Тема 2.3 Человек как биосоциальное существо. Общество и личность

I.Задания для самостоятельной работы

1. Выясните, какое место занимает антропологическая проблематика в истории социально-философской мысли.

2. Рассмотрите соотношение биологического и социального, родового и конкретно-исторического в человеке.

3. Проанализируйте личность как целокупность социальных свойств и качеств человека.

4. Мысленно проследите процесс формирования личности и определите его факторы.

5. Установите элементы, структуру и дайте типологию личности.

6. Раскройте, как изменялось соотношения общества и личности в ходе исторического развития общества.

7. Проанализируйте соотношение социального детерминизма, свободы и ответственности в деятельности личности.

8. Ознакомьтесь с тем, как решались проблемы конечности индивидуального существования человека, жизни и смерти, смысла жизни в философской литературе и сформулируйте свое понимание этих проблем.

II.Рекомендации по выполнению заданий

«Точкой отсчета» при изучении этой темы должно стать уяснение того, что человек является двойственным – биосоциальным – существом и в качестве такового он принадлежит двум мирам одновременно: природному и социальному. Сначала нужно выяснить каковы природные, биологические особенности человека, а затем, каковы социальные или личностные особенности человека. Но простого признания двусторонности человека недостаточно. Необходимо также разобраться в оживленно обсуждаемой проблеме соотношения этих сторон, проанализировать позицию тех авторов, которые считают, что определяющей стороной в человеке является его биология, и тех, которые считают, что главное в человеке то, что он социальное существо. Определитесь со своей собственной позицией по этому вопросу.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Уясните, что представляет собой этот процесс, каково его содержание, каковы его этапы, как соотносятся в нем стихийное и сознательно-целенаправленное воспитательное воздействие, какие факторы оказывают на него влияние?

Люди не могут жить вне общества, субъектами и объектами социальных связей которого они являются. Однако в процессе исторического развития общества отношение между обществом в целом и отдельными, живущими в нем людьми, складывалось по-разному. Проанализируйте изменение этого отношения и выясните его наиболее существенные черты. Определите, что такое отчуждение. Как решается проблема соотношения общества и личности в современных высокоразвитых демократических странах? Каковы основные права и свободы человека и гражданина и как они корреспондируются с его обязанностями? Почему невозможна безграничная свобода и почему с нею неразрывно связано тяжкое бремя ответственности, чтобы уйти от которого люди нередко отказываются и от свободы? Попытайтесь разобраться в этих непростых вопросах, которые то и дело возникают перед людьми и в их повседневной жизни.

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Кармин, А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 558 с. С. 98-197.

2. Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 678-722.

Дополнительная литература

1. Бегматов А. С. О динамике взаимосвязи общества и личности//Социально-гуманитарные знания. 2008, № 1.

2. Борзенко И. М. И др. Основы современного гуманизма. – М., 2002.

3. Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека. Фактор социума//Общественные науки и современность. - 2003. - № 6.

4. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. - Ростов-н/Д, 1994.

5. Волков Ю. Г. Личность и гуманизм //Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 1.

6. Горбачев В. Г. Предпосылки становления и статус философской антропологии//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1.

7. Гуревич П. С. Философская антропология. – М., 2001.

8. Ивлева М. И. Спиритуализм и персонализм как два подхода к изучению личности//Социально-гуманитарные знания. 2008, № 4.

9. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М., 1991.

10. Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе / Социс, 2010, № 9.

11. Кебина Н. А. «Рождение» смысла жизни через постижение смысла смерти//Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 2.

12. Карпов М.М. Смысл жизни человека. - Изд-во РГУ, 1994.

13. Кравченко А.Я. Каким путем может быть разрешена проблема бессмертия //Философские исследования. - 1995. - № 3.

14. Крапивенский С. Э., Фельдман Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции//Философия и общество. – 2004. - № 2.

15. Мир философии. Ч.II. Разд 5. - М., 1991.

16. О человеческом в человеке. - М., 1991.

17. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. - М., 1999.

18. Пуляев В. Т. Человек: единство природы и социума//Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 5.

19. Разин В. М. Размышления о смерти и бессмертии на рубеже третьего тысячелетия//Философские науки. – 2004. - № 2,3.

20. Рубчевский К. В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация//Общественные науки и современность. – 2003. - № 3.

21. Спасибенко С. Г. Социальная структура человека//Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 1.

22. Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека//Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 3.

23. Спасибенко С. Г. Всесторонность и социально-историческая ограниченность способностей и потребностей человека//Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 4.

24. Спасибенко А. Г. Социально-психологические и биолого-генетические свойства человека//Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №1.

25. Спасибенко С. Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека//Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 2.

26. Спасибенко С. Г. Социализация человека//Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 5.

27. Современная наука: познание человека. - М., 1985.

28. Ткачев В. Н. Сотворение личности. - М., 1998.

29. Улевич Е. С. Человек и общество: методологический аспект проблемы их взаимосвязи//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №3.

30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

31. Хоружий С. С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта//Вопросы философии. – 2003. - № 1.

32. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1991.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Чем философский подход к человеку отличается от психологического и медицинского?

2. Как трактуется в философии природа и назначение человека?

3. Чем определяются способности человека природой или воспитанием?

4. В чем состоит диалектика индивидуального и родового в человеке?

5. Что означает тезис К. Маркса о том, что сущность человека не есть абстракт присущий индивиду, а в своей действительности представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений?

6. В чем философский смысл проблемы жизни и смерти?

7. Что такое личность?

8. В чем состоит «богатство» личности?

9. Личностью рождаются или становятся?

10.Личность понятие вневременное или историческое?

11.В чем ценность свободы?

12.Свободна ли человеческая воля?

13.Где граница между свободой и ответственностью личности?

14.В каком отношении находятся необходимость и свобода?

15.Есть ли смысл в жизни?

16.Что такое счастье?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: