Тема № 12. Федеративное устройство Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Основные формы государственно-территориального устройства.

2. Становление и развитие федерализма в России.

3. Принципы федеративного устройства и конституционные признаки РФ как суверенного федеративного государства.

4. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ.

Дополнительная литература:

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ» (с изм.).

Вельяминов Г.М. Соотношение принципов самоопределения народов и территориальной целостности, а также проблемы признания // Государство и право. 2010. № 10.

Заметина Т.В. Конституционные основы национальной политики Российской Федерации: к новой концепции // Правоведение. 2009. № 4.

Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. 2007. № 2.

Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. № 11.

Тихомирова Л.А. Понятие разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов // Право и политика. 2010. № 12.

Черкасов К.В. Федеральные округа: сущность и место в федеративном устройстве России // Государство и право. 2008. № 12.

Методические рекомендации по изучению:

При изучении темы необходимо:

дать определение федеративного устройства государства, назвать принципы федеративного устройства Российской Федерации (государственная целостность Российской Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, равноправие субъектов Российской Федерации)

дать определение конституционно-правовому статусу Российской Федерации и раскрыть его элементы (государственный суверенитет, территория, единое гражданство, единая правовая система, единое экономическое пространство, органы государственной власти и т.д.), назвать предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; назвать виды субъектов Российской Федерации и раскрыть их правовое положение, охарактеризовать административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, назвать формы взаимодействия субъектов Российской Федерации между собой и «федеральным центром»

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенность правового положения таких субъектов Российской Федерации как республики?

2. Что такое сложносоставные субъекты Российской Федерации?

3. Каково соотношение понятий «национальный» и «государственный» суверенитет?

4. Что такое национально-культурная автономия?

5. Каков порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации?

Тема № 13. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Понятие признаки органа государственной власти.

2. Принципы организации и деятельности органов государственной власти.

3. Государственные органы с особым статусом.

Дополнительная литература:

Безруков А.В. Законодательная власть в системе разделения властей в России // Современное право. 2010. № 2.

Безруков А.В. Единство и разделение государственной власти: проблемы сочетания и реализации // Конституциональное и муниципальное право. 2009. № 21.

Матейкович М.С. Конституционные основы взаимоотношений органов публичной власти // Государство и право. 2007. № 3.

Парасюк Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия «механизм государства» // Российская юстиция. 2009. № 11.

Черкасов К.В. «Государственный орган»: некоторые проблемы правовой неопределенности категории // Российская юстиция. 2009. № 12.

Методические рекомендации по изучению:

При изучении темы необходимо:

уяснить определение органа государственной власти, усвоить его признаки (образуется в установленном законом порядке, имеет определенную компетенцию, наделен властными полномочиями и т.д.); изучить классификацию органов государственной власти (по способу возникновения, по уровню осуществляемой деятельности, по функциям, по времени действия)

раскрыть принципы деятельности органов государственной власти (законность, принцип разделения властей, принцип федерализма, принцип народовластия, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, открытый характер деятельности); изучить, что представляют собой государственные органы с особым статусом, назвать их, раскрыть особенности правового положения

Вопросы для самоконтроля:

1. Как соотносятся «орган государственной власти» и «государственный орган»?

2. Назовите признаки органа государственной власти.

3. Как обеспечивается доступ к информации о деятельности органов государственной власти?

4. Что представляют собой органы общей компетенции?

5. Что такое первичные органы государственной власти?

6. В чем заключается особенность правового положения прокуратуры РФ по сравнению с другими органами государственной власти?

Тема № 14. Избирательная система Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Избирательная система: понятие, принципы.

2. Виды избирательных систем.

3. Избирательный процесс: понятие, стадии.

Дополнительная литература:

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме РФ» (с изм.).

Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (с изм.).

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изм.).

Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «юриспруденция» / Под ред. Лучина В.О. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

Ионов И.А. Защита избирательных прав граждан избирательными комиссиями // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 2.

Забайкалов А.П. Ограничение голосования по почте в Российской Федерации // Право и политика. 2009. № 7.

Постников А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства // Журнал российского права. 2004. №2.

Старостина И.А. Российское избирательное право: доктрина и законодательство // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24.

Суворова Е.И. Избирательные права граждан в России: состояние и тенденции развития // Гражданин и право. 2007. № 7.

Методические рекомендации по изучению:

При изучении темы необходимо:

уяснить сущность выборов, изучить правовые основы выборов в Российской Федерации; определить, что представляет собой избирательна система (в узком и широком смысле), определить, что представляет собой избирательное право (в объективном и субъективном смысле), назвать основные принципы избирательной системы

усвоить дать определение избирательного процесса, назвать стадии избирательного процесса (назначение выборов, выдвижение кандидатов, формирование избирательных комиссий и т.д.), раскрыть их содержание.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими нормативными актами регулируются выборы в Российской Федерации?

2. Как соотносятся понятия «избирательное право» и «избирательная система»?

3. Назовите достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы.

4. Какие требования предъявляются к образованию избирательных округов?

5. Как формируется Центральная избирательная комиссия Российской Федерации?

6. В каких случаях выборы признаются несостоявшимися, а в каких – недействительными?

7. Что такое «абсентеизм»?

Тема № 15. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти.

2. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

3. Компетенция Президента РФ. Акты Президента РФ.

4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Дополнительная литература:

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы»;

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия»;

Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (с изм.);

Федеральный закон от 12.02.2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (с изм.);

Указ Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» (с изм.);

Брежнев О.В. Судебный конституционный контроль при досрочном прекращении полномочий Президента РФ: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19.

Гончаров В.В. Место и роль института Президента РФ в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. № 3.

Зуйков А. В. Российская модель института президентства по Конституции 1993 г.: основные положения // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 5.

Зуйков А.В. Развитие законодательства о выборах Президента РФ в 1993-2008 годах // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 20.

Колбая С.Г. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Журнал российского права. 2004. № 4.

Кукушкин Е.В., Зуйков А.В. О конституционно-правовом смысле присяги Президента РФ // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22.

Марино И. Отрешение Президента РФ от должности: разработки, концепции, позиции участников Конституционного совещания 1993 г. // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.

Щипанов А.В. Формирование и развитие Администрации Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 10.

Методические рекомендации по изучению:

При изучении темы необходимо:

изучить становление института президентства в Российской Федерации; раскрыть функции Президента Российской Федерации (в соответствии со ст. 80 Конституции РФ), его место и роль в механизме российской государственности, изучить нормативно-правовые акты, определяющие статус Президента Российской Федерации, регулирующие порядок выборов Президента Российской Федерации, уяснить конституционные требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ

изучить стадии избрания Президента РФ, порядок вступления в должность, приведение Президента РФ к присяге; полномочия Президента в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием РФ, с Правительством РФ, судебными органами, в сфере международных отношений, в сфере обороны, в сфере правового статуса личности, во взаимоотношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации

определить правовые акты, издаваемые Президентом РФ, их юридическую силу и порядок вступления в действие

изучить основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ (отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, отрешение Президента РФ от должности), а также уяснить порядок временного исполнения полномочий Президента РФ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково положение Президента Российской Федерации в системе органов российского государства?

2. Назовите основные направления деятельности Президента Российской Федерации.

3. В чем заключается президентская неприкосновенность?

4. Что представляют собой «скрытые полномочия главы государства»?

5. Какова роль полномочных представителей Президента Российской Федерации?

6. Изложите процедуру отрешения от должности Президента Российской Федерации.

Тема № 16. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: понятие, структура, функции

2. Порядок формирования палат Федерального Собрания РФ

3. Полномочия и внутренняя организация палат Федерального Собрания РФ.

4. Законодательный процесс.

5. Конституционно-правовой статус парламентария.

Дополнительная литература:

Федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (с изм.).

Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (с изм.).

Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм.).

Федеральный закон от 27.12.2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ» (с изм.).

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате» (с изм.).

Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (с изм.).

Булаков О.Н. Развитие структуры верхних палат парламентов: российская практика и мировой опыт // Законодательство и экономика. 2004. №3.

Глигич-Золотарева М.В. Актуальные проблемы парламентаризма: реализация законотворческих функций // Гражданин и право. 2006. № 8.

Гранкин И.В. От «нулевых чтений» к всенародному обсуждению законопроектов // Государство и право. 2007. № 7.

Демидов М.В. Парламентский контроль в Российской Федерации: современное состояние и проблемы реализации // Государство и право. 2009. № 4.

Спиридонов А.А. Общие принципы проведения парламентских расследований в Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Российская юстиция. 2007. № 3.

Методические рекомендации по изучению:

При изучении темы необходимо:

охарактеризовать правовое положение парламента (функции, порядок формирования), изучить особенности правового положения парламента в зависимости от формы правления;

изучить функции Федерального Собрания РФ, раскрыть порядок формирования и внутреннюю организацию палат Федерального Собрания РФ, назначение комитетов и комиссий, организационно-правовые формы работы Государственной Думы и Совета Федерации

изучить конституционные полномочия Государственной Думы и Совета Федерации (ст. 102, 103 Конституции), определить основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ, изучить акты, принимаемые палатами Федерального Собрания

уяснить, что представляет собой законодательный процесс, каковы субъекты права законодательной инициативы, изучить основные и факультативные стадии законодательного процесса;

изучить правовое положение парламентария (депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации), его полномочия, формы деятельности, гарантии и ответственность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите должностных лиц Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Назовите порядок преодоления президентского вето.

3. Кто обеспечивает деятельность палат Федерального Собрания РФ?

4. Каков порядок вступления в силу федеральных законов?

5. В чем заключается особенность принятия федеральных конституционных законов?

6. Перечислите субъектов законодательной инициативы.

Тема № 17. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти.

2. Состав, порядок формирования, срок полномочий и отставка Правительства Российской Федерации.

3. Полномочия и порядок деятельности Правительства Российской Федерации.

4. Акты Правительства Российской Федерации.

Дополнительная литература:

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О правительстве РФ» (с изм.).

Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изм.).

Арзамасов Ю.Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2007. № 6.

Гончаров В.В. Проблемы и перспективы взаимодействия Федерального Собрания РФ с федеральными органами исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2010. № 3.

Гончар Н.В., Осадчая Н.В. Правовая природа терминов «государственное управление» и «исполнительная власть» и их судьба в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2004. №5.

Стародубцева И.А. Конституционно-правовая ответственность Правительства перед парламентом в России и Франции // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8.

Черкасов К.В. Система органов исполнительной власти на уровне федерального округа: вопросы построения и развития // Российская юстиция. 2008. № 6.

Методические рекомендации по изучению:

При изучении темы необходимо:

дать общую характеристику правовому положению правительства (порядок формирования, состав, полномочия, ответственность); определить место и роль Правительства РФ в системе федеральных органов государственной власти, назвать правовые основы и принципы деятельности Правительства РФ, назвать основные направления деятельности Правительства РФ; раскрыть порядок формирования, состав и структуру Правительства, усвоить основания и порядок отставки Правительства РФ;

изучить конституционные полномочия Правительства РФ (ст.114 Конституции), полномочия Правительства, закрепленные в федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ» (ст.13-22), правовые акты, принимаемые Правительством (юридическая сила, порядок вступления в действие)

изучить систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль Правительства РФ в законодательном процессе?

2. Раскройте порядок назначения Председателя Правительства РФ.

3. Назовите основания отставки Правительства РФ.

4. Назовите федеральные органы исполнительной власти, непосредственно работающие под началом Президента РФ.

5. Какие задачи решает Аппарат Правительства РФ?

Тема № 18. Конституционные основы судебной власти Российской Федерации

Учебные вопросы:

1. Понятие и функции судебной власти РФ.

2. Судебная система РФ.

3. Конституционно-правовой статус судей в РФ.

Дополнительная литература:

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»;

Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-I «О статусе судей в РФ» (с изм.);

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (с изм.);

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (с изм.);

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» (с изм.);

Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» (с изм.);

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах РФ» (с изм.);

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» (с изм.);

Брежнев О.В. Неприкосновенность судей Конституционного Суда России и конституционных (уставных) судов субъектов РФ: проблемы правового регулирования // Право и политика. 2010. № 8.

Кожевников О.А. Россия должна совершенствовать работу собственных судов в соответствии с позициями Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ // Международное публичное и частное право. 2010. № 6.

Кравец И.А. Конституционная жалоба: традиции и новации в механизме гарантий прав и свобод личности // Журнал российского права. 2003. №8.

Лазарев В.В. Прецедентное решение Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2009. № 6.

Моммсен М., Нуссбергер А. Российский конституционный суд между правом и политикой // Журнал российского конституционного права. 2008. № 6.

Петрухин И.Л. Судебная власть: контроль за расследованием преступлений. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей (научно-правовые, философские и исторические аспекты) // Государство и право. 2000. N 110.

Методические рекомендации по изучению:

При изучении темы необходимо:

определить функции судебной власти, охарактеризовать место судебных органов в механизме государственной власти, раскрыть конституционные принципы правосудия; дать определение судебной системы Российской Федерации, назвать правовые основы организации судебной системы Российской Федерации, элементы судебной системы РФ

изучить конституционные основы статуса судей РФ (независимость судей и подчинение только закону, неприкосновенность и несменяемость судей), требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи РФ, основания прекращения полномочий судьи РФ;

раскрыть порядок образования Конституционного Суда РФ, а также его структуру в соответствии с федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ»; изучить полномочия Конституционного Суда РФ, установленные ст.125 Конституции РФ и федеральным конституционным законом;

изучить виды решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, раскрыть их юридическую силу, проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ, последствия неисполнения решений Конституционного Суда РФ;

изучить особенности правового положения судьи Конституционного Суда РФ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Входят ли третейские суды в судебную систему Российской Федерации?

2. Какие суды относятся к судам субъектов Российской Федерации?

3. Раскройте порядок назначения на должность судей Конституционного Суда?

4. В чем заключается толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ?

5. Каково правовое положение Верховного Суда Российской Федерации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: