5-2 страницы) выполнить следующую работу: проанализируйте Конституцию России как первой в истории страны демократической конституции. Укажите статьи Конституции РФ, которые отражают противоречия переходного времени и являются результатом политических компромиссов. Аргументируйте свой ответ.

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.

- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ – начала ХХI века. М., 2007.

- Россия. ХХ век: документы и материалы /Под ред. А. Безбородова. В 2-х кн. М., 2004.

Дополнительная

- Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. М., 2004.

- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.

- Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005.

- Кобринский А.Л. Проблемы государственного строительства в Российской Федерации. М., 2001.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.

- Разуваева Н.Н. История России: конец ХХ века: курс лекций. Уфа, 2010.

Тема 3.9. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Сущность и причины локальных национальных, религиозных конфликтов на постсоветском пространстве и пути их разрешения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите примеры локальных национальных и религиозных конфликтов, которые имели место на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Обоснуйте свой выбор, перечислите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты.
  2. Какие, на Ваш взгляд, причины привели к возникновению локальных национальных и религиозных конфликтов на постсоветском пространстве? Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов?
  3. Была ли, с Вашей точки зрения, у российских политических лидеров возможность избежать обострения национальных конфликтов в России?
  4. В чем причины кризиса в Чеченской республике?
  5. Была ли, с Вашей точки зрения, возможность избежать этого кризиса или смягчить его проявления? Обоснуйте свой ответ, опираясь на конкретные события.
  6. Какие проблемы этнополитического характера, существующие сегодня во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами РФ, Вы можете назвать?
  7. Что Вы знаете о националистических движениях в современной России. Чем объясняется своеобразие русского национализма?
  8. В чем заключается принципиальная разница в разрешении национальных конфликтов в условиях демократического и авторитарного политических режимов?
  9. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ?
  10. Какие эволюционные методы представляются возможными при решении этнополитических проблем? Как Вы понимаете значение понятия «толерантность»? Насколько толерантно сегодня российское общество при решении национальных и религиозных проблем?

Методические рекомендации по подготовке к дискуссии:

В ходе подготовки к занятию студенту необходимо:

- ознакомится с содержанием вопросов темы дискуссии, изложенных в рекомендованной основной и дополнительной литературе;

- доработать конспект лекций по данной теме;

- разобраться со значением понятий: «этнополитический конфликт», «религиозный конфликт», «толерантность», «национализм», «националистическое движение»;

- выписать в конспект основные события, характеризующие кризис в Чеченской республике, примеры проявления национальной и религиозной нетерпимости, правовые акты, направленные на недопущение национальной и религиозной розни в Российской Федерации.

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.

- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. М., 2013.

Дополнительная

- Абдулатипов Р.Г. Российская нация: Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005.

- Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007.

- Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб., 2004. См.: Интернет-ресурс: virmk.narod.ru›U DISCIPLINA…posobie/BARANOV…28.htm

- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ – начала ХХI века. М., 2007.

- Здравомыслов В.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. 2-е изд. Часть. 2. М., 1999.

- Маркедонов С. Беловежское наследие. Проблема российского сепаратизма после распада СССР // Россия в глобальной политике. 2012. № 6.

- Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4. С. 83.

- Толерантность против ксенофобий / Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М., 2005.

Тема 3.12. Практическое занятие. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Порядок проведения:

Заслушивание индивидуальных проектно-исследовательских работ студентов. Примерные темы работ:

1. «Роль отечественной современной науки в укреплении государственных традиций».

2. «Роль религиозных институтов современной России в сохранении духовно-нравственного здоровья общества: следование традиции или дань моде?»

3. «Традиции национальных культур народов России и влияние на них идей «массовой культуры».

4. «Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры».

5. «Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований».

6. «Пути и средства формирования духовных ценностей общества современной России».

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

Индивидуальная проектно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее ав­торское видение проблемы, оригинальное ее толко­вание или решение. Она направлена на развитие у студентов навыков сбора информации, умений работы с текстами по истории, в том числе и их конспектирования. Она предполагает сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выбранной из предложенного списка проблем. Проектно-исследовательская работа должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к подобного рода работам (соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники, объем до 5-6 страниц листа А-4, размер шрифта 14, полуторный интервал, список, использованной литературы). Плагиат исключается.

Проектно-исследовательская работа выполняется каждым студентом. Тему работы выбирает самостоятельно. В отдельных случаях студент может представить и другую (не представленную в УМК) тему по обсуждаемой проблеме после согласования с преподавателем. Представление данной работы проводится автором в устной форме на занятии, с обяза­тельной демонстрацией фрагментов работы при помощи презентации. Студенты, не выступившие на занятии, сдают свою работу преподавателю для проверки и последующей оценки.

Литература

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.

- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. М., 2013.

- Аналитический доклад ИС РАН в сотрудничестве с Фондом Ф. Эберта "Молодежь новой России: ценностные приоритеты". М., 2007. См. Интернет-ресурс: http://isras.ru/analytical_report_Youth.html 7.

- Выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге 2 июня 2009. См.: Интернет-ресурс: http://www/religare.ru/2_65619/html 6.

- Остановить духовно-нравственный развал в современном обществе. 25.01. 2013. Интернет ресурс: http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/25/ostanovit_duhovnonravs...

- Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.

- Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции. М., 1998.

Раздел 4. Тема 4.3. Практическое занятие. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.

Порядок проведения:

Часть 1. Знакомство с историей и предназначением всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций.

Заслушивание кратких информационных сообщений на тему:

1. Всемирные и региональные правительственные организации. (Например: Совет Европы; Организация американских государств (ОАГ); Лига арабских государств (ЛАГ) и др.).

2. Всемирные и региональные неправительственные организации. (Например: Всемирный Совет мира; Европарламент; Международный Красный Крест; Международный союз студентов и др.).

3. Военно-политические организации. (Например: Североатлантический пакт (НАТО); Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.).

4. Экономические и финансовые организации. (Например: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, "Общий рынок"); Международный валютный фонд (МВФ); Всемирная торговая организация (ВТО); Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);

- Парижский клуб, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.).

Часть 2. Составление на основе выступлений классификационных таблиц всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций по сфере деятельности, выполняемым функциям, по кругу участников.

Часть 3. Работа студентов с документами, характеризующими деятельность Организации Объединенных наций (ООН); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; Содружества независимых государств (СНГ) и других организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.

Перечень документов, которые должны быть на занятии:

- Всеобщая Декларация прав человека. Принята генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.

- Хартия Европейской безопасности от 19.11. 1999.

- Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств от 5.10 2007.

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

В ходе подготовки следует подготовить сообщения продолжительностью до 5 мин., по перечисленным в плане проведения занятия темам.

Литература

- Воронин А.С. АСЕАН. Испытание на прочность// Азия и Африка сегодня. 2009. № 8. С. 9–14.

- Горовой В.А. Содружество Независимых Государств– реалии и перспективы. М., 2008.

- Давыдов В.М. Восходящие страны-гиганты на современной мировой арене// Латинская Америка. 2009. № 7. С. 7–21.

- Денисов В.Т. Международные финансовые организации: истоки, тенденции, перспективы развития: учеб. пособие для вузов. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2009.

- Ивашов Л.Г. Трансформация НАТО: действительность или видимость? // Новая и новейшая история. 2009. №1. С. 10-21.

- Кива А.В. Страны БРИК в мечтах и реальности// Общественные науки и современность. 2009. № 5. С. 26–36.

- Косов Ю.В. Содружество Независимых Государств: институты, интеграционные процессы, конфликты: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2009.

- Наумов А.О. Введение в теорию и практику деятельности международных неправительственных организаций. М.: МАКС Пресс, 2008.

- Наумов А.О. Международные неправительственные организации в современной мирополитической системе. М.: КРАСАНД, 2009.

- ООН в начале XXI века/ Ин-т Африки РАН; отв. ред. А.А. Громыко, А.И. Бельчук и др. М., 2008.

- Файзуллаев Д.А. ОДКБ: формирование системы коллективной безопасности/ Азия и Африка сегодня. 2009. № 7. С. 20–25.

- Шагабиева Е. Международные неправительственные организации: их виды, особенности, категории и характер // Власть. 2010. №9.

Тема 4.6. «Круглый стол». Перспективы развития Российской Федерации в современном мире.

Вопросы для обсуждения:

  1. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития.
  2. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
  3. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.
  4. Геополитический характер вызовов, с которыми столкнулась Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. Достижения и просчеты России в области внешней политики.

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

Формой проведения данного занятия является «круглый стол». Целью данной формы является предоставление участникам возможности высказать свою точку зрения по обсуждаемой заключительной теме дисциплины. Студентам следует заранее ознакомиться с темой обсуждения в целом и содержанием каждого вопроса, выносимого на обсуждение, в частности. По каждому вопросу, внесенному в план «круглого стола», назначается эксперт, который начитывает материал для того, чтобы обладать необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Ведущий «круглого стола» назначается преподавателем.

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.

- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. М., 2013.

- Обществознание: Глобальный мир в XXI веке. Учебник. 11 класс / Под ред. Л.В. Полякова. М., 2008.

Дополнительная

- Арбатов А. Угрозы реальные и мнимые // Россия в глобальной политике. 2013. № 1.

- Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М., 2008.

- Крамаренко А. Окончание холодной войны: обретение смысла //Россия в глобальной политике. 2009. №1.

- Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья: аналит. альманах. Вып. 19/ Под ред. Е.М. Кожокина. М., 2008.

- Россия и ЕС в Центральной Азии/отв. ред. М.Г. Носова. М., 2008.

- Россия и страны Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки: проблемы и перспективы сотрудничества: сборник статей/ отв. ред. Г.К. Прозорова. М.: Восток-Запад, 2009.

- Треугольник Россия-Китай-США в АТР: факторы неопределенности/ отв. ред. В.Б. Амиров, В.В. Михеев. М., 2009.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.

- Уткин А.И. Глобализация: процесс осмысления. М., 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: